Доклад на тему: Причины возникновения детских страхов и способы их устранения


Министерство образования и науки КЧРРГБУ ДПУ КЧРИПКРО
Тема: «Причины возникновения детских страхов и способы их устранения».
Выполнила: Джегутанова М.Т.
учитель начальных классов МКОУ
«СОШ пос. Правокубанский»
Черкесск – 2016
Страх – это эмоциональная реакция человека на угрозу для жизни, здоровья и благополучия. В ситуациях, связанных с реальной угрозой для жизни, страх может играть роль защитного механизма. Страхи могут выражаться в волнении, тревогах, беспокойстве или опасениях чего-то. Чаще всего страхи - нечто неопределенное и расплывчатое.
Детские страхи в основном проявляются в дошкольном возрасте, когда ребенок наиболее восприимчив и впечатлителен к окружающему миру. Он как губка, впитывает в себя все, что увидел, услышал и узнал, верит разным историям, которые могут рассказать ему родители или старшие братья и сестры. Беспокойные, нервные, мнительные родители зачастую даже не подозревают, что могут служить причиной страха у своего ребенка. Они могут также слишком опекать его от воображаемых опасностей. На всех возрастных этапах страхи более свойственны девочкам, нежели мальчикам, что отражает большую чувствительность девочек к восприятию идущей извне угрозы.
Еще не умея говорить, ребенок начинает беспокоиться о долгом отсутствии матери, инстинктивно заслоняется ручками при внезапном приближении большого предмета или громком звуке. Но данное чувство страха еще не настоящий сформировавшийся детский страх, а лишь возрастная осознанная реакция на возможную угрозу для жизни.
С возрастом ребенок начинает бояться незнакомых людей. Это говорит о том, что он уже умеет отличить «своего» от «чужого». В основном ребенок признает за «своего» только мать, так как она ассоциируется у него с чем-то постоянным и привычным.
Родителям необходимо внимательно следить за ребенком в течение первого года его жизни, не оставлять его одного или надолго у родственников, не отдавать на воспитание бабушкам и знакомым.
 С опытом ребенок открывает для себя все новые и новые угрозы для жизни, опасные ситуации. В 6-7 лет ребенок узнает о существовании смерти и инстинктивно начинает бояться ее, а также связывает с ней все свои предыдущие страхи.
Наиболее разнообразны страхи детей в возрасте от 3 до 5 лет, это обусловлено бурным развитием воображения, образного мышления в сочетании с наивностью и внушаемостью. Ребенок тем более подвержен страхам, чем более эмоционален и тревожен.
Виды детских страхов
Страх темноты
Страх темноты – наиболее распространенный страх среди детей дошкольного возраста. В темноте ребенок считает себя более уязвимым, так как включается основной канал органов чувств – зрение. Ребенок теряет ориентацию в пространстве, воздух уплотняется и кажется, что вокруг уже совсем другая реальность. Кроме того, обострившийся слух воспринимает малейшие шорохи и звуки, которые ребенок мигом «перерабатывает» в своем воображении, и вот тут возникает чувство страха. В темноте есть нечто волшебно пугающее, мистическое. Она и манит и ужасает одновременно. Общеизвестно, что у детей архаическое коллективное бессознательное проявляется гораздо ярче, чем у взрослых, именно поэтому они боятся темноты панически, безудержно и безоговорочно.
Никогда нельзя заставлять ребенка находиться в темной комнате! Закрывая  в наказание ребенка в комнате без света, родители абсолютно точно формируют ряд новых страхов, связанных с темнотой, - страх одиночества, замкнутого пространства и устрашающих сказочных героев. Поэтому ночник рекомендован практически всем детям, а уж впечатлительным, с высоким уровнем развития воображения – он просто необходим.
Страх врачей, уколов, крови, боли
Один из самых распространенных страхов – страх боли. Именно им связаны между собой все эти четыре страха. Дети боятся уколов, боятся все и всегда, но с возрастом они учатся терпеть, чтобы не выглядеть трусливыми в глазах сверстников-друзей. Хуже когда ребенок остается в больнице один, без мамы. Это достаточно серьезно травмирует его психику: нет защиты, «некому поплакаться», надо самому справляться со всеми трудностями, терпеть все больничные неприятности. Дети вроде не показывают своего одиночества, не просятся домой, но очень часто после больниц у детей появляются энурезы, заикание, они становятся замкнутыми.
