Окружающий мир Моря, озера, реки


Конспект урока окружающего мира в 4В класс МАОУСОШ №4.
Тема: «Моря, озера и реки России».
Тип: изучение нового материала.
Цель: сформировать у учащихся представление о морях, реках и озерах России.
Задачи:
Обучающие:
Научить учащихся различать моря, реки, озера и океана России;
Находить и показывать моря, реки и озера на физической карте России;
Учить добывать новые знания: извлекать информацию из карты, из учебника (текст), из иллюстрации и т.д.
Развивающие:
Развивать кругозор, устную речь, творческое мышление;
Развивать навык сравнения, сопоставления, формировать доказательность суждений.
Воспитательные:
Стимулировать развитие познавательного интереса.
Оборудование:
Учебник «Мир вокруг нас» (часть 1), А.А. Плешаков, страницы 72 – 76.
Мультимедийный проектор, презентация.
Рабочие тетради учащихся.

Ход урока:
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Методическое обоснование
Орг. момент - Проверьте свою готовность к уроку, на парте должны лежать учебник, пенал, рабочие тетради, дневники. Садитесь. (учащиеся стоят, проверяют свою готовность к уроку, садятся на места) Проверить включение учащихся в деятельность на уроке, их мотивационный настрой.
Повторение ранее изученного материала
- Мы с вами начали знакомство с новым разделом «Природа России», мы продолжаем путешествие по территории нашей страны, будем дальше знакомиться с ее природными особенностями, с разнообразием и красотой природы России.
- На прошлом уроке мы познакомились с равнинами и горами, которые есть в нашей стране. Сейчас по пройденному материалу мы напишем небольшой тест. Запишите дату, классная работа, напишите слово «Тест», поставьте цифру 1 и приготовьтесь слушать вопрос. Записываем только букву, которая на ваш взгляд является правильным ответом. Будьте очень внимательны, есть один вопрос с подвохом, на которого нет правильного ответа – ставим прочерк, есть вопрос с 2 правильными ответами.
1) Узнай по описанию: Эта равнина – величайшая в мире. Ее поверхность не совсем ровная. Здесь есть низменности, возвышенности и холмы.
А- Восточно-Европейская равнина
Б- Западно-Сибирская равнина
В- Среднесибирское плоскогорье
2) Самые высокие горы России:
А – Уральские горы
Б- Кавказские горы
В – вулканы Камчатки
3) В список Всемирного природного наследия включены:А- Уральские горы
Б- Кавказские горы
В- Алтай – Золотые горы
Г- вулканы Камчатки
4) Где находится Ильменский заповедник?
А – на Русской равнине
Б – на Кавказе
В – на Камчатке
Г – на Урале
5) Наш город расположен на …
А- Среднесибирское плоскогорье
Б – Восточно-Европейской равнине
В – Западно-Сибирской равнине
6) Какая гора является самой высокой точкой России?
А – гора Народная
Б – гора Белуха
В – гора Эльбрус
- После урока вы сдадите свои рабочие тетради, я проверю, как вы справились с тестом и как выполнили домашнее задание.
(пишут тест) Проверить уровень сформированности представлений учащихся о равнинах и горах России.
Актуализация знаний - Сегодня мы с вами знакомимся с новой темой. Давайте узнаем, какая тема нашего сегодняшнего урока.
- Отгадаем загадки:
1- Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьётся.
Из него вода не пьётся,
Потому что не вкусна –
И горька, и солона (море)
- Как догадались что это море?
(слайд 1)
2- Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий в море (река)
(слайд 2)
3- Стоит корыто, полно воды налито (озеро)
(слайд 3)
- Как вы думаете, какая тема нашего урока?
(слайд 4)
- Что мы должны узнать на уроке?
- Запишите тему урока в тетради. - глубокое, широкое, вода соленая.
- лента, у реки есть русло (продолговатое углубление по которому движется водный поток), берет начало в истоке, а место впадения реки в другой водоем, море или озеро – это устье
- Моря, озера и реки России
(предположения детей) Подготовить учащихся к восприятию нового материала, определить тему и задачи урока.
