Конспект урока русского языка на тему Сочинение-рассуждение (подготовка к ЕГЭ).


Урок русского языка в 10 классе
Сочинение-рассуждение (подготовка к ЕГЭ)
Урок с применением технологии сотрудничества
Цели
Обучающие:
применяя технологию сотрудничества, подготовить учащихся к написанию сочинения- рассуждения проблемного характера по тексту;
формировать умение работать с текстом, анализировать, активизировать творческие способности.
Развивающие: развивать навыки исследовательской деятельности; развивать навык устного выступления.
Воспитательные: воспитывать нравственные нормы, положительное отношение к предмету;
воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других в условиях работы в группах;
воспитывать любовь к родине через прикосновение к прекрасному.
Оборудование: компьютер, распечатка текстов, памятки, мультмедийный проектор.

Сообщение темы урока: сочинение – рассуждение проблемного характера по данному тексту.
Стадия вызова
…Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять…
-Прочитайте вслух высказывание французского философа Рене Декарта. Как вы понимаете его смысл?
Подберите синонимы к слову размышлять ( рассуждать, осмысливать…)
-Что может быть объектом вашего рассуждения? (Книга, кинофильм, спектакль, произведение живописи, скульптурное и архитектурное сооружения, музыка, поступок товарища, свои действия, статья в газете, отрывок из книги и др.)
Каким образом, например, размышления над статьёй помогает нам усовершенствовать ум? ( 1)от прочитанной статьи можно получить эстетическое наслаждение; 2)статья сообщает нам какие-либо знания; 3) работая со статьей, учимся логике рассуждения, учимся умению разбираться в людях и в сложных явлениях жизни.
Итак, рассуждение на тему проблемного характера учит нас размышлять, думать, спорить, отстаивать свою точку зрения по какой-либо проблеме, затронутой автором)
Стадия осмысления. Обратимся к отрывку из рассказа В.П. Астафьева о себе.
Читаем 3 мин. Б В.
- Какие важные общественные проблемы затрагивает автор в данном тексте?
Определяем круг проблем и позицию автора.
( Выделяем следующие проблемы текста:
А) Что определяет характер человека?
Б) Что такое дружба?
В) Каково соотношение добра и зла в мире?)
3. Докажите, что перечисленные проблемы занимают важное место в этом отрывке. Прокомментируйте. Свои доводы подтверждайте примерами из текста.
Итак, первое доказательство. Что определяет характер человека?
( влияние среды, родителей, школы, общества и друзей).
Второе доказательство. Что такое дружба? (Дружба – награда человеку редкая и драгоценная…)
Третье доказательство. Каково соотношение добра и зла в мире? (Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых…)
- Какая, на ваш взгляд, из перечисленных проблем наиболее важная в этом тексте? (Проблема дружбы)
Какова позиция автора?
Работаем в группах.
1-я группа «Лингвисты».
2-группа «Комментаторы»
3-я группа «Исследователи».
4-я группа «Аналитики».
В каждой группе по 1 «Эксперты» они оценивают ответ своих товарищей по группе.
Задание «Лингвистам»
1) Подумайте, какие варианты вступления и заключения можно использовать
к данному тексту
2)Комментаторы комментируют текст
3)Задание «Аналитикам»
Подберите для аргументации собственного мнения примеры из собственной жизни или жизни других людей.
4) Задание «Исследователям»
Подберите для аргументации примеры из художественной литературы о дружбе и человеческих взаимоотношениях.
Работают 5-7 минут
Выступают с работами 8 минут
Рефлексия
Задание «Экспертам» : оцените работу своих товарищей что получилось что нет прокомментировать их
«Эксперты»: На сегодняшнем уроке мы работали с текстом В.П. Астафьева, готовились к сочинению на ЕГЭ. Класс был поделён на 4 группы.
4 группа эксперты. Работает с критериями. Рефлексия.
5. Заключительное слово учителя.
Итак, сегодня на уроке мы с вами на примере текста В.П.Астафьева готовились к сочинению-рассуждению и говорили об одном из самых светлых, самых чистых человеческих чувств. Домашняя работа. Написать сочинение – рассуждение по проблемам, высказанным автором текста. Использовать в своей работе материалы урока и памятку “Советы при выполнении задания “С” ЕГЭ”
Приложение 4
Сперва договоримся о том, что каждый человек неповторим на земле, а я убежден, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они одного цвета, одной породы – так же неповторимы, как и все растущее, живущее вокруг нас.
(1) Следовательно, все живое, в особенности человек, имеет свой характер, который, конечно, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей, ибо настоящая дружба – награда человеку редкая и драгоценная. (3) Такая дружба порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем коллектив, в особенности при крайних бедственных обстоятельствах. (4) С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие друзья. (5) Есть ли у меня такие друзья? (6)Да, они были на войне, есть и в нынешней жизни, и я очень стараюсь за преданность платить преданностью, за любовь – любовью.(7) Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых. Чтоб не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность.
(8) Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и давно бы опрокинулся и затонул… (В.Астафьев)