Формирование «орфографической зоркости» как навыка грамотного письма через разнообразие современных технологий, приемов и методов на уроках русского языка.

Администрация Спасского муниципального района
Нижегородской области
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Красноватрасская средняя общеобразовательная школа.
(МБОУ Красноватрасская СОШ)



Формирование «орфографической зоркости» как навыка грамотного письма через разнообразие современных технологий, приемов и методов на уроках русского языка.


Выполнила:
Горячкина В.Н.
учитель начальных классов
МБОУ Красноватрасской СОШ


2014-2015г.
Введение
Можно ли представить себе дом без фундамента? Фундамент- основание, служащее опорой для стен и здания, и если оно не прочно, то и всё сооружение будет не долговечным. Так и начальная школа является базой, основой образования человека, конечным результатом, которой являются знания и умения учеников. Формирование у школьников прочных орфографических навыков - одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимания людей в письменном общении. При изучении русского языка я часто встречаюсь с такой ситуацией: дети знают правило, приводят примеры, но при выполнении письменной работы делают ошибки. Почему? На уроке русского языка ученик слушает, запоминает, пишет, читает, отвечает на вопросы учителя. Такую работу на уроке можно назвать пассивной или относительно пассивной. А глубокие знания и навыки приобретаются в процессе активного овладения учебным материалом, то есть в активной познавательной деятельности - «не просто учу, запоминаю то, что говорит учитель, а познаю, сам добываю знания» На уроках русского языка развивать внимание - значит, развивать умение видеть различные формы слова, развивать орфографическую зоркость. В концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые, думающие, ответственные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
Исследование методической литературы и собственного опыта.
С целью повышения теоретического уровня профессиональной готовности я изучила психолого-педагогическую литературу по данной теме (П.С. Жедек, М.Р. Львов, В.В. Репкин, М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко), федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, который требует существенной перестройки требований к современному обучению в начальных классах. Проанализировала возможности своего учебника «Русский язык» под редакцией Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной
Проанализировав собственный опыт, а также работы известных методистов (П.С. Жедек “Методика обучения орфографии”, М.В. Львова “Правописание в начальных классах”) и еще ряд статей прихожу к выводу:
Работу по развитию навыков грамотного письма нужно начинать уже в букварный период на основе разъяснения несоответствия произношения и написания.
Ввести понятие “опасное место”, чтобы насторожить детей на появление возможной ошибки.
Развивать фонематический слух.
Прививать интерес к чтению.
Развивать словарный запас детей.
Одной из приоритетных целей ФГОС является воспитание и развитие личности младшего школьника в процессе формирования учебной деятельности. Ее реализация требует совершенствования учебного содержания, использования эффективных методов и приемов в обучении. ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника начальной школы. Например: 1) Владеющий основами учиться, способный к организации собственной деятельности. 2) Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. 3) Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры. 4) Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, две последние из которых актуальны для решения моей педагогической проблемы.
Считаю, что учебник «Русский язык» (автор Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина) частично способствует развитию орфографической зоркости у учащихся и развитию творческого потенциала младших школьников. В учебнике недостаточно материала по данной теме и я решила создать копилку различных дидактических упражнений и игр с помощью современных педагогических технологий.
«Игровые педагогические технологии» включают достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Особенность игры педагогической в том, что ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре в так называемом, «чистом виде», учитель должен организовать и координировать игровую деятельность детей. Школа не может дать человеку запас знаний на всю жизнь. Но она в состоянии дать школьнику основные базовые ориентиры основных знаний. Школа может и должна развить познавательные интересы и способности ученика, привить ему ключевые компетенции, необходимые для дальнейшего самообразования. И в этой ситуации роль компьютерных технологий является наиболее важной.
Применение компьютерных технологий в процессе обучения в начальной школе дает возможность активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся с учетом их возрастных особенностей.
Сотрудничество – это взаимодействие труда действующих вместе людей, то есть их совместная деятельность. В настоящее время перед школой стоит социальный заказ общества - воспитание грамотной личности, способной взаимодействовать с другими людьми. С введением ФГОС командная, групповая и парная работа стали неотъемлемой частью обучения младших школьников.
Новизна моего опыта состоит в том, что я решила применить современные педагогические технологии в сумме с методическими приемами и упражнениями и создать свою систему по формированию орфографической зоркости. Современные педагогические технологии помогают мне:
-создавать условия для обеспечения активной практической деятельности каждого ученика;
-включать каждого ученика в активную работу, направленную на развитие умений воспринимать, оценивать, анализировать, применять знания;
-целенаправленно и эффективно использовать различные приёмы и методы, как средство реализации и развития познавательных способностей и интересов учащихся, мотивации.
Цель работы: создание системы методических приемов и упражнений по формированию навыка грамотного, безошибочного письма.
Задачи:
выявить эффективные приемы формирования орфографической зоркости
создать систему «орфографических минуток» для её выработки
Ожидаемые результаты:
Высокий процент освоения основных видов орфограмм.
Высокий уровень сформированности орфографической зоркости учащихся.
Интерес детей к урокам русского языка, в частности, к орфографии.
Регулятивные УУД:
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи;
действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т. д.;
оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления;

