Контрольно-оценочные средства Русский язык и культура речи


КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЖЕЛЕЗНОГОРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Комплект контрольно-оценочных средств
по учебной дисциплине
ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи
программы подготовки специалиста среднего звена
по специальности
13.02.07 «Электроснабжение (по отраслям)»
2015 г.
ОДОБРЕН
предметной (цикловой) комиссией
гуманитарных и обществоведческих дисциплин и ОБЖ
Протокол № ____ от ________ 20____г
Председатель _________/Плющова М.А./ Составлен в соответствии с
обязательным минимумом и примерной программой Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденным приказом Министерства образования России от 05.03.2004 г. № 10-89 и уровню подготовки выпускника по специальнос-ти 13.02.07 «Электроснабжение (по отраслям)».
Заместитель директора по УР и ТО
_____________ 20____г
_____________ /Григорьева С.С./
Организация-разработчик: ОБПОУ «Железногорский ПК»
Разработчик: Веретенникова О.В. – преподаватель
ОБПОУ «Железногорский ПК»
СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств………………… 4

Результаты освоения учебной дисциплины,
подлежащие проверке …………………………………………………. 6
Оценка освоения учебной дисциплины ………………………………11
Формы и методы оценивания ……………………………………………………………11
Контрольно-оценочные материалы для итоговой аттестации по
учебной дисциплине………………………………………………….. 13
Литература…………………………………………………………………………………………..29
Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Русский язык и культура речи».
КОС включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета.
КОС разработаны на основании:
- программы подготовки специалиста среднего звена СПО 13.02.07 «Электроснабжение (по отраслям)».;- программы учебной дисциплины русский язык.
В результате освоения учебной дисциплины русский язык обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по специальности СПО 13.02.07 «Электроснабжение (по отрослям)». базовой подготовки следующими умениями, знаниями (собственная нумерация в соответствии с программой дисциплин) и общими компетенциями:
Уметь:
У1 осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
У2 анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
У3 проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.
Знать:
З1 связь языка и истории, культуры русского и других народов;
З2 смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
З3 основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
З4 орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определенных руководителем.
ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Формой аттестации по учебной дисциплине, предусмотренной учебным планом является дифференцированный зачёт .
2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций.
Знания, умения, общие компетенции Результаты обучения: знания, умения, общие компетенции Показатели оценки результата
Форма контроля и оценивания для промежуточной аттестации
З1Знать связь языка и истории, культуры русского и других народов Представление русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа. Определение роли, места и функций русского языка в современном мире.
Определение связи языка и истории, культуры русского и других народов. Перечисление основных языковых семей. Дифференцированный зачёт
З2Знать смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи
Определение смысла понятий русского литературного языка (речевая ситуация и ее компоненты, языковая норма, культура речи) и правил их применения. Формулирование понятий: речевая ситуация, литературный язык, языковая норма, культура речи, объяснение их смысла.
Изложение компонентов речевой ситуации. Владение литературным языком. Ориентирование в стилях текста. З3 Знать основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь
Изложение существующих подходов к классификации единиц языка. Перечисление основных единиц и уровней языка.
Описание их признаков. Установление взаимосвязи основных единиц и уровней языка. З4Знать орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общенияПеречисление существующих стилей русского языка. Распознание стилей по их признакам. Владение нормами речевого поведения в разных речевых ситуациях.
Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка.
Различение, определение, подбор, распознавание, применение и выполнение действий, связанных со знанием правил современного русского литературного языка. У1Уметь осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач Совершенствование способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Систематизирование теоретических знаний по различным разделам. Формулирование правил и иллюстрирование примерами по разделам курса «Русский язык». Представление в письменной форме высказывания на заданную тему.
Квалифицирование средств речевой выразительности, Использование в полном объеме знания орфографии и пунктуации, доказательства своей точки зрения.
Создание устных и письменных монологических и диалогические высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения.Соблюдение в практике письма орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка.
Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.
Знание основных приемов использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.
Обоснованность выбора стилевой принадлежности текста, соблюдение требований культуры речи, аргументированность и правильность анализа устной или письменной речи.
Оценивание стилевой структуры текста для распознавания языковых средств, группирующихся вокруг той или иной стилевой черты. У2Уметь анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления Умение анализировать, классифицировать, дифференцировать, группировать, соотносить, сравнивать, контролировать, восстанавливать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. У3 Уметь проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка. Изложение характеристик стилистических ресурсов текста. Знание приемов анализа текста.