Состояние детей, долгое время лежащих в больнице, можно определить словом «обреченность». Эти ребята начинают чувствовать себя одинокими, у них появляются различные множественные страхи – «я не нужен», «я больной». Когда ребенок попадает домой, надо очень осторожно возвращать его к больничной теме, чтобы она не отложилась неврозом, в играх «в больницу» пусть он сам будет навещать своего больного.
Страх вымышленных и сказочных героев
Часто, посмотрев страшный фильм перед сном, ребенок вскакивает ночью и будит родителей, говорит о том, что ему боязно и просит посидеть с ним. Родители не должны отказываться побыть со своим ребенком, поговорить с ним столько, сколько ему нужно, даже если они очень устали. Иногда бывает очень полезно посмотреть передачи, в которых рассказывают о том, как снимаются фильмы ужасов. Пусть ребенок увидит, что большинство из того, что происходит на экране, - игра актеров. Можно объяснить, что снимать подобные передачи выгодно, что они пользуются спросом и за них платят большие деньги. Все это если и не избавит существенно от страха, но заметно ослабит его.
Страх животных
Страх животных очень  распространен среди детей. Практически у всех детей имеется страх пауков. Одни из факторов, влияющих на появление боязни паука, - это страх боли. Пауки непонятны и неприятны внешне, они быстро бегают, имеют устрашающий вид, но самое главное – они могут укусит. К тому очень много документальных и художественных фильмов посвящено борьбе с пауками-монстрами, тому, как огромные пауки кусают людей и нередко побеждают их. Подсознательно ребенок ассоциирует себя с жертвой, он начинает бояться укуса, и эта боязнь может проявиться как во сне, так и наяву. Немаловажную роль в создании этого страха играет незабвенная «Муха-Цокотуха». Конечно, прочитывая ее много раз ребенку, , мы снижаем уровень страха, как бы проживая победу над ним снова и снова. В последнее время, при большом количестве телеканалов, мы можем получить очень много информации о различных видов пауков. Огромные пауки появляются в фильмах, мультфильмах, порождая все новые страхи. Но если дети знают о существовании тарантулов, родители должны объяснить им то, что они не живут в нашей местности.
Так же дети боятся собак. Страх собак чаще всего ситуативный или внушенный. Если ребенок просто видит, что собака кого-то укусила или облаяла, это еще полбеды, но если при этом «сердобольная» бабушка сказала: «Посмотри, как бывает, не подходи к собакам – искусают, покалечат», тут уже можно прогнозировать появление довольно сильного страха, который в дальнейшем будет сильно мешать жить.
Страх потеряться
Как известно, дети с 5 лет уже могут ненадолго оставаться играть одни. Они, находят, чем себя занять, играют в ролевые игры и дают родителям возможность заниматься своими делами. Но это не касается тех детей, которые боятся остаться одни. Можно выявить очень много разных причин, если подойти к каждому случаю страха одиночества отдельно. Это и неуверенность в своих действиях из-за гиперопеки роли родителей, и неврозы страха темноты и замкнутого пространства, и ревность к старшим или младшим братьям и сестрам, и застенчивость, и возможная бессознательная боязнь разлуки с матерью, и т.д. необходимо обязательно найти причину конкретного страха и работать именно с ней, потому что каждой причине нужен свой подход.Одна из разновидностей страха  одиночество – страх потеряться. Особенно он владеет детьми, уже потерявшимися однажды. Дети, пережившие этот шок, иногда месяцами после этого случая не отходят и не отпускают маму.
Причины детских страхов
Первая причина и самая понятная: некий вполне конкретный случай, событие, реально произошедший с ребенком. Напугала собака, один застрял в лифте, пристал на улице неприятного вида человек (бомж) – жизнь вокруг разнообразна и далеко не всегда безопасна. Такие страхи легче других поддаются коррекции, и если неприятные события не повторяются, то часто проходят сами собой. Далеко не у каждого ребенка, покусанного собакой или запертого в кабине лифта, развивается стойкий и заметный для окружающих страх.