Познавательные УУД:
Выпускник научится:
по освоенным опознавательным признакам обнаруживать орфограммы (в зрительно воспринимаемом тексте и на слух);
определять разновидности орфограмм и соотносить их с определёнными правилами (в освоенных пределах);
разграничивать орфограммы на изученные правила и неизученные;
применять изученные орфографические правила (в объёме программы);
пользоваться орфографическим словарём учебника для решения вопросов письма на месте непроверяемых орфограмм;
обнаруживать большую часть орфограмм в предъявленной и собственной записи;
эффективно осуществлять проверку написанного, обнаруживать и аккуратно исправлять все допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.

Коммуникативные УУД:
Выпускник научится:
самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей;
пользоваться различными словарями учебника для решения языковых и речевых вопросов;
замечать в речи незнакомые слова и спрашивать об их значении, обращаться для ответа на вопрос к толковому словарю учебника;
соблюдать нормы произношения, изменения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника.
Ведущая педагогическая идея - первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплины. Орфографическая зоркость – это способность (или умение) быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определить их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим (собственные ошибки или чужие)
Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т. е. решение орфографической задачи. Однако, решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму в слове, ученик сможет решить вопрос о его конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.
Орфографический навык и условия его формирования.
Орфографический навык – это сложный навык. Он создается в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких как:    1) навык письма,   2) умение анализировать слово с фонетической стороны,   3) умение устанавливать морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки,   4) умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило.
Как педагогическая наука, так и школьная практика в последние годы значительно продвинулась в вопросе определения рациональных способов формирования у школьников учебных навыков.  Данные исследований, проведённых учеными-психологами и учёными-методистами, подтверждают, что только система упражнений обеспечивает овладение учащимися навыками грамотного письма.
При проведении упражнений в определённой системе необходимо учитывать специфические условия работы с той или иной группой учащихся, а именно:
1. Степень подготовленности учащихся, состояние их знаний и навыков в области орфографии.
2. Уровень речевой культуры.
3. Условия языковой среды, окружающей детей.
Успешному обучению правописанию способствует:
а) тщательный отбор дидактического материала;
б) разнообразие  упражнений, опирающихся на правила и различные виды памяти;
в) постепенное усложнений орфографических знаний;
г) усиление роли самостоятельности учащихся в выполнении орфографических заданий.
Применение разнообразных приемов и упражнений – обязательное условие успешной работы по орфографии. Но в выборе приёмов не должно быть самотёка. При определении того, какой именно приём  или какого рода упражнение нужно применить в каждом конкретном случае, необходимо учитывать разнообразные особенности каждого из них.
М. Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник решая орфографические задачи:
1) увидеть орфограмму в слове; 2) определить ее вид; 3) определить способ решения задачи в зависимости от вида орфограммы; 4) определить шаги, ступени решения и их последовательность, то есть составить алгоритмы решения; 5) решить задачу, то есть выполнить последовательные действия по алгоритму. 6)Написать слово в соответствии с решением.
Условия формирования орфографической зоркости:
1. Ставить орфографические задачи (то есть обнаруживать орфограммы, обладать орфографической зоркостью).
2. Устанавливать тип орфограммы, соотносить ее с определенным правилом (выбирать способ решения задачи, чаще всего – орфографическое правило).
3. Применять правило (верно выполнять предписываемый им способ решения поставленной задачи).
4. Проверять написанное (осуществлять орфографический самоконтроль).
Развитию орфографической зоркости способствует большое количество приемов и систематических упражнений:
(Списывание, комментированное письмо, письмо с пропуском орфограмм, какографическое письмо, поиск орфограмм в тексте, письмо по памяти, орфографические минутки, диктанты).
Какографическое письмо - это текст с намеренно допущенными ошибками.
Одной из важных задач каждого урока русского языка, считаю развитие орфографической зоркости. Поэтому стараюсь на каждом уроке целенаправленно и систематически, с помощью разнообразных упражнений и игр проводить орфографическую работу. Работая над этой темой, я накопила большую игротеку по формированию орфографической зоркости.


