Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по теме: Значение воды в жизни человека в классе Особый ребёнок


государственное казённое образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №1 г. Красного Сулина

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО
ЗАНЯТИЯ В КЛАССЕ «ОСОБЫЙ РЕБЁНОК».
Тема: «Значение воды в жизни человека».

Воспитатель: Кривоклякина Н.Ф.
2013 учебный год.

Открытое занятие в классе «Особый ребёнок».
Тема: «Значение воды в жизни человека».
Цель: - закрепить знания воспитанников о назначении воды и её важности в жизни человека;
- уточнить представления воспитанников о том, что вода очень важна для всех живых
существ, что без неё не могут жить растения, животные, человек;
- воспитывать у детей бережное отношение к использованию воды, закрепить понятие
«капля за каплей и океан, капля за каплей, закройте кран»;
- продолжить развивать речь воспитанников, учить отвечать на вопросы воспитателя
предложениями, состоящими из 2-3 слов;
- познакомить воспитанников со свойствами воды: холодная, горячая, тёплая, растворять и
не растворять вещества, с «запахом воды», вода прозрачная, не прозрачная;
- формировать у воспитанников исследовательские навыки, вводить в активный словарь детей
соответствующие слова;

Ход занятия:
1 Отгадывание загадки:
- Ребята, послушайте загадку и отгадайте её:
Меня пьют, меня льют.
Я всем нужна.
Кто я такая? … (вода)
2 Прослушивание стихотворения о воде:
- Послушайте стихотворение о воде.
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы.
Кто тогда наш первый друг?
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо
Человеку умирать.
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды…
« Жить нельзя нам без Воды!!»
3 Сообщение темы занятия и его целей:
- Ребята, сегодня мы будем говорить о воде, о её значении в жизни человека, о бережном отношении к ней. Согласитесь, что без воды невозможно представить жизнь человека в квартире, дома и на земле.
4 Значение воды для человека:
- Ребята, а для чего нам нужна вода? (отвечают дети)
- Как мы её используем? (отвечают дети)
- Пьём, моем руки, умываемся, чистим зубы, полощем рот, принимаем ванну или душ, смываем в туалете. - Когда нам ещё нужна вода? (отвечают дети)
- Когда мы готовим пищу, кипятим чай, моем посуду, стираем бельё, убираем класс, моем пол, поливаем растения, так как они живые и без воды они погибнут. Вода нужна для всех живых существ!
Значит, вода помогает нам не только соблюдать личную гигиену, но и поддерживать в доме чистоту и порядок. Вода нам нужна не только для бытовых нужд. А для чего ещё? (отвечают дети). По водным путям человек передвигается на теплоходах, пароходах, лодках, перевозят продукты, машины. По воде рек сплавляют лес (брёвна). Вода приносит тепло по трубам и обогревает наши дома.
Вода приводит в движение машины, вырабатывающие электрический ток. На фабриках и заводах вода используется для растворения различных красок, для изготовления бумаги, кирпича и так далее.
В поле, в саду, в огороде для выращивания пшеницы, овощей, фруктов тоже нужна вода.
Без воды не могут жить рыбы, растения, животные, птицы и вообще всё живое!
5 Работа с копией Земли – глобусом:
- Давайте рассмотрим нашу планету Землю (на глобусе). Казалось бы воды на Земле много, сколько угодно! Моря и океаны покрывают большую часть поверхности нашей планеты. Нельзя забывать, что вода в морях и океанах – солёная.
- Какая вода в море и в океане? (отвечают дети, что вода солёная)
- Правильно, ребята, вода солёная. А человеку какая вода нужна? Правильно, вода нужна пресная!
А какие живые существа живут в солёной воде? (отвечают дети)
- В солёной воде живут рыбы, акулы, киты, медузы, моллюски, крабы…
Физпауза: « Рыбки плавают» (звучит музыка, дети двигаются под музыку)
