Речетворческая карта Исследование словарного слова


Речетворческая карта «Исследование словарного слова»
Исследование словарного слова проводится в несколько этапов по определённому плану:
Первый этап – подготовительный:
выбор темы
формулирование целей
составление плана исследования
Второй этап – основной:
сбор материала
обобщение полученных данных
Третий этап - заключительный
представление результатов исследования
обмен мнениями
На первом этапе определяется область исследования, например, словарное слово, формируются цели и задачи.
Цель исследования словарного слова: анализ значения и происхождения слова, наблюдение над единообразным написанием в различных формах, над функционированием слова в речи и т.д. Вместе с учителем выбираются приёмы и способы, которыми будут пользоваться исследователи: наблюдение, сравнение, выделение главного, анализ и синтез и т.д.
Исследование проводится по плану.
1.Знакомство со словом.
Дети знакомятся со словом в занимательной форме (шарады, ребусы, загадки, лото, рисунки, противопоставления, выделение лишнего, вычленение из пословиц и поговорок, определение слова по его лексическому значению и др.)
Проводится звуковой анализ, анализ написания слова.
2. Этимологическая справка.
Содержит информацию о происхождении слова.
3. Толкование лексемы. Иллюстрация.
Помогает понять значение слова.
Учащиеся дают лексическое значение изучаемому слову, а затем сравнивают с определением мастеров слова (С.И.Ожегова, В.И.Даля, М.Л.Безруковой и др.)
4.Однокоренные слова.
Проводится наблюдение над единообразным написанием однокоренных слов.
Ребята подбирают однокоренные слова к новому словарному слову или составляют однокоренные слова по определённой схеме.
5. Пословицы, поговорки и загадки.
Использование этого материала позволяет вести наблюдение над функционированием слова в русской речи.
Дети находят пословицы, поговорки, загадки с изучаемым словом.
6. Синонимы, антонимы, фразеологизмы.
Работа с этим материалом предполагает образование у учащихся некоторых лексикологических представлений, формирование понятий, а также делает речь богаче, ярче и интереснее.
Школьники подбирают синонимы, антонимы к словарному слову.
7. Словосочетания, предложения, тексты
Учащиеся придумывают разные виды словосочетания: сущ.+прил.; гл.+сущ. в косвенном падеже; гл.+нар. Практический материал, позволяющий вести наблюдение над функционированием слова в устной и письменной речи.
Участники процесса обучения предлагают стихи, рассказы, статьи.
8. Краеведение.

Анализируется использование слова в истории родного края, в народном хозяйстве, в искусстве.
На втором этапе учащиеся работают с научной и художественной литературой, сопоставляют свои знания с данными научного источника, отбирают наиболее интересный материал, структурируют собранный материал, отбирают главное и второстепенное. Для работы дети используют различные словари: толковые, фразеологические, этимологические, синонимов, антонимов, крылатых выражений, сборники загадок, пословиц и поговорок и другие источники.
Третий этап - заключительный, представление результатов исследования или этап защиты проекта. Докладчик старается изложить суть исследования точно, ярко, доходчиво, используя все свои достижения.
Речетворческая карта
№ План исследования Анализ словарного слова
Железо
1. Знакомство со словом
Когда счастье улыбнется, и железо золотом обернется.
2. Этимологическая справка
Старославянское – железо.
Происхождение и точное время появления в языке слова остается невыясненным. Существует мнение, что слово образовалось в древнем неизвестном языке Европы. В древнерусском языке впервые зафиксировано в XI в.
Некоторые исследователи указывают на возможность образования слова от общеславянской основы gel с обобщенным значением «твердый».
3. Толкование лексемы
1.Химический элемент, серебристо-белый металл, главная составная часть чугуна и стали.
2. Изделия из такого металла.
3. Лекарство, содержащее препараты такого химического элемента.
4. Однокоренные слова
Железо – железный – железняк - Железногорск – железка, железорудный
5. Пословицы, поговорки и загадки
Куй железо, пока горячо. Доброе слово железные ворота открывает. Ест, как ржа железо.
6. Средства художественной выразительности Синонимы: сталь, металл
Метафора: железные нервы, железный характер, железные мускулы
7. Словосочетания. Предложения. Тексты
Хлеб зреет на земле, где солнце и прохлада,
Где звонкие дожди и щебет птиц в кустах.
А под землей, внизу, поближе к недрам ада
Железо улеглось в заржавленных пластах. Д. Б. Кедрин8. Краеведение
Главным минеральным богатством области являются железные руды. Обнаружены большие запасы железной руды с содержанием 65 % чистого железа. На территории Белгородской области располагаются три крупных железорудных района: Белгородский, Старооскольский и Новооскольский, общей площадью более 3 тыс. км2.