Дидактические игры по обучению детей татарскому языку(УМК)


Дидактические игры по обучению детей татарскому языку(УМК)
Дидактические игры позволяют повысить качество обучения,способствует лучшему усвоению программного материала,дает возможность усвоить лексику татарского языка,закрепить речевой материал в игровой форме,поддерживать интерес к языку.
Каждый педагог ,учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, может усложнять или облегчать игровые задания в дидактических играх.
Мною были изготовлены следующие дидактические игры :“Кто в домике живет?”, “Подарки для Алсу”, “Волшебное солнышко”,“Чудесная корзина”, “Цветочная поляна”.
Такие игры не только закрепляют пройденный материал, но и развивают память, внимание, воображение, речь ,мелкую моторику; воспитывают усидчивость.

УМК кысаларында дидактик уеннар.
Дидактик уеннар балаларның сүзлек запасларын арттыру белән генә чикләнми, программа материалын яхшырак үзләштерергә ярдәм итә,татар теленең лексикасын,сөйләм материалын уен формасында үзләштерергә мөмкинлек бирә,телгә карата кызыксыну уята.
hәрбер тәрбияче, балаларның яшь hәм шәхси үзенчәлекләрен исәпкә алып,дидактик уеннарны катлауландыра яисә җиңеләйтә ала.
“Өйдә кем яши?”, “Алсуга бүләкләр”, “Тылсымлы кояшкай”,“Искиткеч кәрзин”, “Чәчәкле алан”кебек дидактик уеннар тәкъдим итәм.
Бу уеннар үткән(өйрәнгән)материалны ныгытып кына калмыйлар,ә балаларның хәтерен ,игътибарын, сөйләмен,фикерләү сәләтен,кул чуклары мускулларын үстерәләр.

“Кто в домике живет?”-
“Өйдә кем яши?”
Цель:научить детей узнавать и правильно называть членов семьи,развивать внимание,память,речь,мелкую моторику пальцев,воспитывать усидчивость.
Описание:воспитатель объясняет,что в домике живет семья,но сейчас там никого нет .Надо поместить всех в домик.Дети называют изображенных на картинках всех членов семьи и зашнуровывают картинки “паровозиком”так,чтобы вся семья оказалась дома.
2 вариант игры “Назови, кто это ?”- “Бу кем?”
Воспитатель показывает картинки и задает вопрос: “Это кто?”(“Бу кем?”).Дети отвечают: “Это мама”(“Бу әни”)и т.д.
3 вариант игры “Кого нет?”-“Кем юк?”
На столе разложены картинки.Воспитатель вместе с детьми рассматривают их,затем воспитатель просит детей закрыть глаза.Убирает со стола одну или несколько картинок.На вопрос “Кого нет?”(“Кем юк?”) дети должны отвечать,например,әти юк.


“Подарки для Алсу”-
“Алсуга бүләкләр”
Цель: закреплять знание названий игрушек;способствовать развитию памяти,внимания,речи,мелкой моторики рук.
Описание игры:воспитатель рассказывает детям,что у Алсу-день рождение.Ей надо подарить подарок.Алсу очень нравится играть с игрушками. Показывая картинки с изображением игрушек, воспитатель вместе с детьми проговаривает название игрушек. Каждый ребенок выбирает картинку с игрушкой ,в отверствие фигуры-девочки продевает шнурок, при этом произносит: “Алсу,мә курчак(куян,туп)”.
2 вариант игры “Чего нет?”-
“Нәрсә юк?”
Игра начинается с двух картинок,остальные закрываются бумагой.Нужно назвать,что изображено на картинках: “Это кошка”(“Бу песи”).”Это мяч”(“Бу туп”).
После этого дети должны отвернуться,а воспитатель закрывает одну картинку.Затем спрашивает: “Чего нет?”(“Нәрсә юк?”).Далее берется другая пара картинок и игра продолжается аналогично. Затем можно увеличивать количество картинок.

“Волшебное солнышко”-
“Тылсымлы кояшкай”
Цель:закреплять знание названий игрушек,фруктов,умения подбирать предметы по цвету и величине;развивать речь.
Описание игры:воспитатель с детьми рассматривает солнышко,где на лучах прикреплены картинки с изображением игрушек.Затем воспитатель просит: “Найди,где зайчик?”.Ребенок показывает и произносит: “Это зайчик”(“Бу куян”).Далее можно продолжить: “Зайчик какой?” (“Куян нинди?”) “Маленький зайчик”(“Кечкенә куян”).
2 вариант игры “Найди пару”-
“Парын тап”
Нужно подобрать пару(по величине)к той картинке с изображением игрушки, которую назовет воспитатель ,и приложить рядом .Например, большая машина-маленькая машина( зур машина-кечкенә машина).
3 вариант игры “Найди, назови”-
“Тап-әйт”
Нужно найти, показать и назвать фрукты, которые расположены в центре круга.
4 вариант игры “Подбери по цвету(форме)”-“Төсе(формасы) буенча сайла”
Каждому ребенку раздается фигурки фруктов. Ребенок должен найти тот фрукт, который дан на образце и закрыть им образец.
5 вариант игры “Что лишний?”-“Нәрсә артык?”
Детям предлагается фигуры с фруктами, где есть лишний предмет. Ребенок должен назвать все фрукты, найти то, что не относится к фруктам (это может быть какой-то овощ).
6 вариант игры “Угости фруктами”-“Җиләк-җимешләр белән сыйла”
Дети выбирают фрукты и угощают своих близких. Каждый ребенок должен произносить: «Әби, мә груша аша». “Бабай,мә алма аша”.