Игровые упражнения:
«Поплывем на кораблях». (На доске таблица с кораблями, на которых написаны орфограммы ( Приложение 1)
Я диктую слова или текст, а дети по очереди , услышав орфограммы, выходят к доске и прикрепляют красный кружок к нужному кораблю.
«Наряди елку». (Приложение 2)
Я диктую слова, а дети должны записать букву орфограммы на нужную игрушку.
«В цирке». (Приложение 3)
Я диктую слова с безударной гласной, дети повторяют их вполголоса, определяют гласную в слабой позиции, а затем записывают гласную на шарик слона или тюленя.
«Собери цветок». (Приложение 4)
Игра проводится в виде конкурса команд (рядов). Игроки выходят по очереди, берут лепестки, на которых написаны слова с парным согласным, и кладут его на то место цветка , где написана нужная буква. Выигрывает та команда, которая быстрее соберет цветок.
Игра «Быстрый ответ»
(Класс 2 ком.)
У ведущего список слов с безударной гласной в корне.
Ведущий называет слово и указывает на игрока, который должен отвечать. Отвечающий быстро называет гласную, которую нужно писать в корне, и подтверждает ответ проверочным словом, например: «Конец, пишем О, кончить». В случае задержки или неправильного ответа команда получает штрафное очко. Выигрывает команда с наименьшим числом штрафных очков: ночной, дождливый, хвостатый, холмистый; глазастый, тяжёлый, земной, ходить, возить, варить, часы, старушка, словарь, тропинка, садовый, стерпеть, платить, косить, денёк, линейка, морской, лесной, речной, бежать, лежать, тереть, смотреть, просить, грозить, смешить, спешить, беда, стекло, плясать, вязать, глядеть, трясти, вести, везти, спасти.
Игра « Сколько слов?»
Здесь записаны слова сл...зал, пос.дел, б...чок.
Сколько слов вы можете записать? Подберите к каждому проверочное слово. (Подбирая проверочные слова, устанавливаем, что слов может быть больше, чем записано: слезал лезет и слизал лижет, посидишь сидя и поседел седенький, бочок бок и бачок - бак.)
Устно составьте предложения с шестью записанными словами.
Игра «Чей ряд лучше?»
(Класс 3 ком.) У каждого ученика набор сигнальных карточек с буквами А, О, Е, И, Я. Все буквы разного цвета.
Ведущий называет слова с безударными гласными в корне. Дети поднимают карточку с нужной буквой. На доске отмечается число ошибок, допущенных каждой командой: трава, роса, змея, хитрец, смягчить, кольцо, перо, чистота, тянуть, скала, стекло, кисель, глядеть, краснеть, точить, длина, трясти, храбрец, окно, пчела и др.
Игра «Поединок»
(2 чел.) Играющим вручаются списки односложных слов.
Каждый игрок по очереди читает слово из своего списка, а «противник» в ответ изменяет это слово так, чтобы ударный гласный оказался в слабой позиции. Класс определяет победителя:
стол винт
сад глаз
пол снег
лист шип
мост рог
Игрокам можно предложить и другой вариант: списки двухсложных слов с корневым гласным в слабой позиции. Нужно подобрать по два слова так, чтобы этот гласный оказался в сильной позиции:
дома нога
дожди змея
зима возы
трава ходить
река коты
носы мосты
Чей ряд лучше?
В игре участвует весь класс, по рядам. У каждого ученика - набор сигнальных карточек с буквами А,0,Е,Я,И. Все одноименные буквы -одного цвета, например, все буквы А - черного, 0 – красного, Е- синего, И- желтого, Я – зеленого, чтобы легко можно была обнаружить ошибку в поднятых детьми карточках. Учитель называет слова с безударными гласными в корне:
Трава, роса, змея, хитрец, смягчить, кольцо, перо, чистота, тянуть, кисель, глядеть, краснеть, точить, длина, трясти, пчела и др. Дети поднимает карточку с нужной буквой. На доске отмечается число ошибок, допущенных в каждом ряду, а в конце определяется лучший ряд.
Орфографическое лото. (Приложение 5)
Для игры заготавливаются для каждого ученика карточки размером 15x9 см. Карточка разделена на 9 клеток. В средней клетке записано правило: "Безударную гласную в корне проверяй ударением". В остальных 8 клетках записаны слова с пропущенными безударными гласными в корнях. Для водящего заготовлены карточки размером 3x5см, на которых записаны все проверочные слова. Для закрывания выигравших клеток у каждого ученика должны быть фишки из плотной бумаги. Учитель или водящий достает из мешочка по одной карточке, читает написанное на ней проверочное слово, а учащиеся закрывают фишками клетки с родственными словами. Игра продолжается, пока не закончат 2-3 ученика. Они выходят к доске, читают свои слова, объясняют, какие гласные в них пропущены, и доказывают проверочным словом.
Собери урожай. (Приложение 6) и.т.д.