Знание отличительных признаков стиля. Определение стилистики текстов, выделение характерных языковых признаки каждого стиля и составление текстов заданной стилистической принадлежности. ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии. ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определенных руководителем. Своевременность сдачи заданий. Оценивание эффективности и качества выполнения поставленных задач. Рациональное распределение времени на выполнение заданий. ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. Обоснование и аргументированность принимаемых решений в стандартных и нестандартных ситуациях. Анализ рабочей ситуации, самооценка деятельности, отвтственность за результат работы. ОК 4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. Обоснование выбора и оптимальность состава источников, необходимых для решения поставленнойзадачи ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Использование информационных систем для решения вопросов в области совершенствования профессиональной деятельности ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. Ясное и аргументированное изложение собственного мнения при групповом обсуждении.
Соответствие нормам устной речи.
Представление полноты и доступности рекомендаций клиентам. ОК 7 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) Обоснование необходимости исполнения воинской обязанности.
Представление полученныхпрофессиональных знаний в процессе прохождения воинской службы
3. Оценка освоения учебной дисциплины:
3.1. Формы и методы оценивания
Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС по дисциплине русский язык, направленные на реализацию программы общего образования, на формирование общих и профессиональных компетенций. Технология оценки З и У – пятибалльная.
Оценка устных ответов обучающихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний обучающихся по русскому языку. Развернутый ответ должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа обучающегося надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если обучающийся: 1) полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 — 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.Оценка «2» ставится, если обучающийся обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если обучающийся обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки обучающегося отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных обучающимся на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы обучающегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике. Контрольно-оценочные материалы для итоговой
аттестации по учебной дисциплине
Предметом оценки являются умения и знания. Контроль и оценка осуществляются с использованием следующих форм и методов: дифференцированный зачет
Оценка освоения дисциплины предусматривает использование пятибалльной системы
Комплект материалов для оценки освоенных умений и усвоенных знаний по учебной дисциплине.
В состав комплекта входят задания для экзаменующихся .Вариант № 1
Перечень учебных элементов содержания:
Условия выполнения практического задания: практическое задание выполняется в учебной аудитории; использование какого-либо оборудования не предусмотрено.
1. Теоретическое задание: ответить на вопросы:
1. Понятие о литературном языке и языковой норме.
2. Морфология как наука. Самостоятельные части речи.
2. Практическое задание:
1. Поставьте ударение в словах: новорожденный, афера, бытие, опека.
2. Запишите числа словами: Высота Останкинской башни с антенной равна 540 м. 74 см.
3. Раскройте скобки, поставьте существительные в нужном падеже:
а) согласно (распоряжение, приказ, указание, решение);
б) по (истечение) срока, по (приезд) в город.
Инструкция
1. Последовательность и условия выполнения задания (частей задания): задания могут выполняться в любой последовательности.
2. Максимальное время выполнения задания – 90 мин.
Вариант № 2
Перечень учебных элементов содержания:
Условия выполнения практического задания: практическое задание выполняется в учебной аудитории; использование какого-либо оборудования не предусмотрено.
1. Теоретическое задание: ответить на вопросы:
1. Словари русского языка. Словарная статья.
2. Имя существительное, грамматические признаки.
2. Практическое задание:
1. Поставьте ударение в словах: квартал, ходатайство, премировать, задолго.
2. Запишите числа словами:
Самые быстрые бегуны мира развивают скорость от 36 до 43 километров в час.
3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов:
а) Нельзя всех мерить под одну гребенку.
б) Еще совсем недавно ему пели фимиамы.
Инструкция
1. Последовательность и условия выполнения задания (частей задания): задания могут выполняться в любой последовательности.
2. Максимальное время выполнения задания – 90 мин.
Вариант № 3
Перечень учебных элементов содержания:
Условия выполнения практического задания: практическое задание выполняется в учебной аудитории; использование какого-либо оборудования не предусмотрено.
1. Теоретическое задание: ответить на вопросы:
1. Понятие культуры речи. Основные свойства хорошей речи.
2. Имя прилагательное, грамматические признаки.
2. Практическое задание:
1. Поставьте ударение в словах: путепровод, углубить, баловать, хвоя.
2. Запишите числа словами:
Расстояние в 1375 километров, 45 (градусный) мороз, 5437 (-ой) посетитель.
