Программа элективного курса Учимся писать сочинение-рассуждение



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Крутинская гимназия» Крутинского муниципального района Омской области




«Рассмотрено »
на заседании научно-методического совета

Протокол № 1
от « 15»сентября 2014г.
__________________
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_____________/Л.В.Рахманова/

от «15»сентября 2014г.


«Утверждаю»
Директор
МБОУ «Крутинская гимназия»
_____________/_Е.Ф.Лейнвебер/
ФИО
Приказ № ___
от «__»__________2014_г.








ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
по русскому языку в 11 классе

Рахмановой Любови Викторовны , учителя высшей квалификационной категории


«Учимся писать сочинение- рассуждение»















2014 - 2015 учебный год

Пояснительная записка
Большинство ребят не в состоянии самостоятельно подготовиться к выпускному экзамену, так как чтобы выполнить ЕГЭ по русскому языку, нужно знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, а также иметь навыки правильного использования лексического состава языка, различных его грамматических конструкций (лексики, стилистики). Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может элективный курс.
Курс «Учимся писать сочинение-рассуждение» призван актуализировать и углубить знания, которые учащиеся получили в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Данный курс рассчитан для учащихся   11 класса.
Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия  позволяют систематизировать полученные и повторенные знания во время уроков .
Курс рассчитан на 1 час в неделю аудиторных занятий. Общий объем – 34 часов.
Таким образом, новизна данного элективного курса заключается в направленности его на организацию систематичной работы над пониманием нехудожественного текста и способами его выражения, а также практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания.


Цель элективного курса: подготовить выпускников к успешному выполнению задания В25 ЕГЭ по русскому языку: сформировать способность к созданию письменного высказывания на основе предложенного публицистического или художественного текста.
В задачи данного курса входит обучение:
способам понимания текста;
способам выражения понимания чужого;
способам выражения собственной позиции;
созданию текста типа речи рассуждение с учетом основных признаков текста: смысловой и грамматической целостности, подчиненности коммуникативной задаче и т.д.
А также развитие рефлексивных способностей на основе способов различения  авторской позиции, позиций всех присутствующих в тексте субъектов речи и собственной.
Формы работы: коллективная и групповая при работе над пониманием, индивидуальная письменная работа по созданию текстов.


Cодержание курса

Тема 1 (1 час)
Текст. Обобщение знаний о стилях речи. Отличие художественной и публицистической проблематики: внутренний мир человека как предмет изображения в художественном тексте и социально-нравственные проблемы в публицистическом. Создание образа как главный признак художественного стиля. Различение автор - герой.
Обобщение знаний о типах речи. Рассуждение как главный тип речи в текстах публицистического характера. Отличие типов речи друг от друга. Особенности построения текстов типа рассуждения. Сочинение-рассуждение как тип письменной работы.

Тема 2 (1 ч) Как написать выпускное сочинение по литературе. Требования к сочинению.Критерии оценивания. Направления выпускного сочинения

Тема 3 (2ч) Направление «Недаром помнит вся Россия» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова).Ключевой вопрос. Формулировки тем. Список литературы по направлению. Варианты вступления и заключения.

Тема 4 (2 час) Направление «Вопросы, заданные человечеству войной» Ключевой вопрос. Формулировки тем. Список литературы по направлению. Варианты вступления и заключения. Анализ текста

Тема 5 (1 час) Направление «Человек и природа в отечественной и мировой литературе" Формулировки тем. Список литературы по направлению. Варианты вступления и заключения. Анализ текста.

Тема 6(1 час) Направление: «Спор поколений: вместе и врозь». Формулировки тем. Список литературы по направлению. Варианты вступления и заключения. Анализ текста.

Тема 7 (2ч) Направление «Чем люди живы?»

Тема 8 (2ч)
Зачётная работа .Написание сочинения по литературе.

Тема 9(1 ч). Задание В25 ЕГЭ по русскому языку. Требования к сочинению-рассуждению по русскому языку. Критерии оценивания. Этапы работы над сочинением.
Тема 10 (1ч) Композиция публицистических текстов как ключ к их пониманию.  Понятие о смысловой структуре текста. Смысловые и грамматические связи предложений.Тексты, в которых задаются разные точки зрения. Иллюстрация и пример как способ выражения авторской позиции. Композиция сочинения.

Тема 11 (2 час )Формулировка проблемы текста
Понятие о проблеме и авторской   позиции. Проблема как главный вопрос, поднимаемый в тексте. Различение понятий  тема - проблема - тезис. Проблема как конкретный аспект общей темы. Способы выявления проблемы: по ключевым словам, по микротемам.  Вопрос в тексте как   формулировка проблемы автором, типы вопросов в авторском тексте (проблемные, диалогизирущие, риторические). Случаи, когда можно и когда нельзя использовать вопрос из текста для формулировки проблемы в сочинении.
Способы формулировки проблемы. Варианты вступления.

