Программа по театротерапии «Дом для чудесных представлений»


Программа по театротерапии «Дом для чудесных представлений»
Пояснительная записка.
Театротерапия является экспрессивным психотерапевтическим методом. Конкретно состоит в общей подготовке и реализации театральной формы и в её презентации перед зрителями. Включает в себя комплексный процесс подготовки и реализации, следовательно, не только актёра, но и билетёров, гардеробщиц, закулисников, костюмеров, звукорежиссёров, осветителей и др. Сочетая в себе возможности нескольких видов искусств - музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Произведения театрального искусства богатые по своему идейному содержанию и совершенные по художественной форме, формируют художественный вкус, способность понять, различить, оценить прекрасное не только в искусстве, но и в действительности, в природе, в быту.
Театротерапия – это дисциплина, точно стоящая на воображаемой границе между искусством и терапией. Затем, что в остальных терапиях искусство является лишь средством, здесь оно становится одной из целей.
Актуальность программы связана с тем, что театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребёнку раздвинуть рамки в постижении мира, «заразить» его добром, желанием делиться своими мыслями и умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги и учебный процесс не превращаются во «вражеский треугольник», а взаимодействуют, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения выступают как способ адаптации ребёнка к школьной среде. Многое здесь зависит от любви, чуткости педагога, от его умения создавать доброжелательную атмосферу. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребёнок будет стремиться поделиться тем, что узнал, увидел, пережил с другими.
Особенность программы заключена в том, что педагог, отталкиваясь от конкретного содержания урока, сам творит каждое занятие, программа должна рассматриваться не как неукоснительные требования, а как рекомендации. Программа играет роль общего ориентира, где очерчивается круг рассматриваемых проблем, но учитель имеет возможность сам конструировать свой урок, исходя из индивидуальных возможностей и особенностей учеников.
Цели программы:
развитие вербальной и невербальной коммуникации,
ослабление социальных фобий,
снижение социальной изоляции,
улучшение саморефлексии,
усовершенствование самодисциплины и чувства ответственности,
развитие креативности,
повышение уверенности в себе,
способность овладения своими эмоциями и др.
создание условий для развития личности ребёнка;
развитие мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству;
обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;
приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям.
Задачи программы:
1.Способствовать проявлению у детей творческих качеств.
2.Формировать у детей выразительности речи.
3. Создать условия для формирования интереса у детей к занятиям по программе
«Театротерапия».
4. Познакомить детей с содержанием, некоторыми формами и методами обучения.
5. Опираясь на синтетическую природу театрального искусства, способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребёнка;
6. Формировать навык коллективного творческого взаимодействия и общения;
7. Привить интерес через театр к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней;
8. Заложить первоначальную основу творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе;
9.Ориентация на воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, интересную личность, обладающую художественным вкусом, энциклопедическими знаниями, собственным мнением.
Целевая группа:
Основная целевая группа – дети от 7-18 лет
Следует заметить, что при организации работы с детьми рекомендуется использовать как классические для педагогики формы и методы работы, так и нетрадиционные: посещение театров, музеев, выставок, тематических экскурсий; просмотр спектаклей; использование игр и упражнений из театральной педагогики, тренингов и импровизаций, сюжетно-ролевых игр, работу с подручным материалом и изготовление макетов декораций, бутафории, пальчиковых, перчаточных кукол и марионеток.Занятия лучше всего проводить в специальном театральном зале, где было бы достаточно свободного места и для игр, и для репетиций. Доверительную атмосферу можно создать, поставив стулья в круг, тогда педагог становится одним из участников театральной игры. В своей работе планирую использовать различные виды театротерапии: драматизацию, кукольный театр, теневой театр
Этапы реализации программы.
Подготовительный (теоретический). Совместная работа с психологами учреждения, определение проблемных областей развития ребенка.
Основной (практический) Коррекция проблем ребенка посредством театротерапии. Коррекция эмоционального плана - развитие коммуникативных отношений, снижение внутренней конфликтности, уменьшение агрессивности и появление доброжелательности в общении, избавление от психологических зажимов, скованности и страха; улучшения результатов школьного обучения - концентрация внимания, развитие образного видения, развитие логического мышления, появилось стойкое желание выполнять различные упражнения коллективно, а также проявление творческих способностей, повышение самооценки и способность к импровизации.
Заключительный (контрольный). Совместная работа с психологами (повторная диагностика, анализ динамики развития личности воспитанников)
Структура занятий:
Выбор и оформление театральной пьесы.
Разбор и изучение текста пьесы.
Превращение пьесы в состояние возможности играть – собственная драматическая работа.
Совместное обсуждение достоинств и недоработок проделанной работы.
Условия проведения занятий:
Сценарный материал
Музыкальное и световое оборудование
Декорации и костюмы
Предполагаемые результаты реализации программы
В результате освоения программы «Театротерапия» учащиеся должны получить общие сведения о театральном искусстве, теоретические знания и практические навыки.
Ожидаемые результаты:
1. Активное, деятельное отношение ребёнка к окружающей действительности.
2. Развитая эмоциональная сфера личности; умение сопереживать, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность в себе и вера в свои силы.
3. Гибкость мышления, умение видеть ситуацию или задачу с разных позиций, в разном контексте и содержании.
4. Развитие творческого потенциала личности.
5. Развитие умений работать в команде, полностью отвечая за качество процесса и результат своей собственной деятельности.
6. Развитие исполнительских способностей.
7. Овладение навыками правильного произношения и культурой речи.
8. Развитие игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
9. Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над общим делом – оформлении декораций, музыкального оформления спектакля.
10. Владение нормами достойного поведения в театре.
№ Тема занятия
1.
2.
3.

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Занятие «Посещение театра»
Занятие «В мире материалов»
Занятие «Мир театрального искусства»
Занятие «Театральная солянка»
Занятие «Мы в театре»
Знакомство со сказкой «Солнце и Луна». Распределение ролей, чтение по ролям
Подготовка к театрализации (репетиции, изготовление костюмом, декораций, реквизитов)
Подготовка к театрализации (репетиции, изготовление костюмом, декораций, реквизитов)
Театрализация сказки «Солнце и Луна»
Подготовка к театрализации (репетиции, изготовление костюмов, декораций, реквизитов)
Подготовка к театрализации (репетиции, изготовление костюмов, декораций, реквизитов)
Театрализация сказки «Репка»
Программа по театротерапии «Дом для чудесных представлений»