Учебные проекты младших школьников

УЧЕБНЫЕ ПРОЕКТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
(из опыта работы)
Сегодня уже никого не приходиться убеждать в важности и необходимости использования метода проектов в образовании и воспитании школьников. Проектная деятельность обучающихся - это13 EMBED Equation.3 1415совместная учебно- познавательная или игровая деятельность, которая имеет общую цель и направлена на достижение общего результата. Такой вид деятельности оказывает влияние на исследовательские умения детей, умения социального взаимодействия, оценочные, информационные, презентационные. Проектная деятельность развивает рефлексивные и менеджерские умения, развитие которых очень важно в современной жизни.
Все сказанное выше справедливо и по отношению к обучающимся в начальной школы. Конечно, возраст накладывает некоторые естественные ограничения на организацию проектной деятельности учащихся начальной школы. Однако начинать вовлекать младших школьников в такую работу нужно обязательно. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется понятная, знакомая и значимая для них проблема. Большого внимания от учителя требует процесс осмысления целей и задач проекта, приобретения и применения обучающимися знаний, необходимых в том или ином проекте. Учитель должен суметь направить учеников на самостоятельный поиск, поддерживать мотивацию и обеспечить необходимую помощь и поддержку. Очень важно включить в работу родителей, которые смогли бы помочь советом, информацией, проявили заинтересованность и понимание значимости метода проектов для развития личности ребенка.
Основываясь на вышесказанном, с учащимися 1 класса был выполнен творческий проект на тему "Что ты, осень, принесла нам?"
Предварительные беседы, игры, прогулки - наблюдения в осеннее время года, позволили сформулировать идею проекта, поставить цели и задачи, разработать план, технологию организации проектной деятельности школьников. Причем, дети активно участвовали в разработке плана работы, предлагали различные виды деятельности, направленные как на самостоятельный поиск, так и на коллективную работу.
Цели проекта были сформулированы так:
- выявить уровень знаний и умений по теме проекта;
- углублять и расширять знания учащихся по теме: "Что ты, осень,
принесла нам?"
- погрузить детей в поисково-творческую работу;
- развивать умения работать самостоятельно и совместно с родителями;
- формировать речевые умения, обогатить речь школьников, развивать их творческие способности;
- воспитывать бережное отношение к природе, личную ответственность за выполнение работы.
Перед участниками проекта ставились следующие задачи:
- организация и проведение работ для решения проблемы проекта;
- сбор информационного материала по проведенным занятиям и оформление его;
- организация и проведение презентации работ учащихся по окончании работы над проектом.
Этапы проекта были разработаны совместно со всеми участниками, следуя пожеланиям и детей и взрослых. За время работы над проектом были проведены следующие мероприятия:
- экскурсия в парк: "Осенние изменения в природе" (рис.1);
- беседа: "Приметы осени "с использованием загадок, пословиц и поговорок;
- разучивание песен "Падают листья" (авт. И.Гуревич), "Осенняя песенка" (авт.О. Высотская);
- просмотр видеофильма из серии: " Мир вокруг нас";
- игра-викторина о грибах: "В руки возьмем по корзинке,
В лес за грибами пойдем" (рис 2);

- классный час: "Торопится осень закончить дела
В полях и садах урожай собрала!";
- рисование на тему: "Полезные подарки осени»;
- конкурс чтецов: "Нам нравится осень,
Мы осени рады!";
- подготовка и проведение праздника-капустника: "Все овощи в гости к нам" (рис.3).
Завершающим этапом выполнения проекта явилась презентация, которая была проведена детьми в различной форме: выступление с рассказом о своем проекте, выставка творческих работ по итогам проекта, оформление и представление папки с материалами проекта. Дети с интересом делились своими впечатлениями, поздравляли победителей конкурсов, приготовили фотографии, отражающие этапы работы. Помимо личных призов и похвальных грамот, родителями был приготовлен общий приз классу за успешное завершение проекта, который был вручен на празднике-капустнике.


Рисунок 1 - Экскурсия в парк




Рисунок 2 - Игра - викторина о грибах. Выросли грибы



Рисунок 3 - Праздник - капустник "Все овощи в гости к нам". Веселые конкурсы
После завершения работы над проектом всеми участниками был проведен тщательный анализ сделанного. Дети отвечали на вопросы: Что понравилось? Что не понравилось? Чему я научился? Что могу предложить? И хотя дети впервые встретились с таким видом работы, они четко, сознательно и ответственно проанализировали совместную деятельность и предложили идеи для будущих проектов.

Как педагогу мне хочется сказать, что проведенная работа с учащимися начальной школы по методу творческих проектов доказала свою целесообразность, современность и своевременность.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Творческие работы детей в рамках проекта: "Что ты, Осень, принесла нам?"


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Root Entry