Конспект урока по географии 5 класс План и условные обозначения

Урок по географии в 5 классе
План и условные знаки
Учитель Новичкова А.А.
Цель: создать у учащихся представление о плане и условных знаках.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать знания об условных знаках и их видах;
- научиться самостоятельно составлять план местности;
- уметь рассуждать и делать выводы;
- излагать и аргументировать свою точку зрения;
Развивающие:
- развивать умение проводить сравнение, анализ, обобщение;
- продолжить формирование умений чтения карт, плана местности;
-развивать коммуникативные умения и навыки.
Воспитательные:
- воспитывать географическую культуру и восприятие географических объектов через литературные произведения.
-продолжить работу по формированию научного мировоззрения.
Формирование УУД:
Личностные УУД:
- установление связи между учебной деятельностью и мотивом.
Регулятивные УУД:
-учить планировать, строить алгоритм деятельности, делать прогнозирование;
- учить самооценке, самоконтролю выполняемой работы;
-учить работать по образцу, по алгоритму.
Коммуникативные УУД:
-развивать внимание учащихся;
- обучать умению слушать и записывать содержание и объяснения учителя или ответ ученика;
- учить постановке вопроса.
Познавательные УУД:
Работать над формированием логических умений:
- анализ синтеза;
- сравнение;
- обобщения и классификации;
- доказательства;
- выдвижение гипотез и их обоснование;
- построение цепочек рассуждения.
Чтение и работа с текстом.

Оборудование: топографическая карта, аэроснимки, карта полушарий, раздаточный набор условных обозначений, глобус, карточки «лото», карточки «маршрут», презентация, сундук, энциклопедия, свиток с текстом «Путь к кладу»

Ход урока
1 Организационный.
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, настрой на работу.
2 Вызов. (Мотивация, целеполагание и актуализация знаний)
-Ребята, мы сегодня совершим удивительное путешествие.
У меня в руках свиток. Что же здесь? Текст, в котором идет речь о том, где спрятан клад.
А вы любите искать клады?
-Скажите, а какие качества должны быть у команды кладоискателей и путешественников?
(учащиеся перечисляют качества кладоискателей и путешественников)

-А какие знания необходимы кладоискателю?
(ответы учащихся)
Для того что отправиться в путешествие в поисках клада, мы должны знать:
(на доске надписи, ставят «+» и «-«)
1 знать, как ориентироваться+
2 знать, что такое масштаб+
3 знать, что такое план местности-
4 знать, условные знаки-

-Что мы уже знаем?

(вспоминаем что такое ориентирование, и способы ориентации, масштаб и виды масштаба и умения выявления большего и меньшего масштаба )

- Что еще не известно нам?
(план местности и условные знаки)
- Значит темой нашего занятия станет?
(ответы учащихся)

Тема урока «План местности, условные знаки» (сл1)
(запишем в тетради тему и число)
Для того что что разобраться в этой теме нам потребуется учебник стр.31, атлас 21.
(учащиеся готовятся к работе)

Прием «ЗХУ» (сл2)
- а что вы уже знаете о плане местности и уловных знаках? Запишите в графу «знаю»
- то что вы хотите узнать запишите в графу «хочу узнать»
А последнюю графу оставьте пока пустой.
 
Знаю
Хочу узнать
Узнал






 Обсуждение и постановка целей из графы «хочу узнать».

2 Осмысление (знакомство с новой информацией)

(на доске географическая карта, план местности, глобус, аэроснимок)(сл3)

-Что это? Чем они отличаются эти карты?

-Скажите, а по какой карте мы сможем ориентироваться в походе за кладом и сможем увидеть поселения, болот, реки, родники, и лека и даже номера домов и название улиц о которых идет речь?
(учащиеся выбирают план местности)

В свое путешествие мы возьмем план местности. (сл4)

- Что же такое план местности? Давайте вместе попробуем сформулировать определение.
(ответы учащихся)
- А теперь проверим свои предположения. В тексте учебника стр.31 найдите что такое план местности и его особенности.
(ответы учащихся)

(сл5)
План местности – это изображение небольшого участка земной поверхности в уменьшенном виде при помощи условных знаков.
Местность на плане изображается:
1)на плоскости
2)в уменьшенном виде без искажение
3)с помощью условных знаков

- ребята, а почему же тогда вы не взяли в поход аэроснимок.
(ответы детей) на аэроснимке нет условных обозначений.

Для того что наше путешествие прошло безопасно, мы должны научиться читать план местности. А это значит познакомиться с условными знаками. Что такое условные знаки? (сл6)
Условные знаки помогают читать план местности, т.е. определять, какие объекты изображены на плане. Каждому знаку соответствует определенный тип объекта.

