Преодоление сложностей в обучении. Барьеры в обучении учащихся.


Никольникова Светлана Юрьевна
учитель математики 1 категории
КГУ «Леснопристанская средняя школа»
Преодоление сложностей в обучении.
Барьеры в обучении учащихся.
Плохой учитель преподносит истину,
Хороший - учит ее находить
Дистервег.
В данном докладе рассматриваются актуальные проблемы о повышении качества знаний у учащихся, через преодоление барьеров возникающих в процессе обучения, мешающие им хорошо усваивать учебный материал. Выявив данную проблему в школе, был проведен коучинг, чтобы выявить проблемы учеников и увидеть насколько необходимо внесение изменений в собственную практику, а также учиться решать наболевшие вопросы совместно
Последние результаты ЕНТ, экзамены, а также дальнейшая жизнь показывает, что нашим детям трудно адаптироваться в постоянно меняющемся современном мире. И в этом, как оказалось, виноваты мы, учителя. Значит пришла пора и нам, учителям, измениться, поменяться в соответствии с требованиями современности, изменить свои взгляды, подходы, принципы своей педагогической деятельности. А результатом наших перемен станет новый ученик, который научившись преодолевать барьеры в процессе обучения, станет уверенным человеком с хорошо развитым критическим мышлением.
Одна из острых проблем школы– низкий процент качества знаний. В школе учатся дети с разными социальными и интеллектуальными возможностями. Причины заключаются в том, что детям мешает учиться наличие у них барьеров.
Вопрос о преодолении барьеров учащимися в процессе обучения актуален на данный момент и может быть решен через новые подходы в преподавании и обучении, которые помогут педагогам найти наиболее эффективные пути повышения качества преподавания. А задача педагогов заключается в том, чтобы разработать методы преодоления барьеров у детей и применить их на практике.
Являясь руководителем методического объединения учителей естественно-математического цикла, я разработала и провела коучинг по теме «Преодоление барьеров учащихся в процессе обучения». Целью которого являлось определить сущность и причины возникновения барьеров у учащихся, наметить возможные пути их преодоления. Задачи которые я поставила перед собой состояли в следующем:
-Раскрыть понятие барьеров в обучении;
-Выявить факторы, создающие барьеры в обучении и
определить возможные пути их устранения
и вовлечь учителей в процесс поиска путей преодоления барьеров в обучении.
Результатом обучения явилось понимание учителями сущности «барьеров в обучении» и применение полученных знаний на практике.
Ключевые идеи состояли в том чтобы дать понятие тому, что такое «Барьеры в обучении» и как их преодолеть.
Барьер - результат неумения учителя и нежелание учащихся организовать диалог, взаимного непонимания, неприятия, многих других элементов, препятствующих плодотворному процессу обучения. Каждому человеку свойственно ошибаться, но только глупцу свойственно упорствовать в своей ошибке.Цицерон.
Работа начиналась с формирования групп. Рис.1 Каждый участник берет карточку с 1 фрагментом рисунка и собирает общий рисунок. В результате формируется группа. Прием «Собери картинку». Были предложены следующие виды заданий:
-вводное задание: мозговой штурм. В группе все участники обсуждают сущность понятия «барьеры» и свое мнение записывают на флипчате. Оценивание групп происходило посредством подсчета количества предложений от каждой группы. Затем производился просмотр презентации с целью понимания барьера в преподавании.
В процессе просмотра презентации учителя ознакомились со следующими видами барьеров:
Коммуникативный барьер – психологические препятствия на пути передачи и принятия информации по общению.
Виды коммуникативных барьеров:1. Логический барьер.Каждый человек воспринимает ситуацию со своей точки зрения в зависимости от опыта, знаний, культуры, личностных потребностей и мотивации. Прежде чем высказать мысль вслух, человек кодирует информацию – вербализирует (превращает внутреннюю речь в слова).  Получатель сообщения, расшифровывает слова в соответствие со своим уровнем знаний, способом восприятия информации и мировоззрения. На этапе ВЫСКАЗАЛ-УСЛЫШАЛ-РАСКОДИРОВАЛ-ПОНЯЛ теряется или искажается 70% информации.Преодоление барьера 1.      Постоянный анализ информации, размышление о ней.2.      Включение внимания в партнера с целью понять его точку зрения.3.      Обратная связь (Давайте уточним, все ли понято).4.      Логически выстроенное сообщение: грамотно, лаконично и донесено понятным языком для слушателя.