3. Исправьте ошибки в употреблении причастных оборотов:
а) Туристы делились полученными впечатлениями о Кавказе за время похода.
б) Прошу вас ответить на волнующий вопрос не только меня, но и других.
Инструкция
1. Последовательность и условия выполнения задания (частей задания): задания могут выполняться в любой последовательности.
2. Максимальное время выполнения задания – 90 мин.
Вариант № 4
Перечень учебных элементов содержания:
Условия выполнения практического задания: практическое задание выполняется в учебной аудитории; использование какого-либо оборудования не предусмотрено.
1. Теоретическое задание: ответить на вопросы:
1. Лексика как наука. Лексическое значение слова.
2. Имя числительное, грамматические признаки.
2. Практическое задание:
1. Поставьте ударение в словах: обеспечение, приобретение, оптовая (цена), вероисповедание.
2. Запишите числа словами:
Прибытие поезда с 358 экскурсантами ожидается в 13 часов 45 минут.
3. Исправьте ошибки в употреблении причастных оборотов:
а) В поросших лугах буйной растительностью водилось множество птиц.
б) Жителям пострадавшего села от наводнения была оказана своевременная помощь.
Инструкция
1. Последовательность и условия выполнения задания (частей задания): задания могут выполняться в любой последовательности.
2. Максимальное время выполнения задания – 90 мин.
Вариант № 5
Перечень учебных элементов содержания:
Условия выполнения практического задания: практическое задание выполняется в учебной аудитории; использование какого-либо оборудования не предусмотрено.
1. Теоретическое задание: ответить на вопросы:
1. Происхождение слов.
2. Местоимение и наречие, грамматические признаки.
2. Практическое задание:
1. Поставьте ударение в словах: валовой (доход), эксперт, танцовщица, завидно.
2. Замените выделенные словосочетания сложными прилагательными: ложа в 2яруса, дом в 3 этажа, перерыв в 11 минут, шарф длиной1,5 метра.
3. Раскройте скобки, поставьте существительные в нужном падеже:
а) вопреки (предсказание, совет, уговор);
б) по (прибытие) на метро, по (окончание) школы.
Инструкция
1. Последовательность и условия выполнения задания (частей задания): задания могут выполняться в любой последовательности.
2. Максимальное время выполнения задания – 90 мин.
Вариант № 6
Перечень учебных элементов содержания:
Условия выполнения практического задания: практическое задание выполняется в учебной аудитории; использование какого-либо оборудования не предусмотрено.
1. Теоретическое задание: ответить на вопросы:
1. Употребление слов: активный и пассивный словарь.
2. Глагол, грамматические признаки.
2. Практическое задание:
1. Поставьте ударение в словах: втридорога, языковая (норма), развитая (сеть дорог), предвосхитить.2. Запишите числа словами:
На 76 параллели, делегаты из 64 стран, городок с 384 тысячами жителей.
3. Образуйте форму 3 лица настоящего времени от глаголов: колыхать, мурлыкать, плескать, сыпать, капать.
Инструкция
1. Последовательность и условия выполнения задания (частей задания): задания могут выполняться в любой последовательности.
2. Максимальное время выполнения задания – 90 мин.
Вариант № 7
Перечень учебных элементов содержания:
Условия выполнения практического задания: практическое задание выполняется в учебной аудитории; использование какого-либо оборудования не предусмотрено.
1. Теоретическое задание: ответить на вопросы:
1. Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении.
2. Причастие и деепричастие, грамматические признаки.
2. Практическое задание:
1. Поставьте ударение в словах: приговор, принудить, столяр, диспансер.
2. Замените числа словами, раскройте скобки:
75 (лет) юбилей, 30 (градус) мороз, 40 (ведер) бочка, 500 (миллион) народ.3. Исправьте предложения:
а) Факты говорят за возможность использования резервов.
б) Большая группа ученых была удостоена правительственными наградами.
Инструкция
1. Последовательность и условия выполнения задания (частей задания): задания могут выполняться в любой последовательности.
2. Максимальное время выполнения задания – 90 мин.
Вариант № 8
Перечень учебных элементов содержания:
Условия выполнения практического задания: практическое задание выполняется в учебной аудитории; использование какого-либо оборудования не предусмотрено.
1. Теоретическое задание: ответить на вопросы:
1. Лексические нормы.
2. Служебные части речи, их отличие от самостоятельных частей речи.
