Презентация Учимся писать эссе


Мастер-класс «Учимся писать эссе» “Эссе – способ рассказать о мире через себя и о себе с помощью мира”. (А. Эльянявис) История возникновения жанра. Родоначальником жанра эссе был французский писатель – гуманист М. Монтень , написавший в 1580 году эссе, где изложил мысль о судьбе общества и человека. В XX веке к жанру эссе обращались Бернард Шоу, Анатоль Франс, Дж. Голсуорси и другие. Особенно широко термин “эссе” распространен в Англии, Франции, Польше. В Германии употребляют термин “скитце” - набросок, зарисовка впечатлений, фрагментарный рассказ. В русской литературе эссеистический стиль нашел отражение в произведениях А. И. Герцена “С того берега”, Ф. М. Достоевского “Дневник писателя” и др. Жанр эссе разрабатывали Марина Цветаева, Константин Паустовский, Илья Эренбург. Что же такое эссе? Эссе (от лат. exagium — взвешивание, анг. essay и франц. essai - очерк, статья, попытка) - жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы. Автор эссе анализирует избранную проблему (литературную, эстетическую, философскую и пр.), не заботясь о систематичности изложения, аргументированности выводов, общепринятости вопроса и т. п. Анализ текста – эссе.Два слова о театре.Театр не благопристоен для Поэта. И Поэт не благопристоен для театра. Гейне. Не чту Театра, не тянусь к Театру и не считаюсь с Театром. Театр (видеть глазами) мне всегда казался подспорьем для нищих духом, обеспечением хитрецов породы Фомы Неверующего, верящих лишь в то, что видят, еще более: в то, что осязают. – Некоей азбукой для слепых. А сущность Поэта – верить на слово! Поэт путем прирожденного невидения видимой жизни дает жизнь невидимую (Бытие). Театр эту – наконец увиденную6 жизнь (Бытие) снова превращает в жизнь видимую, то есть в Быт. Театр я чувствую насилием. Театр – нарушение моего одиночества с Героем, одиночества с Поэтом, одиночества с Мечтой, - третье лицо на любовном свидании. И то, что окончательно утверждает правоту Гейне и мою: в минуты глубокого потрясения – или возносишь, или опускаешь, или закрываешь глаза. «Но пишите же, однако, пьесы!» Это не пьеса, это поэма, - просто любовь: тысяча первое объяснение в любви Казанове. Это так же театр, как я – актриса. Знающий меня – улыбнется! Алгоритм написания эссе:1. Формулировка проблемы исходного текста. 2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. 3. Отражение позиции автора исходного текста. 4. Собственное мнение учащегося, аргументы (1-2 аргумента). 5. Заключение Соединить элементы структуры и фразы-клише : Формулирование проблемы, темы высказывания; актуальность проблемы: В данном высказывании автор рассуждает на тему… Для меня эта фраза является ключом к пониманию… Автор поднимает проблему…   Представленная в данном высказывании проблема актуальна и злободневна для... Данная проблема является актуальной в условиях… Раскрытие смысла высказывания автора : Автор убежден в том, что… Автор хотел донести до нас мысль о том, что… Мысль автора состоит в том, что… В своем высказывании автор имел в виду то, что… Формулирование студентом собственной позиции: Я согласен с автором в том, что… Нельзя не согласиться с автором данного высказывания, потому что… Автор был прав, так как… На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества… / ситуацию, сложившуюся в обществе… / одну из проблем современности). Действительно… Я не могу присоединиться к данному утверждению и попробую обосновать свою. Выражая несогласие с мнением автора, ответим на вопросы: так что же такое… Отчасти я придерживаюсь точки зрения автора по поводу…, но с … не могу согласиться. Теоретическая аргументация (тезисы и понятия):    Рассмотрим высказывание с точки зрения (философии / социологии / права / экономической / политической науки)… Обратимся к теоретическому смыслу высказывания... Данное высказывание может быть теоретически обосновано следующими положениями. Во-первых, … Во-вторых, … и пр. Фактическая аргументация (2примера):Проиллюстрируем это положение рядом примеров… Правоту взглядов автора можно подтвердить / опровергнуть следующими фактами общественной жизни… Правоту взглядов автора можно подтвердить / опровергнуть многочисленными примерами из литературы / истории. Так… Данное теоретическое положение я могу подтвердить фактом из собственной жизни… Приведу примеры социальных реалий, подтверждающих мысль автора… Вывод : Таким образом, … Итак, … Подведем общий итог рассуждению... Мне кажется, автор высказывания, несмотря на некоторые нюансы, был прав… Резюмируя все вышесказанное, можно сделать вывод... В заключении хотелось бы отметить… Спасибо за внимание!