Работа с атласом
Задание 1
- Давайте посмотрим на план местности на стр.21 Атласа. Что мы здесь можем увидеть? Все ли нам понятно? Все становиться ясно, когда, мы обратимся к условным знакам. Рассмотрите их на что они похожи. Какой знак вам больше приглянулся найдите его на плане местности и зарисуйте себе в тетрадочку этот знак. На выполнение задания 3 мин.
(ответы детей)

Задание 2
Пользуясь атласом стр.20 выполните задание «Лото». Задание выполняется в парах. Найдите соответствия и соотнесите условный знак с названием.
На выполнение задания 3 мин. (сл7)
(ответы детей)

Задание 3 «3-тий лишний» На доске план школы. Найдите лишние знаки. На задание 1 мин. (сл8)
(ответы детей)

Физкультминутка

- А теперь давайте вспомним какими знаниями мы овладели.
(ответы детей)
(на доске, ставим «+» и «-«)
1 знать, как ориентироваться+
2 знать, что такое масштаб+
4 знать, что такое план местности+
5 знать, условные знаки+

Значит мы можем смело отправляться в путь.

Задание 4 «Маршрут» На партах лежат задания. Текст с описанием движения в «поисках клада» и план местности. Прочитайте текст путь к кладу». Рассмотрите план местности.. Цветным карандашом на плане местности отметьте маршрут. Где находится клад? Задание выполняется в парах. (На выполнения здания отводится 7 мин.)
Текст «путь к кладу»
Здравствуй дорогой друг. Мне не терпится рассказать тебе, где я спрятал свой клад. Но он достанется тебе только в том случае, если ты правильно научился работать с картой. И знаешь как определить масштаб, как ориентироваться и конечно условные знаки.
Будь внимателен!
Сейчас ты находишься в городе в свое любимой школе. Тебе следует двигаться на юго-запад по проселочной дороге. Здесь ты увидишь широкую реку, тебе нужно перейти ее через мост. Теперь тебе следует двигаться на юг 400 метром по лугу. Поверни на восток и пройди 300 метров по лиственному лесу. Стоп! Если ты правильно двигался, то пред тобой будет дерево под которым ты найдешь сундук с кладом!
Поздравляю! Ты молодец!


- Ребята где вы нашли клад?
Молодцы!
(на столе стоит сундук в котором лежит энциклопедия)
Что же это за клад? Что это? Энциклопедия! Ребята, а энциклопедия символ чего? Знаний! Значит самый дорогой клад который мы сегодня нашли это знания!

4 Рефлексия
Какие знания вы приобрели сегодня? Запишите в последнюю колонку таблицы «ЗХУ» «Я Узнал»
Скажите все что вы сегодня и на последующих уроках узнали где вам пригодится в жизни? В каких профессиях эти знания необходимы?
(ответы детей)

(если остается время провести синквейн на тему план местности)


5. итог
Какое настроение у вас. Понравилось вам быть кладоискателями?

Те ребята, кто нашел клад поставьте себе отличную отметку в дневник.

6. Домашнее задание
П.9 читать
Творческое задание: - нарисовать на листе формата А4 план своей комнаты

























Задание «Лото»
Пользуясь атласом стр.20 выполните задание.
Задание выполняется в парах. Найдите соответствия и соотнесите условный знак с названием. (На выполнение задания 3 мин.)

1

2

К.

3

4
5
6





Задание «Лото»
Пользуясь атласом стр.20 выполните задание.
Задание выполняется в парах. Найдите соответствия и соотнесите условный знак с названием. (На выполнение задания 3 мин.)

1

2

К.

3

4
5
6





Река Отдельно стоящее Колодец Школа
дерево

Мельница Кустарник Река Колодец Школа

Мельница Кустарник Отдельно стоящее
дерево



Задание 3 «Маршрут»
Прочитайте текст «путь к кладу». Рассмотрите план местности. Цветным карандашом на плане местности отметьте маршрут. Где находится клад? Задание выполняется в парах. (На выполнения здания отводится 5 мин.)


Масштаб в 1 см 100метров

Текст «путь к кладу»
Здравствуй дорогой друг. Мне не терпится рассказать тебе, где я спрятал свой клад. Но он достанется тебе только в том случае, если ты правильно научился работать с картой. И знаешь, как определить масштаб, как ориентироваться и конечно условные знаки.
Будь внимателен!
Сейчас ты находишься в городе в свое любимой школе. Тебе следует, двигаться на юго-запад по проселочной дороге. Здесь ты увидишь широкую реку, тебе нужно перейти ее через мост. Теперь тебе следует двигаться на юг 400 метром по лугу. Поверни на восток и пройди 300 метров по лиственному лесу. Стоп! Если ты правильно двигался, то пред тобой будет дерево под которым ты найдешь сундук с кладом!
Поздравляю! Ты молодец!



«Путь к кладу»
Здравствуй дорогой друг. Мне не терпится рассказать тебе, где я спрятал свой клад. Но он достанется тебе только в том случае, если ты правильно научился работать с картой. И знаешь, как определить масштаб, как ориентироваться и конечно условные знаки.
Будь внимателен!
Сейчас ты находишься в городе в свое любимой школе. Тебе следует, двигаться на юго-запад по проселочной дороге. Здесь ты увидишь широкую реку, тебе нужно перейти ее через мост. Теперь тебе следует двигаться на юг 400 метром по лугу. Поверни на восток и пройди 300 метров по лиственному лесу. Стоп! Если ты правильно двигался, то пред тобой будет дерево под которым ты найдешь сундук с кладом!
Поздравляю! Ты молодец!

15