2. Практическое задание:
1. Поставьте ударение в словах: сосредоточение, нефтепровод, жизнеобеспечение, издревле.
2. Раскройте скобки, поставьте существительные в нужном падеже:
а) благодаря (выступление, успех, знание);
б) по (окончание) техникума, по (истечение) срока.
3. Исправьте ошибки в употреблении причастных оборотов:
а) Доносившийся шум моря снизу говорил о покое.
б) Верный Пугачев своему обещанию приближался к Оренбургу.
Инструкция
1. Последовательность и условия выполнения задания (частей задания): задания могут выполняться в любой последовательности.
2. Максимальное время выполнения задания – 90 мин.
Вариант № 9
Перечень учебных элементов содержания:
Условия выполнения практического задания: практическое задание выполняется в учебной аудитории; использование какого-либо оборудования не предусмотрено.
1. Теоретическое задание: ответить на вопросы:
1. Лексические ошибки и их исправление.
2. Морфологические нормы.
2. Практическое задание:
1. Поставьте ударение в словах: сегмент, каталог, менеджмент, без умолку.
2. Раскройте скобки, определите род имен существительных:
Друг пьет только (черный) кофе.
В зале сидит (компетентный) жюри.
Чтобы крыша не текла. Ее нужно покрыть (толь).
3. Поставьте существительные в форме родительного падежа множественного числа: ампер, блюдце, брелок, будни, грамм.
Инструкция
1. Последовательность и условия выполнения задания (частей задания): задания могут выполняться в любой последовательности.
2. Максимальное время выполнения задания – 90 мин.
Вариант № 10
Перечень учебных элементов содержания:
Условия выполнения практического задания: практическое задание выполняется в учебной аудитории; использование какого-либо оборудования не предусмотрено.
1. Теоретическое задание: ответить на вопросы:
1. Изобразительно-выразительные возможности лексики: синонимы, антонимы, омонимы.
2. Синтаксис как наука. Основные синтаксические единицы.
2. Практическое задание:
1. Поставьте ударение в словах: отрочество, звонит (телефон), бряцать (оружием), названый (брат).2. Раскройте скобки:
Я не нашла в магазинах ни (апельсин), ни (помидоры), ни (баклажан), зато купила 6 (килограмм) (слива) и 5 (килограмм) (яблок).3. Поставьте существительные в форме родительного падежа множественного числа: бюллетень, комментарий, полотенце, селенье, солдат.
Инструкция
1. Последовательность и условия выполнения задания (частей задания): задания могут выполняться в любой последовательности.
2. Максимальное время выполнения задания – 90 мин.
Вариант № 11
Перечень учебных элементов содержания:
Условия выполнения практического задания: практическое задание выполняется в учебной аудитории; использование какого-либо оборудования не предусмотрено.
1. Теоретическое задание: ответить на вопросы:
1. Словообразование как наука. Состав слова. Морфемный разбор слова.
2. Словосочетания, их структура и виды.
2. Практическое задание:
1. Поставьте ударение в словах: валовой, газопровод, заменявший, намерение.
2. Раскройте скобки, определите род существительных:
Голову моют (шампунь).
На окна повесили (красивый) тюль.
У окна стоит черный (рояль).
3. Исправьте ошибки в употреблении причастных оборотов:
Созданный роман молодым автором вызвал споры.
Подгоняемая лодка волнами и ветром быстро неслась по реке.
Инструкция
1. Последовательность и условия выполнения задания (частей задания): задания могут выполняться в любой последовательности.
2. Максимальное время выполнения задания – 90 мин.
Вариант № 12
Перечень учебных элементов содержания:
Условия выполнения практического задания: практическое задание выполняется в учебной аудитории; использование какого-либо оборудования не предусмотрено.
1. Теоретическое задание: ответить на вопросы:
1. Способы словообразования. Словообразовательный разбор слова.
2. Способы связи слов в словосочетании.
2. Практическое задание:
1. Поставьте ударение в словах: досуг, жалюзи, иначе, намерение.
2. Определите, нарушена ли лексическая сочетаемость в словосочетаниях: две единственные дочери, сломать стеклянную вазу, ужасно удобная обувь, страшно красивое платье. Исправьте ошибки.
3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.
Прятаться за чужие широкие спины – дело недостойное.
Не стоит почивать на достигнутом.
Инструкция
1. Последовательность и условия выполнения задания (частей задания): задания могут выполняться в любой последовательности.