2. Стилистический барьер.Стиль изложения информации должен соответствовать содержанию. Для правильности восприятия информации необходимо правильно подбирать аргументы, основные доводы, четко и структурировано излагать информацию.           
Стилистический барьер возникает и тогда, когда форма коммуникации не соответствует ее содержанию. Пример, пригласили на беседу, а вместо диалога был односторонний монолог. Отрицательные и негативные эмоции также являются причиной стилистического барьера, так как не позволяют внимательно слушать, а значит, и понимать информацию.И, наконец, стилистический барьер возникает тогда, когда информация передается функционально-книжным языком. Преодоление барьера 1.      Правильно структурировать передаваемую информацию.2.      Говорить кратко и в темпе, который наиболее уместен и подходит партнеру по общению.3. Барьер «авторитет».Разделив всех людей на авторитетных и не авторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии другим. Таким образом, доверие \ недоверие как бы персонифицируются и зависят не от особенностей информации, а от того, кто говорит. Авторитет зависит от:
Социального положения
Привлекательного внешнего вида
Доброжелательного отношения
Компетентности
Искренности.Преодоление барьера 1.      Установите контакт, вызывающий доверие к вам.2.      Тщательно готовьтесь к встрече.3.      Будьте доброжелательны.4.      Одевайтесь в соответствии цели, места и времени общения.5.      Ведите себя уверенно, общайтесь на равных.
4. Семантический барьер .Возникает, когда фонетический язык «наш», но по передаваемому смыслу «чужой». Пример, слово имеет не одно, а несколько значений. «Смысловые поля» у всех разные. Причины возникновения:1.      Множество лексических значений у одного и того же слова.2.      Ограниченный лексикон у одного из партнеров по общению.3.      Использование жаргонных слов.4.      Социо-культурные, профессиональные, психологические и другие различия.Приемы преодоления:1.      Говорите «на одном языке» партнера.2.      Говорите максимально просто.3.      Заранее разъясняйте ключевые слова.4.      Поясняйте определения слов, имеющих множественное лексическое значение, и как вы их понимаете.5. Фонетический барьер.             Это препятствие, создаваемое особенностями речи говорящего. Причины возникновения:1.      Говорят на иностранном языке.2.      Используется много специальной терминологии.3.      Говорят быстро, тихо, невнятно или слишком громко.Фонетический барьер возникает, когда люди говорят на повышенных тонах, при этом сразу блокируется понимание информации. Это связано с психологической особенностью человека. Когда на нас кричат, внимание человека концентрируется не на словах и смысле, а на отношении говорящего к партнеру. В результате (как защитная реакция) происходит сдвиг внимания. Он блокирует анализаторскую деятельность мозга, и слова, адресованные партнеру, не осознаются им. Приемы преодоления:1.      Говорите громко, внятно, разборчиво.2.      Учитывайте аудиторию и индивидуальную особенность собеседника. Чем хуже он знает предмет обсуждения, тем медленнее надо говорить.3.      Наличие обратной связи. Пример, «Вам все понятно?» «Какие вопросы у вас еще есть по данной теме» и т.д.4.      Делайте логические ударения на важных фразах или словах, это позволяет партнеру лучше понять смысл вашего высказывания.  6. Психологический барьер.            Возникают вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся или в силу сложившихся между ними отношений. Любая информация несет на себе элемент воздействия на поведение, мнение партнера с целью его частичного или полного изменения. Не всякий человек хочет этих изменений, соответственно, он может противиться получению нежелательной информации, защищаясь, как от самого источника информации, так и самого сообщения.Факторы, влияющие на формирование барьера1.  Негативный эгоцентризм (концентрация на своих негативных моментах: болезни, неприятности дома или на работе и т.д.).2.  Банальность (разговор об известных всем вещах).3. Эгоцентризм (сосредоточенность только на себе).4.  Низкая эмоциональность (неизменное выражение лица, монотонный голос, отсутствие визуального контакта).5.  Угрюмость.6.  Заискивающее поведение.7.  Агрессивное поведение.8.  Высокомерие.9.  Излишняя болтливость.10. Непрошенные советы.11. Негативная оценка поведения или информации.12. Безаппеляционные замечания с небрежным «отметанием» чужого мнения.13. Нечетко сформулированный вопрос или закрытые вопросы.14. Игнорирование собеседника.15. Напоминание об ошибках.Приемы преодоления:1.      Настрой на сотрудничество в процессе коммуникации.2.      Доброжелательное поведение.3.      Уважение чужого мнения.4.      Честность и открытость в процессе общения.5.      Проявление эмпатии (сочувствия) к партнеру.6.      Выраженная эмоциональность поведения (доброжелательная мимика, выразительный голос, активная жестикуляция, улыбка, визуальный контакт).7.      Подстройка под собеседника.