Тема 12(2 час) Как прокомментировать проблему текста. Понятие о комментарии. Зависимость комментария от типа и стиля речи  исходного текста. Подбор цитат из публицистического текста, их перефразирование. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий).
Тема 13 (2 час) Формулировка авторской позиции. Понятие об авторской позиции. Авторская позиция как видение автором сущности проблемы, отношение к поднимаемой проблеме (оценка им описываемой ситуации), его решение поставленного вопроса. Способы выражения авторской позиции в тексте. Оценочная лексика как средство выражения авторской позиции. Понятие о коммуникативной задаче. Коммуникативная задача – призыв к действию.
Художественные средства в выражении авторской позиции. Способы формулировки авторской позиции. Глаголы со значением речи, мысли, чувства: (автор) утверждает, считает и др., кратких причастий убежден, уверен и т.д.  Использование вводных слов и предложений со значением источника сообщения: по мнению автора, как считает автор  и т.д. Формулировка авторской  и собственной позиции в одном предложении,  введение клише: нельзя не согласиться с автором в том, что ..., трудно не согласиться с автором, что ..., я согласен с автором, что..., как и автор текста, я считаю, что... и т.д. ).

Тема 14 (3 час) Формулировка собственного мнения. Аргументирование.
Понятие об аргументе. Источники для нахождения аргументов: личный, социальный опыт, произведения художественной литературы, исторические факты. Способы введения аргументов: вводные слова (во-первых, во-вторых, таким образом и т.д.), вводные слова со значением источника сообщения (по- моему, по моему мнению  и т.д.), союзы (так как, поскольку, потому что, частица  ведь).
Тема 15.(1 ч) Заключение. Варианты заключений.

Тема 16 (1 час)
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Абзацное членение. Понятие о логических ошибках. Типы логических ошибок.

Тема 17 (2 часа)
Языковой анализ текста. Изобразительно-выразительные средства языка. Лексические средства :антонимы, синонимы, фразеологизмы, неологизмы, устаревшие слова, омонимы, метафора, метонимия., синекдоха, сравнения, эпитеты, оценочная лексика, повтор, гипербола, литота, оксюморон, перифраза, цитата. Синтаксические средства: инверсия,парцелляция, риторические вопросы и восклицания,бессоюзие,антитеза, неполные предложения,синтаксический параллелизм,градация, анафора, эпифора, вопросно-ответная форма.
Тема 18 (2 часа)

Грамматические и речевые нормы русского языка. Наиболее распространенные в сочинениях грамматические ошибки:  ошибочное словообразование разных частей речи, нарушение норм согласования и управлении и т.д. Речевые нормы русского языка. Распространенные речевые ошибки.

Тема 19 (3 часа)
Правила пунктуации, вызывающие наибольшее затруднение при написании сочинения части по русскому языку  (обобщение) Способы передачи чужой речи, деепричастные, причастные обороты, сложноподчиненные предложения, знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (тире, двоеточие, точка с запятой) Сочетание знаков и комбинация знаков.

Тема 20. (2 час)
Зачётная работа. Сочинение рассуждение по тексту публицистического стиля речи.






3. Тематический план курса (34 часа)

№ п/п
Название тем курса
Количество часов всего
Кол-во часов по теме
Форма занятий
Виды контроля


Подготовка к выпускному сочинению по литературе
12




1
Текст. Обобщение знаний о стилях и типах речи
1
1
Лекция учителя с презентацией
Практикум «Стилистический анализ текста»

2
Как написать выпускное сочинение по литературе. Требования к сочинению. Критерии оценивания. Направления выпускного сочинения
1
1
Лекция учителя с презентацией, практикумом
Оценивание сочинений обучающихся по критериям

3
Направление «Недаром помнит вся Россия» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова).Ключевой вопрос. Формулировки тем. Список литературы по направлению. Варианты вступления и заключения.

2
2
Мини-лекция, презентацияпрактикум
Работа с текстом, создание текста.

 4
Направление «Вопросы, заданные человечеству войной»
2
2
Мини-лекция,презентация
практикум
. Работа с текстом, создание текста

 5
Направление «Человек и природа в отечественной и мировой литературе"
1
1
Практикум под руководством учителя
Работа с текстом, создание текста

6
Направление: «Спор поколений: вместе и врозь».
1
1
Практикум под руководством учителя

Работа с текстом, создание текста

7
Направление «Чем люди живы?»



2
2



8
Зачётная работа № 1 Написание сочинения по литературе.