2. Максимальное время выполнения задания – 90 мин.
Вариант № 13
Перечень учебных элементов содержания:
Условия выполнения практического задания: практическое задание выполняется в учебной аудитории; использование какого-либо оборудования не предусмотрено.
1. Теоретическое задание: ответить на вопросы:
1. Словообразовательные нормы.
2. Простое предложение.
2. Практическое задание:
1. Поставьте ударение в словах: агент, ампер, апартаменты, некролог.
2. Запишите цифры словами:
В книге 487 страниц. Она иллюстрирована 234 рисунками и снабжена 29 чертежами.
3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов:
Как бык на новые ворота.
В этом движении важную скрипку играют демократы.
Инструкция
1. Последовательность и условия выполнения задания (частей задания): задания могут выполняться в любой последовательности.
2. Максимальное время выполнения задания – 90 мин.
Вариант № 14
Перечень учебных элементов содержания:
Условия выполнения практического задания: практическое задание выполняется в учебной аудитории; использование какого-либо оборудования не предусмотрено.
1. Теоретическое задание: ответить на вопросы:
1. Основные признаки научного и официально-делового стилей.
2. Сложное предложение.
2. Практическое задание:
1. Поставьте ударение в словах: приговор, пуловер, ржаветь, таможня.
2. От данных существительных образуйте глаголы и страдательные причастия прошедшего времени: ксерокопия, норма, пломба, премия.
3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов:
Издалека были видны плывущие бревна по воде.
Жителям пострадавшего села от наводнения была оказана помощь.
Инструкция
1. Последовательность и условия выполнения задания (частей задания): задания могут выполняться в любой последовательности.
2. Максимальное время выполнения задания – 90 мин.
Вариант № 15
Перечень учебных элементов содержания:
Условия выполнения практического задания: практическое задание выполняется в учебной аудитории; использование какого-либо оборудования не предусмотрено.
1. Теоретическое задание: ответить на вопросы:
1. Характеристика функциональных стилей речи.
2. Синтаксические нормы.
2. Практическое задание:
1. Поставьте ударение в словах: статуя, убранство, уведомить, усугубить.
2. Проспрягайте глаголы, расставьте ударения: звонить, одолжить.
3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением деепричастного оборота:
Подъезжая к станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа.
Инструкция
1. Последовательность и условия выполнения задания (частей задания): задания могут выполняться в любой последовательности.
2. Максимальное время выполнения задания – 90 мин.
Вариант № 16
Перечень учебных элементов содержания:
Условия выполнения практического задания: практическое задание выполняется в учебной аудитории; использование какого-либо оборудования не предусмотрено.
1. Теоретическое задание: ответить на вопросы:
1. Текст, его строение. Типы текста.
2. Понятие о литературном языке и языковой норме.
2. Практическое задание:
1. Поставьте ударение в словах: упрочение, феномен, ходатайство, христианин.
2. Употребите подходящие по смыслу глаголы-паронимы «надеть» и «одеть».
Зима …дела землю снегом.
На мебель были …деты чехлы.
Мать …дела ребенка.
3. Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастного оборота:
Приехав домой, больному стало значительно лучше.
Инструкция
1. Последовательность и условия выполнения задания (частей задания): задания могут выполняться в любой последовательности.
2. Максимальное время выполнения задания – 90 мин.
Вариант № 17
Перечень учебных элементов содержания:
Условия выполнения практического задания: практическое задание выполняется в учебной аудитории; использование какого-либо оборудования не предусмотрено.
1. Теоретическое задание: ответить на вопросы:
1. Словари русского языка. Словарная статья.
2. Имя числительное, грамматические признаки.
2. Практическое задание:
1. Поставьте ударение в словах: медикаменты, мизерный, мышление, намерение.
2. Проспрягайте глаголы, расставьте ударение: баловать, облегчить.
3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов:
Веселое лицо при плохой игре.
Игра не стоит денег.
Инструкция
1. Последовательность и условия выполнения задания (частей задания): задания могут выполняться в любой последовательности.
2. Максимальное время выполнения задания – 90 мин.
Вариант № 18
Перечень учебных элементов содержания:
Условия выполнения практического задания: практическое задание выполняется в учебной аудитории; использование какого-либо оборудования не предусмотрено.
1. Теоретическое задание: ответить на вопросы:
1. Понятие культуры речи. Основные свойства хорошей речи.
2. Местоимение и наречие, грамматические признаки.