После просмотра слайдов я предложила учителям ответить на вопросы:
-Совпали ли ваши ассоциации с текстом на слайдах?
-Что является барьером для вас в преподавании?
-С какими барьерами сталкиваются дети в обучении?
После ознакомления с видами барьеров переходим к работе по группам.
(рис.2)
Задания группам следующего содержания;
Работа в группах
1 группа. Зона комфорта: как преодолеть внутренние барьеры? Приходилось ли вам оказаться в ситуации, когда вы вдруг принимали решение поступить так, как раньше в своей жизни никогда не поступали? Что вы при этом чувствовали? Знакомо ли вам стояние, когда руки вдруг начинают опускаться, а в голове появляется легкое кружение? И в этот момент в вашу голову начинает закрадываться мысль: «Зачем я это делаю? Может, оставить все как есть?».
Знакомьтесь, это ваша Зона Комфорта. То есть это такое состояние, когда вы знаете, как решить любую проблему, чем заняться в следующую минуту, что будет завтра и так далее.
Вне границ зоны комфорта находится Зона всех ваших возможных действий – прыжок с парашютом, полет на Луну, выступление перед десятитысячной аудиторией и много другого.
Любая ваша хоть сколько-нибудь амбициозная цель лежит именно в этой зоне – Зоне возможных действий. И поэтому, для ее достижения, вам необходимо покинуть ваш уютный мир – вашу Зону комфорта.
И как раз в этой точке – на границе вашей зоны комфорта - начинаются основные сложности.
С точки зрения психологии так происходит потому, что в такой момент происходит рассогласование между нашим сознанием и нашим подсознанием. Сознание хочет двигаться вперед, в то время как подсознание ищет аргументы почему этого не стоит делать.
2 группа Это нормально. Подсознание выполняет возложенную на него природой функцию – защищать нас от всевозможных неприятностей, в том числе от неизвестности. Зона Комфорта генетически сформировалась как инструмент выживания и разумеется, полезна, как гарантия определенную стабильности и успеха в выполнении знакомых операций.
Однако, попытка жить, оставаясь только в пределах Зоны Комфорта, может стать серьезным ограничивающим фактором не только на пути к определенным целям, но и на пути к дальнейшему развитию личности.
Выходу за пределы Зоны Комфорта препятствуют барьеры – ограничивающие убеждения, приобретенные человеком самостоятельно в процессе жизни или позаимствованные со стороны: от родителей, учителей, социума, из книг и фильмов и так далее.
Эти барьеры опоясывают зону комфорта плотным кольцом. И чем меньше усилий прикладывает человек по преодолению этих границ, тем со временем сложнее становится выход за эти пределы.
Как же строятся эти барьеры? Когда человек попадает в ситуацию, где ему дискомфортно, он ее подсознательно запоминает и старается в будущем подобных ситуаций избегать.
Типичный пример: мальчик десяти лет на уроке физкультуры – единственный в классе не смог ни одного разу подтянуться. В результате, учительница назвала его «неспособным к физкультуре», а одноклассники засмеяли. Как думаете, что произошло с мальчиком после этого? А произошло следующее: на границе Зоны Комфорта вырос мощный барьер-убеждение: «Заниматься спортом – это не для меня». Спустя многие годы случай на уроке физкультуры забывается, а убеждение остается.
