Урок по литературному чтению на тему Три ветки мимозы


государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области
«Шахтинский педагогический колледж»
Технологическая карта (план-конспект)
урока литературного чтения,
проведенного в 3 «А» классе
гимназии им. А. С. Пушкина
студентом группы 3 «А»
ГБПОУ РО «ШПК»
Дреевым Дмитрием Александровичем
Дата проведения: 09.02.2016 г.
Учитель: Астраханцева Т. В.
Преподаватель-руководитель практики: Асидулина М. И.
Оценка:
Дата 09.02.2016 ФИО учителя Астраханцева Татьяна Викторовна
Класс 3 «А» ФИО практиканта Дреев Дмитрий Александрович
Технологическая карта урока №4
Предмет: Литературное чтение
Целевой блок
Тема урока: В. Железников «Три ветки мимозы»
Цель урока: -Познакомить с рассказом В. Железникова «Три ветки мимозы»;
-Развивать творческие качества: воображение, память, эмоциональную сферу, речь;
-Воспитывать нравственные качества человека в отношениях между людьми;
Планируемые результаты: Предметные УУД:
-Умение давать характеристику героям, правильно оценивать их поведение;
-Умение учить составлять картинный план и пересказывать по плану;
-Умение читать выразительно выборочно, по ролям;
-Умение рассуждать и делать выводы.
Личностные УУД:
-Умение оценивать свое и чужое высказывание по поводу произведения;
-Умение оценивать позитивное отношение к чтению.
Метапредметные УУД:
*Регулятивные: 1.Умение планировать и регулировать свою деятельность;
2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
4.Умение оценивать характер героя, его поступки и их мотивы, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.
*Коммуникативные: 1.Умение получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства;
2.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами;
3.Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию;
4.Умение взаимодействовать в парах, в группах, слушать мнение других, высказывать свое мнение;
5.Умение донести свою позицию до других; 6.Умение выразительно читать и пересказывать текст.
*Познавательные: 1.Умение понимать авторскую позицию, отношение автора к героям произведения;
2.Умение давать определения понятиям;
3.Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;4.Умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;5.Умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Инструментальный блок
Тип урока:
Урок введения нового знания и формирования УУД
Формы, приёмы и методы Словесный, наглядный, практический, частично – поисковый, логические
Образовательные ресурсы: Учебник,
Раздаточный материал,
ТСО, доска, мел
План урока.
1. Организация начала урока.1-3 мин.
2. Актуализация знаний.10 мин.
3. Постановка проблемы.10-15 мин.
4. Физминутка 3-5 мин.
5. «Открытие» детьми новых знаний.7-10мин.
6. Итог урока. Рефлексия.3-5 мин.
Ход урока:
1. Организация начала урока Здравствуйте, ребята. Меня зовут Дмитрий Александрович и урок литературного чтения сегодня проведу у вас я. Садитесь. Проверили готовность к уроку (на парте всё необходимое).
2.Актуализация знаний.
Сегодня на уроке литературного чтения мы познакомимся с творчеством замечательного писателя и просто удивительного человека Владимиром Карповичем Железниковым.
Владимир Карпович Железников – известный детский писатель и кинодраматург. Родился в 1925 году. Первую часть своей жизни, детство, много путешествовал. Его отец был кадровым военным, и поэтому семья часто меняла место жительства. Мелькали города России, Белоруссии, Прибалтики…
Писать он начал очень рано. В девять лет уже вел дневники. «Перед самой войной, когда мне было пятнадцать, я написал маленькую повесть. В годы войны он учился в спецшколе Военно-воздушных сил и в артиллерийском училище. После войны приехал в Москву, окончил здесь юридический институт. Первая его книга вышла в 1960 году, это была «Разноцветная история». Тогда же писатель впервые попробовал себя в роли кинодраматурга, написав сценарий фильма «Серебряные трубы». творческой биографии писателя более сорока книг, переведенных на многие языки мира, и двадцать сценариев для фильмов. Эти истории повествуют об отношениях между людьми, о проблемах детства и взросления.
-Ребята, скажите какой праздник наступает в первые весенние дни? (Международный женский день - 8 марта)
-Что принято дарить на праздник? (подарки, цветы)
-Какое настроение у людей весной? (радостное, доброе, весеннее)
-С каким цветом ассоциируется весна? (жёлтый - тепло, доброта, ласка, счастье)
3. Постановка проблемы. Чтение рассказа учителем.
-Вам понравился рассказ? (Понравился)
-Какое у вас настроение после прочтения? (весёлое, грустное)
-Почему?
-Сложная ситуация, в которой оказался мальчик?
-Как важно найти правильный путь выхода из этого. Вот об этом мы сегодня будем говорить.
-От чьего имени ведётся рассказ (автора или персонажа)?
Анализ произведения:
Главный герой рассказа – Витя.
-Какой он по характеру? Словесное описание героя.
-Какие из перечисленных качеств подходят к главному герою?
МУЖЕСТВЕННЫЙ,
ДОБРЫЙ,
ПОСЛУШНЫЙ, ВСПЫЛЬЧИВЫЙ,
НЕСДЕРЖАННЫЙ, СМЕЛЫЙ,
НЕВНИМАТЕЛЬНЫЙ, ОБИДЧИВЫЙ.
-Каждую черту характера Вити, подтвердите словами из текста.
