Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия на тему Зелёная аптека в классе Особый ребёнок


Ребята, сегодня у нас интересное занятие. Я предлагаю вам отправиться в царство растений. Воспитатель загадывает загадки, отгадав которые дети узнают какие это
растения.
1. Носит этот мальчик Желтый сарафанчик.
Подрастет-нарядиться В беленькое платьице.
Легкое, воздушное ветерку послушное.
( Одуванчик)
2.Нарядные платьица Желтые брошки.
Ни пятнышка нет на красивой одежке.
(Ромашка)
3.Ах, не трогайте меня, Обожгу и без огня.
(Крапива)
4.Тонкий стебель у дорожки. На конце его сережки.
На земле лежат листки-Маленькие лопушки. Нам
Он_- как хороший друг, Лечит ранки ног и рук.
(Подорожник)
Как называются эти растения? Для чего они нужны человеку? Давайте побольше узнаем о лекарственных растениях.
Издавна люди замечали, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений.
Ребята, а где лечил доктор Айболит зверей? (отв. дет.) Чем лечил доктор Айболит зверей? (отв. дет.)
Слайд леса.
Ребята, говорят что Лес - это Зеленая Аптека. Почему так говорят? Что на деревьях растут таблетки и лекарства? (отв. дет.) Нет. В лесу растут лекарственные растения.
Посмотрите на это растение. (Слайд тысячелистника). Его можно встретить на лугах, на лесных опушках и на территории нашей школы и называется оно-(отв.дет.) Тысячелистник. Посмотрите на его листья. Подумайте, почему оно так называется? (отв.дет.) Каждый лист состоит из множества крохотных листков и у каждого листка- ажурные края. Тысячелистник- лекарственное растение. Его используют при воспалении дыхательных путей, для остановки кровотечения, при болях в желудке.
С микробами помогают бороться различные растения. Что нужно сделать если вы порезали палец в помещении? (отв.дет.) Смазать йодом, заклеить пластырем или завязать бинтом. А, что же делать, если вы порезались или укололись гуляя в лесу или на лугу? (отв.дет.) Какое растение нам может помочь? (отв.дет.) Воспитатель предлагает посмотреть на другое растение. Кто знает как оно называется? (отв.дет.)Подорожник. Слайд Подорожника. Почему он так называется? (отв.дет.) Подорожник растет вдоль дорог и не боится вытаптывания, от которого страдают другие растения. Подорожник – великий путешественник. Приклеившись к ногам людей, он без труда перебирается в другие места. Подорожник – называют зеленым бинтом. Почему? (отв.дет.) Кто из вас пользовался подорожником? (отв.дет.) Как? Разобьёшь коленку, сорви лист подорожника, очисти его от пыли, затем немного поцарапай поверхность листа, чтоб выделился сок и приложи к ране. Подорожник помогает лечить ранки и людей и зверей. Подорожник используют не только как ранозаживляющее средство, отвар подорожника пьют при бронхите.
Ребята, о каком растении говорят что оно жжет?(отв.дет.) Правильно, это Крапива. Слайд Крапива. Но почему все-таки крапива обжигает?(отв.дет.) На листьях и стеблях растения имеются особые волоски. Каждый волосок- как игла крохотного шприца. Внутри волосков –жидкость. Дотронулся, получай уколы . Листья крапивы богаты разными витаминами. Что готовят из листьев крапивы? (отв.дет) Из листьев крапивы готовят щи, салаты. В крапиве содержаться вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь. А еще крапива укрепляет волосы.
Слайд Ромашки. Когда можно использовать ромашку? (отв.дет.) Ромашку можно использовать при простуде, ромашка поможет вылечить сильный кашель.
Слайд Одуванчика. У кого плохой аппетит? Заварить корень одуванчика.
Ребята, какие вы ещё знаете лекарственные растения? (отв.дет.) Много растений можно найти в лесу, в поле, на лугу. Это и лопух и мать и мачеха, ромашка ,душица, чабрец, зверобой. Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы!
Есть много трав полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Ромашка, мята, крапива,
Подорожник, ландыш, зверобой .На каждую болезнь есть своя лекарственная трава. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека – это Природа!
Физ.паузаА сейчас мы попробуем оживить картину природы. Изобразим с вами различные явления природы с помощью движений.
«Восходит солнце» - делаем круг руками.
«Падают капельки дождя»- стучим пальчиками по ладошке.
«Шум ветерка»- дуем сильно, потом тихо.
«Под порывами ветра качаются сосны»- покачивание рук над головой.
«Распустился цветок» - раскрылись ладошки, вдыхаем аромат.
«Пролетает птица»- помахать руками.
»Дышим свежим воздухом»- глубоко вздохнуть.
Какая красивая у нас с вами получилась картина природы!!!
Ребята, как вы думаете, когда можно собирать лекарственные растения? (отв.дет.) В сухую погоду. Нельзя собирать растения вблизи дорог, в городе. Почему? (отв.дет.) При сборе растения собирать в корзины, не мять их, (почему), а то выделиться сок. Сушить растения не на солнце, а в тени. Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего!
Ребята, в лесу заболели зверушки, им необходимо лечение, давайте их вылечим.
У нас сегодня на приеме замечательный доктор Айболит.
1.У нашего Мишки болит горло.(дети советуют). Очень полезен отвар ромашки или календулы, ими можно полоскать горло.
2. А у нашей Лисички простуда, сильный кашель – очень полезен отвар мать и мачехи, чабреца.
3. Вы обратили внимание, какой бледный Зайчик, у него совсем нет сил!- ему поможет отвар шиповника, боярышника.
Ребята, а вы знаете как делать отвары, давайте напомним нашим зверушкам.(отв.дет.)
Вернуться к картинкам. Все эти лекарственные растения приходят из леса.
Ребята, теперь мы знаем какие отвары можно приготовить при определенном заболевании, и приготовить их мы можем в любое время . Приход Муравья (реб-ка), плачет. А вы мне сможете помочь вылечить лапку? Послушайте, какая со мной случилась беда!
Исценировка отрывка из песни « Зеленая Аптека» с музыкальным сопровождением. Как мы поможем Муравью вылечить лапку? (отв.дет)- приложить лист подорожника и он снимет боль.
Итог занятия. С какими лекарственными растениями мы сегодня познакомились, где они растут? (отв.дет).
Лесом можем мы гордиться,
Лес - Зеленая Больница.
Воздух там - сплошной озон,
Все болезни лечит он,
Лес, как сказочное царство:
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке-
И лекарство и таблетка!

Занятие « Зеленая аптека»
Цель:
1.Дать детям представление о лекарственных растениях, их значимости, о правилах их сбора, хранения и применения.
Учить отгадывать загадки по характерным описаниям.
2.Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения.
Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности.
Развивать разговорную речь детей, внимание, память, расширять словарный запас.
3.Воспитывать у детей бережное отношение к родной природе.
Развивающая среда: иллюстрации лекарственных растений: одуванчик, крапива, ромашка, тысячелистник, подорожник, мать и мачеха, и другие засушенные растения. Шапочки зверей: лиса, заяц, медведь, муравей; Айболит-халат, шапочка, очки, фонедоскоп.
Запись песни «Зеленая Аптека» музыка Шаинского М.И.