3 группа Создание таких барьеров продолжается всю жизнь: выговор от начальства – барьер в зоне инициативы, девушка отказалась пойти с вами на свидание – барьер в зоне личностных взаимоотношений, услышали критику в адрес своего поведения – запрет на такое поведение в дальнейшем и так далее.
С одной стороны, барьер страхует от угрозы извне, но с другой стороны - он не пускает наружу и не дает возможности попробовать что-то новое.
Так, если ваша цель находится далеко от границы зоны комфорта и вы не готовы к изменениям, вам будет очень и очень сложно ее достичь.
Что же делать? Как преодолеть препятствия?
Независимо от сложности цели, которую вы поставили, есть способ практиковать постоянное расширение зоны комфорта, а именно: делать непривычные действия. Ходите на работу другой дорогой, готовьте непривычные блюда, бывайте там, где раньше не были, общайтесь с теми людьми, с которыми вы раньше не общались.
Любое нестандартное действие расширяет зону комфорта. Любое необычное действие не дает превратиться барьерам на границе зоны комфорта в пуленепробиваемые стены.
Расширяйте свою зону комфорта постепенно. Определите – что именно в достижении вашей цели может стать самым большим препятствием и преодолевайте его постепенно. Боитесь неудач? Совершайте небольшие действия, которые гарантированно принесут успех.
Происходит обсуждение таблицы «Факторы, влияющие на обучение» и использование прием КМ Fishbone. Участники группы, изучив предложенный текст, заполняют схему «Фишбоун», где отражают барьеры и их причины.
Представитель от группы презентует свою наработку. Прием КМ «Фишбоун». (рис. 3)
-Оценивание задания производится с помощью приема «Большой палец» (взаимооценивание)
После оценивания задания переходим к просмотру видео
Демонстрация видео «Диалог» (определение возможных путей преодоления барьеров).
Просмотрев видео, каждая группа отвечает на поставленный вопрос
Просмотрев сюжет, вы, наверное, сразу вспомнили своих учеников, которые тихо сидят никем незамеченными?
-Предлагаю Вам ответить на вопросыв группе
1 группа: С какими барьерами сталкиваются дети в обучении на эмоциональном уровне. 2 группа: С какими барьерами сталкиваются дети в обучении на социальном уровне. 3 группа: С какими барьерами сталкиваются дети в обучении на познавательном уровне. Затем переходим к созданию постера. «Пути преодоления барьеров» методом «Вращающиеся станции». Каждая группа на постере предлагает свой метод преодоления барьеров. Переходя от станции к станции, дополняют наработки других групп. Рис.4
Данное задание оценивается приемом «Светофор» Коучинг заканчивается итоговой рефлексией
-Стикеры. «Мое понимание темы»: Отлично/Хорошо/У меня есть вопрос? Благодаря рефлексии становится ясно, что учителя достигли результата обучения
Поставленная цель данного занятия: подвести учителей к пониманию того, что наибольшая часть учащихся находятся лишь на базовом уровне обучения из-за имеющихся барьеров, которые наша задача определить и помочь им их преодолеть была выполнена. Мои коллеги убедились в том, что новые подходы к обучению заключаются в убеждении учителя.
Именно проведение коучинг сессий помогает учителям выявить проблемы учеников на традиционном уроке, увидеть, насколько необходимо внесение изменений в собственную практику. О чем также свидетельствовала рефлексия учителей, отметивших непринужденную обстановку во время занятия, доступность информации, возможность общаться и решать наболевшие вопросы совместно. На стадии рефлексии учителя указали плюсы и минусы прошедшего занятия.

Рис.2 Работа в группах. Рис.1Деление на группы.


Рис.4 Защита постера. Рис.3 Раздаточный материал.
Список используемой литературы
Руководство для учителя – второй базовый уровень
Интернет ресурсы:
Бондаренко С. М., Почему детям бывает трудно учиться?, серия Педагогикак и психология, М Знание №2 1975
Зинченко С.И., Почему детям бывает трудно учиться. М.: Знание, 1984