4. Физминутка.
Вновь у нас физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (Вращение головой.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)
5. «Открытие» детьми новых знаний. Анализируем содержание первой и второй сюжетных линий рассказа:
Прочитаем начало 1 часть.
1. «Подарок маме в День 8 Марта».
- Какое было утро? (Светлое, радостное.)
- Что об этом свидетельствует? (Огромный букет мимозы на столе.)
- Какими предстают перед нами первые весенние цветы? (Они были такие хрупкие, такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день. Использование прилагательных усиливает ощущение нежности, тепла, радости. Талантливый писатель подобрал замечательные слова)
- Чему была рада мама? (Праздничному дню, подарку от папы.)
- О чём забыл Витя? (У него тоже был приготовлен подарок, но вчера вечером помнил и даже ночью помнил, а сейчас вдруг забыл.)
- Что подарил Витя своей маме? (Открытку, сделанную своими руками с надписью: "Дорогая мамочка, поздравляю тебя с 8 Марта! Обещаю всегда тебя слушаться".)
Как можно озаглавить 1 часть?
Дарить подарки приятно, также как и их получать. А вы с этим согласны?
(читаем дальше, 2 часть)
2. «Совет мамы подарить цветы Лене».
- Что посоветовала мама Вите перед выходом в школу? (Взять несколько веточек мимозы и подарить Лене Поповой.)
- Был ли рад этому Витя? (Нет. Он хмуро спросил: "Зачем?" Ему не хотелось тащить эти мимозы, но мама просила, и отказать ей тоже не хотелось. Он взял три веточки мимозы и пошёл в школу.)
- Почему же так? В весенний женский день приятно дарить девочкам- одноклассницам, мамам, бабушкам подарки? Да и папа Вити тоже подарил маме букет цветов?
Как можно озаглавить 2 часть?
(читаем дальше, 3 часть)
Переходим к следующему этапу урока - обратим внимание на третью и четвёртую сюжетные линии:
3. «В школе».
- В какой обстановке Витей были подарены цветы Лене Поповой? (Наспех, у самой школы, на улице, как- будто мимоходом. Витя протянул цветы и сказал: "Это тебе". Он даже не поздравил девочку и не дослушал благодарность. Он повернулся и убежал).
- Кому было обидно за Лену?
- Как в классе отнеслись к Витиному поступку? (Оказалось, что в этом классе вообще никто из мальчиков ничего не подарил девочкам. Ни один. И, конечно, подарок вызвал удивление. Со стороны учительницы одобрение, а со стороны класса - чувствовалось уже что- то недоброе).
Как можно озаглавить 3 часть? (читаем дальше, 4 часть)
4. «Отношение ребят к Витиному поступку».
- Когда Витя это почувствовал? (Ещё на уроке все сразу зашушукались и посмотрели на Витю, а Витя низко опустил голову. А когда на перемене Витя подошёл к ребятам, они вдруг закричали: "Тили - тили - тесто, жених и невеста!" Потом смеялись и показывали на него пальцами.)
Сработал «Эффект толпы» – дети сильно подвержены этому.
- Можно ли Витю назвать несчастным человеком? (Нет, он, наверное, слаб душой, не очень смелый, нерешительный, трусливый.)
- Какими предстают перед нами одноклассники Вити? (Чёрствые, равнодушные люди к ситуациям, которые несут положительные эмоции, дружбу, уважение, добро.)
- А смог ли Витя противостоять оговору? (Нет. В школе он не смог дать отпор одноклассникам. "Он еле досидел до конца уроков, и как только прозвенел урок, со всех ног полетел домой, чтобы там, дома, сорвать свою досаду и обиду.)
Как можно озаглавить 4 часть?
(читаем дальше, 5 часть)
5. В пятой сюжетной линии «Это ты виновата».
(Кого же обидел Витя?) чувства героя обострены до предела, мы чутко улавливаем это. За счёт чего это достигается? (Строгий отбор содержания, речевые характеристики героев: он забарабанил изо всех сил по двери; закричал, он почти плакал; вбежал в комнату, топтал цветы ногами и другие.)
- На кого же сорвал обиду Витя?(На самого близкого, мудрого человека, на маму.)
- Как вы оцениваете его поступок? (Витя поступил не правильно в том, что он обвинил во всём происходящем маму. Мама хотела своему сыну только хорошего и дала ему правильный совет. Просто Витя не смог найти выход из сложившейся ситуации.)
- Как бы вы поступили, если бы попали в похожую ситуацию? Какой правильный совет дать Вите?
Каких качеств Вите не хватает?
(Надо учиться быть стойкими, мужественными, смелыми. Учиться жить с достоинством.)
6. Итог урока. Рефлексия. - Какой нравственный урок преподнёс автор произведения?
(Надо уметь прощать людям слабости, понимать их, дарить радость, счастье, добро)
- С каким настроением вы заканчиваете урок?
-Я благодарен вам за отличную работу.
-Встаньте. Урок окончен. Спасибо.
МУЖЕСТВЕННЫЙ
ДОБРЫЙ
ПОСЛУШНЫЙ
ВСПЫЛЬЧИВЫЙ
НЕСДЕРЖАННЫЙ
СМЕЛЫЙ
НЕВНИМАТЕЛЬНЫЙ
ОБИДЧИВЫЙ