2
2
Самостоятельная работа
Сочинение по литературе


Подготовка к выполнению задания В25 ЕГЭ по русскому языку(сочинение –рассуждение)
22




9
Задание В25 ЕГЭ по русскому языку. Требования к сочинению-рассуждению по русскому языку. Критерии оценивания. Этапы работы над сочинением.

2
1
Практикум
анализ текстов. оценивание

10
Композиция сочинения. Алгоритм работы над сочинением
1
1
Практикум
Элементы сочинения, анализ текстов

 11
Формулировка проблемы текста. Варианты вступления.

2
2
Мини-лекция, практикум
Элементы сочинения, анализ текстов

12
Как прокомментировать проблему текста
2
2
Практикум
Элементы сочинения, анализ текстов

 13
Формулировка авторской позиции
2
2
Практикум
Самостоятельная работа

14
Формулировка собственного мнения. Аргументирование.
3
3
Практикум
Самостоятельная работа

15
Заключение. Варианты заключений.
1
1
практикум
Анализ текста. создание текста заключения.

16
Смысловая цельность. Типы логических ошибок
1
1
практикум
Анализ текста

17
Языковой анализ текста. Изобразительно-выразительные средства языка. Лексические средства
1
1
практикум
тестирование


Синтаксические средства языка
1
1
практикум
Электронный тренажёр

18
Грамматические нормы русского языка.Классификации ошибок.
1
1
практикум
Работа с деформированным текстом


Речевые нормы русского языка. Классификация речевых ошибок
1
1
практикум
Работа с деформированным текстом

19
Правила пунктуации, вызывающие наибольшее затруднение при написании сочинения части по русскому языку 
2
2
практикум
Электронный тренажёр.
Тестирование

20
Зачётная работа № 2. Написание сочинения-рассуждения
1
1
Самостоятельная работа
Сочинение на экзаменационном бланке


итого

34






Требования у уровню усвоения материала:
В результате изучения программы ЭК учащиеся получили возможность
Знать:
требования к сочинению по литературе и по русскому языку (задание В25) (критерии оценивания);
основные понятия: тема, проблема, авторская позиция, комментарий, аргумент, композиция, качества речи;
грамматические и речевые нормы (типы грамматических и речевых ошибок);
специфику работы по написанию сочинения по литературе;
основные направления выпускного сочинения по литературе;
специфику работы с публицистических и художественным текстом при написании сочинения ЕГЭ;
наиболее распространенные клише, используемые при написании сочинения по русскому языку.

Уметь:
писать сочинение по литературе в соответствии с темой (ответ на проблемный вопрос);
подбирать литературный материал в качестве аргументов ;
выстраивать композицию сочинения-рассуждения;

определять проблему публицистических и художественных текстов и формулировать ее разными способами (обобщенно с помощью слов проблема и вопрос, в форме вопросительного предложения);
выбирать из исходного  текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и типа речи исходного текста;
определять авторскую позицию в текстах с различной смысловой структурой, формулировать ее разными способами (с помощью глаголов речи, мысли, с помощью способов передачи чужой речи);
писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания В25;
критически относиться к написанному, редактировать свое  сочинение
находить ошибки в соответствии с нормами литературного языка;
правильно писать слова и расставлять знаки препинания
создавать текст(задание И25 ЕГЭ по русскому языку)



Методические рекомендации
При реализации программы целесообразно уделять больше внимания практике , рефлексии. Дифференцированно подходить к выбору заданий для учащихся в соответствии с уровнем познавательной активности и учебными возможностями


4. Литература для учащихся

1. Г.Т.Егораева «Русский язык.Выполнение задания части С» «Экзамен» 2007
2.ЕГЭ 2012. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С). Тексты-аргументы / Т.Н. Назарова, Е.Н. Скрипка. М.: Издательство «Экзамен», 2012. 190, [2] с. (Серия «ЕГЭ. Практикум»)
4.В.К.Приходько. «ЕГЭ : шаг за шагом.Работаем над текстом части В и С. 11 кл» М.: Дрофа,2012
5. «Вокруг тебя мир»(5-8 кл)




5. Литература для учителя


Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки : учебно-методическое пособие/ Н.А. Сенина, А. Г. Нарушевич. Ростов н/Д: Легион-М, 2010. 192 с. (Готовимся к ЕГЭ).
ЕГЭ. Практикум по русскому языку. Работа над комментарием к сформулированной проблеме текста и аргументацией собственного мнения: подготовка к выполнению части 3(С) / Г.Т. Егораева. М.: Издательство «Экзамен», 2012. 111 с. (Серия «ЕГЭ. Практикум»)
Шапиро, Н. А. Учимся понимать и строить текст: 5 - 9 классы. - М: Издательство «Первое сентября», 2002.











13PAGE 15


13PAGE 14915




15