Приключения Колобка (математическая сказка)




Урок математики



























Цель:
Повторить изученный материал, используя игровые и занимательные задания; побуждать к активному включению в различные виды деятельности каждого ученика (с учетом дифференциации и индивидуализации заданий); поддерживать интерес учащихся к предмету.
Личностные УУД.
Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД.
В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
Преобразовывать практическую задачу в познавательную;
Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД.
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные УУД.
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
Оборудование: презентация к уроку; карточки для работы в парах; рабочие тетради, ручки, карандаши, линейки (по количеству детей)





I. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Посмотрите на доску внимательно и скажите, какой у нас с вами сейчас будет урок? (математика).
Математику - друзья, не любить никак нельзя,

Очень строгая наука, очень точная наука,

Интересная наука – это математика!

II. Работа по теме урока.
- Скажите, чему мы учились на уроках математики? (Мы учились считать количество предметов, записывать их цифрами, учились сравнивать числа, решать задачи, разгадывать математические ребусы, записывать и читать выражения).
- Сегодня на уроке мы с вами повторим то, чему мы научились.
- Ребята, какие русские народные сказки вы знаете? («Репка», «Лисичка – Сестричка и Серый Волк», «Теремок», «Колобок»).
- С каких слов начинаются русские народные сказки? («Жили – были»).
- Так как  страна Сказок и страна Математика – это близкие подруги, то предлагаю вам русскую народную сказку «Колобок» превратить в сказку математическую.
А для этого мы должны быть внимательными, дружными и не забудьте прихватить с собой те знания, которые вы уже получили.
1. Игра «работа с цифрами и числами.
- А чтобы поскорее попасть в сказку – нужно назвать пропущенные числа натурального ряда (дети называют хором).




- Молодцы! С заданием вы справились и оказались в сказке:
- «Жили-были дед да баба. Однажды дед попросил бабку испечь колобок. А она ему говорит: «Соотнеси число цифрой, тогда испеку». Давайте поможем дедушке.
«Соотнеси число с цифрой» (работа с веером).
1. В домике живут семеро козлят.
2. Тянули репку шесть героев.
3. Десять мышат грызут корку.
4. Мама – белка для детишек собрала всего семь шишек.
5. Бабушка прочитала Кате пятнадцать сказок.
- Старуха наскребла муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно остудиться.
- Прослышал колобок о том, что есть такой дом, в котором можно научиться читать, считать, писать, много полезного узнать. А как называется такой дом? (Школа)
- И вот решил Колобок отправиться в школу. Соскочил он с подоконника и покатился по дорожке в математический лес.
Катится Колобок, катится, а навстречу ему
Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета –
На зиму, на лето. (Заяц.)
- Колобок, Колобок, я тебя съем!
- Не ешь меня, Заяц, лучше подскажи дорогу до школы.
- Заяц: Выполни, Колобок, мои задания, а то я тебя съем.
3. Работа с таблицей.
- Давайте поможем Колобку, иначе Заяц может съесть его.
- Посмотрите внимательно на таблицу и ответьте на вопросы.
- Как одним словом можно назвать то, что заяц разложил в таблице? (овощи)
- Какие овощи расположены в средней строке? – в среднем столбце? – в нижней строке? – в верхней строке? – в правом столбце? – в левом столбце?
- В какой строке морковка? – В каком столбце капуста?
- Какой овощ расположен в верхней строке и правом столбце? – в нижней строке и среднем столбце?
- Молодцы, Заяц показал дорогу до школы и отпустил  Колобка.
- Катится колобок дальше, а навстречу ему
Серовато, зубовато.
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет (волк).
4. Определение времени по часам.
- Волк, почему ты такой сердитый?- спрашивает его колобок.
- Как же мне не сердиться? Меня пригласили на день рождения, а я не могу определить, сколько сейчас времени. Помоги мне!
- Какое время показывают часы волка?
- Волк отпустил Колобка и показал, по какой дороге нужно идти.
- Колобок, бедняжка, устал, присел на пенёк отдохнуть.
4. Физкультминутка.
Мы - веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!
(Дети говорят стихотворение и имитируют действия мартышек.)
Вот закончена игра,
Вновь за парты нам пора.
- Сели на места тихо, спинки прямые!
А наш Колобок дальше в путь отправился, а навстречу ему
Коричневый, лохматый.
Угадайте-ка, ребята,
Кто, построив теплый дом,
Спит всю зиму в доме том? (Медведь).
- Колобок, Колобок, я тебя съем!
- Не ешь, Медведь, лучше наитруднейшие задания скажи для меня, а то я в школу тороплюсь. Поможем колобку справиться с заданиями? 5. Задания Медведя – «Решение задач»
Разминка
- Сколько орехов в пустом стакане? (Нисколько, нуль)
- У кого больше лап: у утки или утенка? (Одинаково, по две) - Сколько хвостов у трех котов? (3) - Сколько ушей у двух мышей? (4)
Задача
Принёс я из леса 4 ягоды, а потом еще 2. Сколько ягод у меня стало? (6)
- Запишите равенство
Я тетрадочку открою
И как надо положу
Я от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
(дети записывают решение задачи)
- Отпустил Медведь Колобка, и покатился Колобок дальше. Катится Колобок, катится, а навстречу ему Слайд 15. (кошка)
6. Задания от кошки. Игра «Назови фигуры».



Начертите в тетради фигуру, которая находится между отрезком и квадратом; начертите фигуру, которая находится справа от шара; начертите фигуру, которая находится слева от куба.
Как одним словом можно назвать нарисованные фигуры? (многоугольники)
7. Работа в парах. «Измеряем длину в дециметрах и сантиметрах» - практическая работа.
Измерь длину отрезков. Длина какого из отрезков меньше 1 дм? Назови длины отрезков в порядке увеличения (отрезки длиной 5 см, 10 см, 13 см)
Начертите в тетради отрезок, длина которого равна 1 дм.
- Отпустила кошка Колобка, и покатился Колобок дальше. Катится Колобок, катится, а навстречу ему Лиса.
- Колобок, Колобок, я тебя съем!
- Не ешь меня, Лиса, а лучше задания какие-нибудь интересные задай, а то я в школу тороплюсь. Поможем колобку справиться с заданием лисы?
8. Задания лисы «Складываем числа»
- Здесь зашифровано слово. Расшифровать сможет его только тот, кто правильно решит выражения.
- Нужно вместо ответа подставить соответствующую ей букву и прочитать слово.
Ы
Д
Л
И
М
О
Р
Ц
К

1
6
8
4
2
5
7
3
9

 
5 – 3 =        2 + 3 =        9 – 1 =       8 - 3 =        4 + 2 = 6 - 3 = 1 + 0 =     
М            О Л О Д Ц Ы
- Слово вы расшифровали верно. Вы действительно МОЛОДЦЫ!
- Колобок поблагодарил Лису и покатился дальше и дальше по дорожке. 
И, преодолев все испытания на своём пути, Колобок прикатился к нам в школу.
- Вот и сказочке конец, а кто слушал - молодец.
9. Игра «Четвертый лишний»
- По пути колобок встречался с животными.
– С какими животными встречался колобок? (заяц, волк, кошка, медведь, лиса).
- Какое животное лишнее? Почему?
III. Итог урока. Рефлексия.
- Ребята, получилась у нас сказка? – Что показалось самым интересным? - А что было сложным?
- Выберите колобка и поселите его в школу.

15