Вторая причина возникновения детских страхов: особенности характера ребенка. Появлению и, главное, закреплению страхов способствуют такие черты, как тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, чрезмерная зависимость от других людей (родителей, воспитателей, учителей), физическая и психическая незрелость, болезненность. Все это является фоном, почвой, на которой возникшие в экстремальной ситуации страхи расцветают пышным цветом. Откуда берутся все эти четыре характера? В большей части от нас – взрослых.
Третья причина: запугивающее воспитание. «Не будешь спасть, тебя Баба Яга заберет!», «Не кричи, а то дядя шофер тебя увезет с собой!», «А ты знаешь, мальчики, которые плохо кушают, медведь забирает с собой в темный лес!». Наверняка вы не раз слышали подобные «шедевры» педагогического воздействия. Или сами прибегали к ним, не особенно задумываясь о последствиях. Если ребенок не понимает слова «нельзя», это просчет не его, а ваш и наказывать его за это не справедливо. Тем более – страхом.  Если ваш ребенок достаточно смышленый и обладает крепкой нервной системой, он довольно быстро разберется в том, что дяде шоферу нет абсолютно никакого дела до его криков, а Баба Яга за всю его не долгую жизнь так и ни разу и не вышла из леса. И тогда он сделает для себя весьма полезное открытие: во-первых, бояться всех этих персонажей ему не стоит, во-вторых, оказывается мама, и папа часто врут ему, чтобы он был «послушным». А раз так, значит, врать можно. Возможен и другой вариант – ваш малыш вам действительно поверил. Теперь он знает, что вы способны отдать его чужому дяде и не станете защищать его от Бабы Яги. Ну и что, представили себе весь ужас, охвативший вашего малыша? И каково теперь ему оставаться со своим страхом, к тому же еще один на один? Вы действительно хотите, чтобы ваш ребенок испытал это чувство? Гораздо лучше, в тех же воспитательных целях, сообщить ему, что его поведением недовольны вы лично, именно вы, а ни какая-то Баба Яга. В этом не будет лжи, и ребенок увидит, что вы им недовольны, самый значимый для него в этом мире человек – мать или отец. А это достаточно весомо.
Причина четвертая:  тревожные родители. Вот уж, поистине, нелегкое испытание для детской психики! Очень часто ваш ребенок боится чего- то не сам по себе, а потому, что этого боятся родители. Особенно часто такая ситуация случается в семьях, где мама или бабушка сами по себе обладают высоким уровнем тревожности, который увеличивается во сто крат по отношению к малышу. Особенно, если он единственный, поздний или не слишком здоровый. Для таких родителей мир вокруг их чада наполнен опасностями: «Не гладь собаку – укусит!», «Не ходи по лужам – заболеешь!», «Не ходи во двор один – хулиганы!». Если ребенок здоров и психически устойчив, он скорее всего, привыкнув перестанет обращать на все это внимание, относясь к предостережениям взрослых как к привычному фону всей его жизни. Но беда в том, что наследственность и многократные повторения тоже способны сделать свое дело: у тревожных матерей, часто растут тревожные дети.
Причина пятая: детские фантазии. У кого-то это качество развито больше, у кого-то меньше, но мир фантазий – привычная среда обитания для малышей-дошкольников (впрочем, и младших школьников тоже). Фантазия наших детей не имеет границ, границы появятся чуть позже, когда мы, взрослые, твердо «вдолбим» в их маленькие головки, что «этого не может никогда…». А пока этого не произошло, малыш населяет мир созданиями своей фантазии, он, таким образом, структурирует его, делает понятным для себя. И от части управляемым. Только от части, потому что порождения его фантазии имеют обыкновение выходить из-под контроля, становиться непослушными и потому страшными. В любом случае ребенок как первобытный человек сам творит свой мир и свои страхи.
Причина шестая: наличие другого, более серьезного расстройства. Если наряду со страхами у ребенка появляются и другие расстройства поведения: агрессивность, нарушение сна, заторможенность, тики или заикание – возможно, у него невроз, диагностировать и лечить который необходимо у специалистов. Если страхи малыша уж очень необычны по своему содержанию и способу их проявления, если ребенок слышит угрожающие ему голоса или видит что-то, чего не видят другие, это повод для серьезного беспокойства.