2. Практическое задание:
1. Поставьте ударение в словах: баловать, баржа, бармен, газопровод.
2. Проспрягайте глаголы, расставьте ударение: вручить, предложить.
3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов:
Он работал целый день, от зари до вечера.
Все решили, что ребенок родился в сорочке.
Инструкция
1. Последовательность и условия выполнения задания (частей задания): задания могут выполняться в любой последовательности.
2. Максимальное время выполнения задания – 90 мин.
Вариант № 19
Перечень учебных элементов содержания:
Условия выполнения практического задания: практическое задание выполняется в учебной аудитории; использование какого-либо оборудования не предусмотрено.
1. Теоретическое задание: ответить на вопросы:
1. Лексика как наука. Слово, его лексическое значение.
2. Глагол, грамматические признаки.
2. Практическое задание:
1. Поставьте ударение в словах: включит, вручит, звонит, облегчит.
2. Определите, нарушена ли лексическая сочетаемость в предложениях:
Команда спортсменов обречена на победу.
Она была в страшно красивом платье.
Исправьте ошибки.
3. Определите, с какими существительными сочетаются глаголы «представить» - «предоставить»: квартира, отпуск, справка, факты.Инструкция
1. Последовательность и условия выполнения задания (частей задания): задания могут выполняться в любой последовательности.
2. Максимальное время выполнения задания – 90 мин.
Вариант № 20
Перечень учебных элементов содержания:
Условия выполнения практического задания: практическое задание выполняется в учебной аудитории; использование какого-либо оборудования не предусмотрено.
1. Теоретическое задание: ответить на вопросы:
1. Происхождение слов.
2. Причастие и деепричастие, грамматические признаки.
2. Практическое задание:
1. Поставьте ударение в словах: одолжить, положить, предложить, углубить.
2. Запишите цифры словами:
3128 пассажирами, город с 256 тысячами жителей.
3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов:
По степи лошади шли медленно, густо заросшей травой.
Отряд избежал опасности благодаря проявленной решительности командиром.
Инструкция
1. Последовательность и условия выполнения задания (частей задания): задания могут выполняться в любой последовательности.
2. Максимальное время выполнения задания – 90 мин.
Вариант № 21
Перечень учебных элементов содержания:
Условия выполнения практического задания: практическое задание выполняется в учебной аудитории; использование какого-либо оборудования не предусмотрено.
1. Теоретическое задание: ответить на вопросы:
1. Употребление слов: активный и пассивный словарь.
2. Служебные части речи, их отличие от самостоятельных частей речи.
2. Практическое задание:
1.Поставьте ударение в словах: новорожденный, афера, бытие, опека.
2. Запишите числа словами:
Самые быстрые бегуны мира развивают скорость от 36 до 43 километров в час.
3. Исправьте ошибки в употреблении причастных оборотов:
а) Туристы делились полученными впечатлениями о Кавказе за время похода.
б) Прошу вас ответить на волнующий вопрос не только меня, но и других.
Инструкция
1. Последовательность и условия выполнения задания (частей задания): задания могут выполняться в любой последовательности.
2. Максимальное время выполнения задания – 90 мин.
Вариант № 22
Перечень учебных элементов содержания:
Условия выполнения практического задания: практическое задание выполняется в учебной аудитории; использование какого-либо оборудования не предусмотрено.
1. Теоретическое задание: ответить на вопросы:
1. Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении.
2.Мофологические нормы.
2. Практическое задание:
1. Поставьте ударение в данных словах: обеспечение, приобретение, оптовая (цена), вероисповедание.
2. Замените выделенные словосочетания сложными прилагательными: ложа в 2яруса,дом в 3 этажа,перерыв в 11 минут, шарф длиной 1,5 метра.
3. Образуйте форму 3 лица настоящего времени от глаголов. При наличии вариантов объясните их различие: колыхать, мурлыкать, плескать, сыпать, капать.
Инструкция
1. Последовательность и условия выполнения задания (частей задания): задания могут выполняться в любой последовательности.
2. Максимальное время выполнения задания – 90 мин.
Вариант № 23
Перечень учебных элементов содержания:
Условия выполнения практического задания: практическое задание выполняется в учебной аудитории; использование какого-либо оборудования не предусмотрено.
1. Теоретическое задание: ответить на вопросы:
1. Лексические нормы.
2. Синтаксис как наука. Основные синтаксические единицы.
