Рабочая программа элективного курса «Учимся писать сочинение – рассуждение»

«Учимся писать сочинение-рассуждение»

(Программа элективного курса для учащихся 8 класса)

Пояснительная записка

Программа данного элективного курса составлена в соответствии с методическими рекомендациями Т.А. Долининой, заведующей кафедрой филологического образования [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]», автора учебного пособия «Развитие универсальных учебных действий при обучении написанию сжатого изложения и сочинения-рассуждения. 8-9 классы».
Цель элективного курса - познакомить восьмиклассников с основными законами создания сочинения-рассуждения и научить строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи. Данное умение позволит учащимся не только успешно подготовиться к итоговой аттестации в 9 классе, но и будет способствовать достижению личностных результатов обучения.
Задачи элективного курса:
- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме собственное восприятие текста, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст;
- развивать речевые универсальные учебные действия.

Программа рассчитана на 34 часа.

Прогнозируемый результат
Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Таким образом, система работы по обучению написанию сочинения-рассуждения позволит достичь предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.

К концу изучения курса учащиеся должны уметь:

- строить логичное, связное высказывание на заданную тему;
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
- определять позицию автора;
- высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (выстраивать логическую цепочку рассуждений);
- уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно;
- анализировать образцы ученических сочинений и рецензировать их.

Литература
-ГИА-2013. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 12 вариантов / Под ред. И.П. Цыбулько. М.: Издательство «Национальное образование», 2013. (ГИА-2015. ФИПИ-школе)
-Долинина Т.А. ГИА по русскому языку. 9 классы. Сжатое изложение и сочинение-рассуждение: Методическое пособие для учителей и учащихся. – Екатеринбург: ИРО, 2009.
-Долинина Т.А. Развитие универсальных учебных действий при обу
·чении написанию сжатого изложения и сочинения-рассуждения. 8-9 классы: методическое пособие для учителей. – Екатеринбург: ИРО, 2011.
-Долинина Т.А. Формирование коммуникативной и речевой компетентности при подготовке выпускника к итоговой аттестации. Дидактические и контрольно-измерительные материалы для учителя-словесника и любознательных учащихся. – Екатеринбург, ИРО, 2006.


Календарно-тематическое планирование


№ п/п
Тема занятия
Количество часов
Дата
Примечание

1
Типы речи: описание, повествование, рассуждение. Особенности текста-рассуждения.
1



2
Логика построения текста-рассуждения.
1



3
Анализ структуры текста-рассуждения.
1



4
Тезис. Варианты формулировки тезиса.
1



5
Практическая работа. Определение тезиса в тексте.
1



6
Как доказывать тезис: правила подбора аргументов (доводов)
1



7
Практическая работа. Учимся находить аргументы в исходном тексте.
1



8
Иллюстрация доводов примерами.
1



9
Практическая работа. Подбираем примеры к доводам из прочитанного текста.
1



10
Вывод как обязательный компонент структуры текста-рассуждения.
1



11
Логика развития мысли в тексте-рассуждении (работа со схемой сочинения-рассуждения)
1



12
Практическая работа. Построение логических схем к тексту.
1



13
Правила сохранения тезиса в сочинении-рассуждении.
1



14
Практическая работа. Сохранение логики текста.
1



15
Композиция сочинения-рассуждения.
1



16
Последовательность и связность всех частей сочинения-рассуждения.
1



17
Средства связи микротем в сочинении-рассуждении.
1



18
Средства межфразовых связей в сочинении-рассуждении.
1



19
Вступление в сочинении-рассуждении.
1



20
Практическая работа. Написание вступления к сочинению.
1



21
Основная часть сочинения-рассуждения. Деление на абзацы основной части сочинения.
1



22
Практическая работа. Написание основной части сочинения-рассуждения.
1



23
Заключение в сочинении.
1



24
Обобщения различного уровня в тексте-рассуждении.
1



25
Практическая работа. Пишем заключительную часть сочинения-рассуждения.
1



26
Речевое оформление сочинения.
1



27
Грамматические формы и лексические средства, используемые в речевом оформлении сочинения-рассуждения.
1



28
Предупреждение речевых ошибок в сочинении.
1



29
Предупреждение грамматических ошибок в сочинении.
1



30
Практическая работа. Анализ сочинений на выявление речевых и грамматических ошибок.
1



31
Практическая работа. Анализ сочинений (текстов) с точки зрения связности и последовательности изложения материала.
1



32
Фактические ошибки в сочинении и как их можно избежать.
1



33
Практическая работа. Написание сочинения-рассуждения на заданную тему или/и по прочитанному тексту.
1



34
Анализ и рецензирование выполненных работ.
1



Всего - 34 часа












Заголовок 115