Детские страхи всегда были и остаются серьезной причиной для беспокойства родителей, психологов и педагогов. Ведь они напрямую связаны с психикой – самой уязвимой системой нервной деятельности маленького ребенка. Если ребенок чего-то боится – значит, он постоянно находится в напряжении, беспокоится, нервничает, его внимание обращено полностью на его страх. Некоторые родители думают,  что это проходит с возрастом. Но это не всегда так
Способы коррекции страха: Страх является опаснейшей из всех эмоций, ведь испугаться можно даже до смерти. Но он не только зло. Он – как предупреждающий сигнал. А если вовремя предупредить, то можно вовремя и изменить.
Коррекция страхов должна основываться, прежде всего, на использовании естественных способов борьбы с ними. Спонтанный механизм борьбы со страхами состоит из двух стадий. Сначала ребенок постигает объект страха. А затем либо уничтожает его, либо преобразовывает так, чтобы он перестал быть страшным. Первым этапом работы по коррекции страхов должна стать аффективная стимуляция ребенка, или повышение его психического тонуса. При этом снимается запрет на проявление ребенком агрессии, более того, она может специально провоцироваться ведущим. Здесь необходимо использовать задания, сопровождающиеся громкими криками, резкими действиями. Могут включаться упражнения на толкание, бросание чего-либо или разрушение, например, можно потолкаться с ведущим, стоя на одной ножке, метать дротик, рвать бумагу. Второй этап коррекции страхов включает в себя актуализацию страха. То есть ребенку нужно создать возможность для проявления страха (вербально или невербально) с помощью различных средств. При этом полезно давать имя объектам страха, поскольку узнавание по имени означает, что этот объект становится как бы своим и близким. Третий, собственно коррекционный этап должен помочь ребенку найти способ либо символического уничтожения пугающего объекта или ситуации, либо преобразования их. При этом уничтожению страха следует придать положительный социальный смысл, ориентируя ребенка на героический идеал. Чтобы уничтожить пугающий объект, ребенок должен преодолевать опасности, мобилизовывать свою волю, проявлять активность. Способы преобразования пугающего объекта можно условно разделить на две группы: первая основывается на идентификации с объектом, вторая — на дистанцировании от него. Идентификация ребенка с пугающим объектом означает включение его во внутренний мир ребенка. То есть ребенок теперь имеет возможность осуществлять контроль над этим объектом, что делает его менее страшным. Четвертый этап коррекции должен быть направлен на усиление "Я" ребенка. Это необходимо, чтобы стимулировались собственные возможности ребенка для преодоления стрессовых ситуаций.
Работая с тревожными детьми, используются специальные оценки: максимально развёртываются критерии той или иной оценки, похвалы, замечания и одновременно предельно сужается и конкретизируется сфера действия оценочного суждения ( оценивается не вся деятельность сразу, а её отдельные элементы, особенно успешные.) Важным является формирование такого отношения не только к оценке, но к успеху, неуспеху, выигрышу, проигрышу – к любому результату, когда он воспринимается ребёнком, прежде всего, как ориентир на пути овладения знаниями, умениями. Именно это позволяет детям не ориентироваться на результат, сделать детей свободными к собственным успехам и неудачам. Для этого можно использовать и шуточные соревнования, в которых победа или поражение достаточно относительны, не требуют значительных усилий, легко переходят от одного ребёнка к другому. Важным направлением этой работы является развитие у детей мотива компетентности, стремления быть не хуже других, не мириться с собственной "не полноценностью". Особо следует сказать о приёмах, помогающих детям снять повышенную напряжённость. С ней часто бывают связаны двигательные беспокойства, агрессивность. Здесь можно использовать щит, который держит взрослый и в который можно стучать игрушечным мячом, бить кулаком и т.п. Это приём можно применять в зависимости от условий. К хорошим результатам приводят рисуночные методики. Рисование страхов детьми не приводит к его усилению, а наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реакции. В рисунках страх уже во многом реализован, как нечто уже происшедшее, фактически случившееся; остаётся меньше недоказанного, неясного, неопределённого. Вместе всё это снимает аффективно-травмирующее звучание страха в психике ребёнка.