2. Практическое задание:
1. Поставьте ударение в данных словах: приговор, принудить, столяр, диспансер.
2. Раскройте скобки, поставьте существительные в нужном падеже:
а) благодаря (выступление, успех, знание);
б) по (окончание) техникума, по(истечение) срока.
3. Поставьте существительные в форме родительного падежа множественного числа: ампер, блюдце, брелок, будни, грамм.
Инструкция
1. Последовательность и условия выполнения задания (частей задания): задания могут выполняться в любой последовательности.
2. Максимальное время выполнения задания – 90 мин.
Вариант № 24
Перечень учебных элементов содержания:
Условия выполнения практического задания: практическое задание выполняется в учебной аудитории; использование какого-либо оборудования не предусмотрено.
1. Теоретическое задание: ответить на вопросы:
1. Лексические ошибки и их исправление.
2. Словосочетания, их структура и виды.
2. Практическое задание:
1. Поставьте ударение в словах: отрочество, звонит (телефон), бряцать (оружием), названый (брат).2. Раскройте скобки, определите род существительных:
Голову моют (шампунь).
На окна повесили (красивый) тюль.
У стены стоит (черный) рояль.
3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов:
Прятаться за чужие широкие спины – дело недостойное.
Не стоит почивать на достигнутом.
Инструкция
1. Последовательность и условия выполнения задания (частей задания): задания могут выполняться в любой последовательности.
2. Максимальное время выполнения задания – 90 мин.
Вариант № 25
Перечень учебных элементов содержания:
Условия выполнения практического задания: практическое задание выполняется в учебной аудитории; использование какого-либо оборудования не предусмотрено.
1. Теоретическое задание: ответить на вопросы:
1. Изобразительно-выразительные возможности лексики: синонимы, антонимы, омонимы.
2. Способы связи слов в словосочетании.
2. Практическое задание:
1. Поставьте ударение в словах: агент, ампер, апартаменты, некролог.
2. От данных существительных образуйте глаголы и страдательные причастия прошедшего времени, поставьте ударения: ксерокопия, норма, пломба, премия.
3. Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастного оборота:
Подъезжая к станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа.
Инструкция
1. Последовательность и условия выполнения задания (частей задания): задания могут выполняться в любой последовательности.
2. Максимальное время выполнения задания – 90 мин.
Вариант № 26
Перечень учебных элементов содержания:
Условия выполнения практического задания: практическое задание выполняется в учебной аудитории; использование какого-либо оборудования не предусмотрено.
1. Теоретическое задание: ответить на вопросы:
1. Словообразование как наука. Состав слова. Морфемный разбор слова.
2. Простое предложение.
2. Практическое задание:
1. Поставьте ударение в словах: упрочение, феномен, ходатайство, христианин.
2. Проспрягайте глаголы, расставьте ударение: баловать, облегчить.
3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологических оборотов:
Он работал целый день, от зари до вечера.
Все решили, что ребенок родился в сорочке.
Инструкция
1. Последовательность и условия выполнения задания (частей задания): задания могут выполняться в любой последовательности.
2. Максимальное время выполнения задания – 90 мин.
Вариант № 27
Перечень учебных элементов содержания:
Условия выполнения практического задания: практическое задание выполняется в учебной аудитории; использование какого-либо оборудования не предусмотрено.
1. Теоретическое задание: ответить на вопросы:
1. Способы словообразования. Словообразовательный разбор слова.
2. Сложное предложение.
2. Практическое задание:
1. Поставьте ударение в словах: включит, вручит, звонит, облегчит.
2. Запишите числа словами:
3128 пассажирами, город с 250 тысячами жителей.
3. Раскройте скобки, поставьте существительные в нужном падеже:
а) согласно (распоряжение, приказ, указание, решение);
б) по (истечение) срока, по (приезд) в город.
Инструкция
1. Последовательность и условия выполнения задания (частей задания): задания могут выполняться в любой последовательности.
2. Максимальное время выполнения задания – 90 мин.
Вариант № 28
Перечень учебных элементов содержания:
Условия выполнения практического задания: практическое задание выполняется в учебной аудитории; использование какого-либо оборудования не предусмотрено.
1. Теоретическое задание: ответить на вопросы:
1. Словообразовательные нормы.
2. Текст, его строение. Типы текста.
2. Практическое задание:
1. Поставьте ударение в словах: квартал, ходатайство, премировать, задолго.