Результативность опыта.
Для проверки результативности развития орфографической зоркости через активные формы обучения на уроках русского языка использую диагностику орфографической зоркости учащихся. Для этого регулярно провожу проверочные работы и тесты.
Такие показатели были достигнуты благодаря целенаправленным упражнениям таким как: регулярные тренинги, включающие в себя разнообразные виды упражнений, приемы самостоятельной работы над ошибками, комментированное письмо, отработка способов обнаружения орфограмм в ходе звуко–буквенного анализа и разбора слов по составу, списывание, самопроверка, взаимопроверка, игры и игровые упражнения.











Ученики имеют хорошие знания, которыеони не привыкли получать в готовом виде. Они являются активными участниками процесса обучения. Это говорит о том, что выбранные мной средства были достаточно эффективны.
Заключение.
Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности. Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать. Русский язык для большинства становится любимым предметом. И это немаловажно, дети начинают относиться к урокам русского языка с большим интересом. Но данная работа должна вестись систематически на каждом уроке русского языка как в начальной школе, так в дальнейшем среднем и старшем звене школы.
Систематическая работа, основанная на использовании эффективных приемов и средств формирования орфографической зоркости, дала положительные результаты:
- учащиеся усвоили основные виды орфограмм, в том числе безударные гласные;
- достигнут довольно высокий уровень сформированности орфографической зоркости учащихся;
- возрос интерес детей к урокам русского языка, и в частности, к орфографии;
- с большим желанием дети стали участвовать в различных конкурсах по русскому языку.
Свой опыт работы могу предложить педагогам-мастерам для использования в своих методиках, а также начинающим педагогам для применения при проведении уроков русского языка и предлагаю такой механизм внедрения.
Механизм внедрения:
Этапы работы по разработке и реализации опыта
Изучение литературы по теме;
Подбор материалов разного уровня сложности;
Разработка системы работы;
Подбор и разработка диагностических материалов для определения эффективности образовательного процесса.


Литература
Бетенькова Н.М. Занимательный русский язык
Волина В.В. Веселая грамматика. – М.: Издательство «Знание», 2005
Жедек П.С. Методика обучения орфографии. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения.
Львов М.Р. Правописание в начальных классах.
Моршнева Л.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 1-4 класс. – Саратов: ОАО «Издательство «Лицей», 2004
Узорова О.В., Нефедова Е.А. Справочное пособие по русскому языку: 1-4 класс.- М.: ООО «Издательство Астрель», 2004.
6. ПМК «Академия младшего школьника»
Интернет-ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]















Приложения
Приложение 1
Игра «Поплывем на кораблях»















Приложение 2
Игра «Наряди елку»



























Приложение 3
Игра «В цирке»


















Приложение 4
Игра «Собери цветок»




Приложение 5
Игра « Орфографическое лото».




















Приложение 6
Игра «Собери урожай»




Рисунок 1Рисунок 7C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\media\image1.jpeg15