“Чудесная корзина”-
“Искиткеч кәрзин”
Цель:закреплять название фруктов,овощей;развивать навыки классификации,внимание,память,речь,мелкую моторику.
Описание игры:воспитатель показывает “пустую”корзину и объясняет детям,что бабушка собрала полную корзину фруктов и овощей.Но так торопилась домой,что уронила корзину и все рассыпала.И предлагает детям помочь бабушке собрать все фрукты и овощи в корзину.Каждый ребенок выбирает фигурку овоща или фрукта,затем кладет в корзину.На вопрос воспитателя: “Какой фрукт(овощ) у тебя?”ребенок отвечает,например, яблоко(алма).
2 вариант игры “Собери фрукты(овощи)”-“Җиләк-җимешләр(яшелчәләр)җый”
Воспитатель раскладывает на столе картинки и предлагает сгруппировать их: “Соберите все фрукты(овощи)”.После этого воспитатель спрашивает: “Какие же фрукты(овощи) ты собрал?”Ребенок перечисляет ,если затрудняется,то воспитатель вместе с ребенком проговаривает название фруктов(овощей).
3 вариант игры “Подбери по цвету”-“Төсе буенча сайла”
Воспитатель детям раздает фигурки фруктов и овощей.Показывая картинку фрукта или овоща,воспитатель говорит: “У кого фрукты(овощи)такого цвета,как у меня,подойдите сюда”.Дети выходят,показывают свои фигурки,называют их(“Красное яблоко”- “Кызыл алма”, “Зеленая капуста”-“Яшел кәбестә”)и кладут в корзину.Игра продолжается до тех пор,пока все дети не сложат свои фигурки в корзину.
4 вариант игры “На дереве ли,на грядке...”-“Агачтамы,түтәлдәме...”
На столе разложены фигурки фруктов и овощей.Воспитатель просит детей правильно распределить фигурки,вспомнив,что где растет:овощи-на грядке,фрукты-на дереве.
5 вариант игры “Большие-маленькие”-“Зурлар-бәләкәйләр”
Детям предлагается отобрать фигурки фруктов и овощей по названному признаку.Например:все большие фрукты(овощи) или все маленькие фрукты(овощи).


“Цветочная поляна”-“Чәчәкле алан”
Цель: закреплять знание названий цветов,умение группировать предметы по цвету,величине;развивать цветовое восприятие,память,внимание,речь.
1 вариант игры “Найди свой домик”-“Үз өеңне тап”
Воспитатель показывает круглую полянку,поделеннную на шесть секторов- красный,синий,желтый,зеленый,фиолетовый, оранжевый.Воспитатель говорит,что каждый цветочек живет в домике такого же цвета,что и он сам:красный-в красном домике,синий-в синем и т.д.Дети по очереди раскладывают цветы по домикам.Воспитатель спрашивает,сколько цветочков он положил в домик и какого они цвета?Ребенок отвечает: “Бер сары чәчәк”.
2 вариант игры “Какой цветок ты выбрал?”-“Нинди чәчәк сайладың?”
На столе лежат разноцветные цветочки.Дети по очереди подходят к столу,выбирают понравившийся цветок,называют какого цвета у них цветок.Например: “Красный цветок-кызыл чәчәк”.
3 вариант игры “Я дарю тебе...”-“Мин ... бүләк итәм”
Дети обмениваются выбранными цветочками:
-Яна(Ирина,Ринат и т.д.),я дарю тебе зеленый цветок(Яна,мә, яшел чәчәк).
-Спасибо.А я дарю тебе красивый синий цветок(Рәхмәт.Мә, матур,зәңгәр чәчәк).
4 вариант игры “Разные цветы”- “Төрле чәчәкләр”
Воспитатель раскладывает на столе цветы разных размеров и цветов.Первый ребенок должен выбрать только большие цветы,второй-маленькие.Затем дети выбранные цветы раскладывают в цветочный домик,при этом говорят: “Большой синий цветок”(Зур зәңгәр чәчәк)или “Маленький белый цветок”(Бәләкәй ак чәчәк )и т.д.