6 Как вода поступает к человеку в дом, квартиру:
- Ребята, подумайте, откуда у нас в кране берётся вода? (отвечают дети)
- Мы каждый день пользуемся этой водой, а она всё течёт и течёт, не кончается. В кране – вода реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделывают большой путь.
- Так как же они попали к нам? (отвечают дети)
- Сначала они плавали в реке. Потом с помощью мощных насосов человек направил их в трубы водопровода. Вода поднимается по трубам в квартиры, помещения до верхних этажей. Предварительно воду обеззараживают.
- Ребята, представьте, что вы захотели пить. Можно ли пить некипячёную воду из-под крана? (отвечают дети) Нет, этого лучше не делать. А почему? (отвечают дети)
- Да потому, что в воде много вредных микробов и можно заболеть. Поэтому воду нужно обязательно кипятить. А когда вода кипятится, то микробы погибают.
- Так для чего нам нужна такая вода? (отвечают дети)
- Правильно, чтобы нам не заболеть.
- Ребята, а вы знаете, что к воде нужно относиться бережно? И не оставлять без надобности открытыми краны? Почему? (отвечают дети)
- Чистую воду надо экономить – зря не лить!!! Закрывать кран, чтобы вода не текла напрасно! Берегите воду!
- Представьте, что в доме, квартире неожиданно отключили воду. Вы открыли кран, а вода не течёт? Что нужно сделать? (отвечают дети)
- Правильно, нужно закрыть кран! А что может произойти, если мы забыли закрыть кран? Вода польется через край раковины и потечёт на пол и начнётся настоящий потоп. Вода зальёт, протечёт на этажи к соседям, испортит мебель, потолки и стены станут мокрыми и может произойти короткое замыкание в электрических проводах.
Вывод: Не расходуйте воду зря! Капля за каплей – и океан, капля за каплей – закройте кран!
- Вы вечером, когда умываетесь и моете ноги, разбрызгиваете воду на пол в умывальной комнате?
Что может произойти плохого? (отвечают дети)
- Можно поскользнуться, упасть на пол, сломать ногу или руку. Произойдёт несчастный случай! И воды опять расходуется много без пользы! Берегите воду!
7 Проведение игры: «Солнышко и тучка»:
- Ребята, давайте поиграем в игру «Солнышко и тучка». Прошёл дождик, выглянуло солнышко. Капельки испарились.
- Ребята, отгадайте загадку:
Если пить мы захотели,
То её мы вскипятим!
Что это? (вода)
8 Проведение опытов с водой:
- Ребята, как вы думаете, у воды есть запах? (отвечают дети)
- Давайте проверим это.
Опыт №1: «У воды нет запаха».
Предложить детям понюхать воду в стакане, и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет).
Подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.
Вывод: «У воды – нет запаха».
Опыт №2: « Прозрачность воды»:
- Ребята, давайте посмотрим и определим, что вода прозрачная или непрозрачная.
Нальём в стакан воды. В этот стакан поместим чайную ложечку. А в другой стакан нальём молоко. В стакан с молоком тоже поместим чайную ложечку. Определим, в каком из стаканов ложка видна, а в каком – нет. Почему? В стакане с водой ложка видна, а в стакане с молоком – не видна.
Вывод: «Вода прозрачная, а молоко – нет».
Опыт №3:
- Ребята, вода бывает холодной, горячей, тёплой.
На парте стоит 3 стакана с водой разной температуры. Воспитатель предлагает детям определить воду горячую, холодную и тёплую.
Вывод: «В реках, озёрах, морях вода бывает разной температуры. А значит там живут разные растения, животные, приспособленные к жизни в этой воде».
Опыт №4:
- Ребята, давайте в стакан с водой насыплем сахар. Размешаем воду чайной ложкой. Посмотрим, растворился ли сахар или нет? Правильно, сахар в воде растворился.
Вывод: «Сахар растворяется в воде».
9 Подведение итогов занятия. Оценивание работы воспитанников.
- Ребята, а сейчас давайте запятим воду. Заварим чай и пригласим наших гостей к столу на чаепитие.
Дети сервируют стол к чаю и приглашают гостей к чаю.