2. Запишите числа словами:
Расстояние в 1375 километров, 45 (градусный) мороз, 5000 (-ый) посетитель.
3. Исправьте ошибки в употреблении причастных оборотов:
а) В поросших лугах буйной растительностью водилось множество птиц.
б) Жителям пострадавшего села от наводнения была оказана своевременная помощь.
Инструкция
1. Последовательность и условия выполнения задания (частей задания): задания могут выполняться в любой последовательности.
2. Максимальное время выполнения задания – 90 мин.
Вариант № 29
Перечень учебных элементов содержания:
Условия выполнения практического задания: практическое задание выполняется в учебной аудитории; использование какого-либо оборудования не предусмотрено.
1. Теоретическое задание: ответить на вопросы:
1. Морфология как наука. Самостоятельные и служебные части речи.
2. Синтаксические нормы.
2. Практическое задание:
1. Поставьте ударение в словах: валовой (доход), эксперт, танцовщица, завидно.
2. Запишите числа словами:
На 76 параллели, делегаты из 64 стран, городок с 384 тысячами жителей.
3. Исправьте предложения:
а) Факты говорят за возможность использования резервов.
б) Большая группа ученых была удостоена правительственными наградами.
Инструкция
1. Последовательность и условия выполнения задания (частей задания): задания могут выполняться в любой последовательности.
2. Максимальное время выполнения задания – 90 мин.
Вариант № 30
Перечень учебных элементов содержания:
Условия выполнения практического задания: практическое задание выполняется в учебной аудитории; использование какого-либо оборудования не предусмотрено.
1. Теоретическое задание: ответить на вопросы:
1. Имя существительное, грамматические признаки.
2. Характеристика функциональных стилей речи.
2. Практическое задание:
1. Поставьте ударение в данных словах: сосредоточение, нефтепровод, жизнеобеспечение, издревле.
2. Раскройте скобки, определите род имен существительных:
Друг пьет только (черный) кофе.
В зале сидит (компетентный) жюри.
Чтобы крыша не текла, ее нужно покрыть (толь).
3. Поставьте существительные в форме родительного падежа множественного числа: бюллетень, комментарий, полотенце, селенье, солдат.
Инструкция
1. Последовательность и условия выполнения задания (частей задания): задания могут выполняться в любой последовательности.
2. Максимальное время выполнения задания – 90 мин.
Количество практических заданий для экзаменующихся: 31.
Время выполнения задания: 50 минут.
Условия выполнения заданий:
Требования охраны труда: особых требований нет.
Оборудование: особого оборудования не требуется.
Литература
1. Антонова Е. С. , Воителева Т. М. Русский язык и культура речи. – М.: ОИЦ «Академия»2010.-320с. Гриф Минобр. Серия: Среднее профессиональное образование.
2. Введенская Л. А., Черкасова М. Н. Русский язык и культура.- Русский язык и культура речи. – М.: «Феникс» Гриф Минобр.
3. Власенков А. И., Рыбченкова Русский язык. –М. «Просвещение»2009. 287с.Гриф Минобр.
4. Лекант П. А., Маркелова Т. В., Самсонов Н. Б. Русский язык и культура речи. М.: «Дрофа»2009.224с. Гриф Минобр. Серия: Среднее профессиональное образование.
Дополнительные источники:
1.Ожегов С. И. Словарь русского языка.- М.:«Оникс, Мир и Образование», 2010. – 640с.
2. Сазонова И. К. Толково- грамматический словарь причастий. М.: «АСТ- Пресс Книга», 2008. 648с.
3. Шушков А. А. Толково- понятийный словарь русского языка.- «Астрель, АСТ, Транзиткнига», 2003. 768с.
4. Субботина Л. А., Алабугина Ю. В.Фразеологический словарь русского языка для школьников.- «Астрель, АСТ». 2010. 640с.
5. Субботина Л. А., Михайлова О. А. Словарь синонимов и антонимов русского языка для школьников.- «Астрель, АСТ». 2010. 672с.
6. Новейший словарь иностранных слов и выражений: Экономическая и техническая терминология.- «АСТ». 2007. 672с.
7. Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. М.: «АСТ- Пресс Книга», 2009. 800с.
8. Карпешин И. М. , Совчина Т. Н. Обратный словарь русского языка.М.: «АСТ- Восток- Запад», 2007. 768с.
9. Электронные ресурсы «Русский язык и культура речи». Форма доступа:
http://www.gramota.ru