Совместное открытие нового - Сегодня на уроке мы познакомимся с водоемами нашей страны, с океанами, морями, реками и озерами России.
- Что такое океан?
(слайд 5)
- Обратимся к физической карте на 64-65 страницах учебника.
-Моря какого океана омывают наш материк на севере?
- Моря какого океана омывают восточный берег Евразии?
- Как вы думаете, почему этим океанам дали такие названия?
- Наш материк омывают моря 3 океанов. Мы с вами назвали только 2, наша задача – выяснить, моря какого океана омывают наш материк на западе.
- Откройте учебник на 72 страницы. Давайте найдем ответ на этот вопрос.
- Какой океан находится на западе?
- Какие моря относятся к Атлантическому океану?
- Посмотрите на слайд, как вы думаете, моря каких океанов здесь изображены?
- Почему?
(слайд 6, 7, 8)
- Давайте покажем эти океаны на физической карте. Один человек мне будет помогать у доски, остальные проверяйте, правильно ли он показывает местонахождение океана.
(слайд 9)
- Покажи Северный ледовитый океан, Тихий океан, Атлантический.
- Откройте учебники на 64 – 65 страницах, мы с вами уже сказали, что к Атлантическому океану относятся Балтийское и Черное море.
- Покажи на карте эти моря. В какой части материка они находятся?
- Какие моря относятся к Северному Ледовитому океану?
- Какие моря относятся к Тихому океану?
- Молодцы! Сейчас наш путь лежит уже на территорию нашей страны, и мы поговорим об озерах.
- Какое самое глубокое пресное озеро расположено на территории нашей страны?
- В какой список внесено это озеро?
- Почему?
(слайд 10)
- Давайте найдем и покажем это озеро на карте.
(слайд 11)
- Иногда озера называют «голубыми глазами Земли», как вы думаете, почему?
- Самым большим озером на территории нашей страны является Каспийское озеро, или по-другому его называют морем. Это озеро-море самое крупнейшее озеро в мире!
- Давайте найдем это озеро-море на карте.
- Мы с вами не поговорили обо всех озерах нашей страны, так как их на территории России свыше 2 миллионов. И мы с вами переходим к рекам, которые есть в нашей стране. Их тоже более двух миллионов.
- Какие реки России вы знаете?
- Откройте учебники на стр. 74. Прочитайте самостоятельно абзац, который начинается со слов «Реки, как и озера...». В свои рабочие тетради запишите названия самых крупных рек, подготовьтесь показать эти реки на карте.
- Какие реки являются самыми крупными в России?
- Давайте покажем и на карте. (предположения детей)
- Северный ледовитый океан
- Тихий океан
- Северный ледовитый, т.к. на севере и там много льдов, а Тихий, т.к. воды в нем спокойные.
(читают информацию учебника)
- Атлантический
- Балтийское море и Черное море
(ответы учащихся)
(1 ученик показывает, остальные проверяют его работу)

- на западе
(ищут на карте)
- Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море, Белое море
- Берингово море и Охотское море
- Байкал
- Список Всемирного наследия
- в нем содержится большая часть пресной воды на земле
(1 человек у доски)
(предположения детей)
(1 человек у доски)
(ответы учащихся)
- Волга, Обь, Енисей, Лена и Амур.
(5 человек показывают реки) Научить детей работать с физической картой мира, показывать на карте океаны, моря, реки и озера, учиться формулировать высказывания, находить недостающую информацию.
Закрепление нового материала - Давайте выполним задание, нужно соотнести название водоема с его местоположением.
(работа с диском к учебнику)
- Что нового узнали?
- Сколько океанов омывают наш материк?
- Самое глубокое озеро России?
- Самое большое озеро в мире?
- Назовите самые крупные реки. (3 человека у доски: моря, озера, реки)
- 3
- Байкал
- Каспийское море
- Волга, Лена, Енисей, Амур, Обь. Проверить первичное восприятие детей по новой теме.
Подведение итогов Оценивание деятельности учащихся Оценить деятельность каждого на уроке.
Информация о Д/зСтр.72-77, задание №4 стр. 75. Дополнительный материал (резерв) (прочитать о первом морском заповеднике)