Дидактический материал для урока — соревнования в 5-ом классе по теме Употребление фразеологизмов в речи


Урок – соревнование на тему «Употребление фразеологизмов в речи».
Предназначен для учеников 5 класса.
1. Наш конкурс посвящен фразеологии. Что это за наука?
2. Для разминки всем командам и зрителям предлагается послушать рассказ.
Затем перечислить все услышанные в нем фразеологические обороты.
Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.
Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой младший братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьем, костер разложим, из ружья палить будем. К тому же говорят, что он большой мастер рыбу ловить, собаку на этом съел. Правда это или нет, но вот мы попались на удочку. Обвел он нас вокруг пальца.
Договорились прийти в субботу вечером. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят к тетке в город.
- Он же приглашал нас рыбу удить, охотиться, - растерялись мы.
- Вот пустомеля, - возмутился дед, - все время кому-нибудь голову морочит.
У братишки сразу слезы в три ручья. Я тоже чувствую себя не в своей тарелке.
- Ничего, ребятишки, - успокоил нас дед, - со мной пойдете.
И мы пошли. И рыбу ловили, и костер развели, и славную уху за обе щеки уплетали!
(За каждый названный фразеологизм - жетон)
3. Конкурс «Продолжи пословицы»
Под лежачий      камень      и вода… (не течет).Красна птица пером,      а человек…      (умом).Слово не стрела,а… (хуже стрелы      разит).Не стыдно не знать,      стыдно… (не учиться).
(1 жетон за скорость и по жетону за каждую пословицу)
4. Конкурс «Мешочек фразеологизмов»
Мешочек с предметами. Участники вытягивают, по одному предмету и называют фразеологизм с этим словом.
(слон, ложка, яблоко, кот, рыба, баночка гороха, белые нитки, камень)
Ответ: делать из мухи слона, ложка дегтя в бочке меда, яблоку негде упасть, кот наплакал, нем как рыба, как об стенку горох, белыми нитками шито, держать камень за пазухой)5. Конкурс «Исправь ошибки».
Ус хорошо, а два лучше – УмТрус своей лени боится – тениНашла коза на камень – косаНе зная броду, не суйся в моду – в водуНе ноги горшки обжигают – богиНа безрыбье и бак – рыба – ракОт бобра бобра не ищут – добра добра6. В это время игра с залом «Отгадай фразеологизм»
- Что вешают, приходя в уныние? (нос)
- Не ладоши, а ими хлопают. (уши)
- На него бросают слова и деньги, кто их не ценит (ветер)
- В каких рукавицах держат озорников? (в ежовых)- На них сидят, если очень нервничают (как на иголках)
- Ее теряют и от счастья, и от горя (голова)
- Чью грамоту никто не принимает всерьез? (Филькину)
-Чем не испортишь кашу? (маслом)
- В чем рождаются везучие и счастливчики? (в рубашке)
- За чем не лезут в карман остроумные люди? (за словом)
- В какой ящик кладут не очень срочные дела? (в долгий)- На какую воду выводят обманщиков? (на чистую)7. Фразеологические обороты приходят в язык из разных источников:
1-й источник – мифология (ахиллесова пята) 2-й источник – Библия (козел отпущения); 3-й источник – профессиональная лексика (играть первую скрипку); 4-й источник – быт народа (работать спустя рукава); 5-й источник – художественные произведения (ты сер, а я приятель – сед).8. Конкурс «Происхождение фразеологизмов».
А ларчик просто открывался - Басня «Ларчик»
А воз и ныне там – басня «Лебедь, щука и рак»
Нить Ариадны – мифология (указание на выход из трудной ситуации)
Дамоклов меч- мифология (постоянная угроза чему-то)
Закручивать гайки - ужесточать условия (слесарь)
Сизифов труд - мифология (тяжелый, но напрасный труд)
Между Сциллой и Харибдой - мифология (находиться между двух опасностей)
Вавилонское столпотворение - Библия (беспорядок, неразбериха)
Петь Лазаря – Библия (жаловаться, причитать)
Держать порох сухим - быть наготове (военный)
Уйти со сцены - перестать быть значимым, влиятельным (актер)
Запретный плод - Библия (то, что запрещено, недоступно)
Ни кола ни двора – быт (ничего не иметь)
Сбрасывать со счетов – не принимать во внимание (бухгалтер, счетовод)
9. Домашнее задание. Участники должны объяснить значение и происхождение выражений у черта на куличках, ахиллесова пята, знать на ять, показать кузькину мать.
У черта на куличках — очень далеко. Первоначальное значение выражения «где-то далеко в лесу» Кулички, кулига — расчищенная лесная поляна.
Ахиллесова пята — уязвимое место. Мать Ахилла богиня Фетида держала сына за пятку, окуная в воды волшебной реки, чтобы сделать его неуязвимым. Лишь пятка Ахилла не коснулась воды. А убит он был стрелой в пятку.
Знать на ять — знать очень хорошо. «Ять», буква в дореволюционном русском алфавите, произносящаяся, как «е». Тот, кто писал правильно слова с «ять», считался грамотным человеком.
Кузькина мать (показать кузькину мать) — жестоко наказать. Кузька — небольшой хлебный жучок, безобидный на вид, но очень прожорливый. Считался бичом крестьян: налетал на хлебные злаки и высасывал молодые зерна.