Статья:Роль пословиц и поговорок в развитии речи детей младшего школьного возраста.


Пословицы и поговорки - распространённый и очень важный жанр устного народного творчества. «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей»-восхищался глубокомысленностью и замысловатостью пословиц и поговорок А.С.Пушкин.
«Не знаю пословиц остроумнее русских»- отмечал в своём дневнике декабрист В.Е.Кюхельбекер. На протяжении многих веков пословицы и поговорки передавались из поколения в поколение как наследие коллективного ума. В этих сгустках мысли отражена вся многогранная жизнь народа с его неустанной борьбой, горем и радостью. А.М.Горький писал, что «пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги».
Вместе с пословицами живут и поговорки. Поговорка-это краткое изречение, широко распространённое в народе, образно определяющее предмет и явление по их характерным признакам. Поговорка относится к конкретному житейскому случаю, факту, употребляется к слову, подтверждает мысль, окрашивает речь, вносит в устную речь оживление. Поговорка, как правило, короче пословицы, она не делает вывода, но подразумевает его. В устной речи поговорки часто становятся пословицами, а пословицы поговорками.
Пословицами и поговорками принято называть краткие устойчивые народные изречения, обобщающие социально-исторический опыт народа и вошедшие в разговорную речь.
Происхождение пословиц и поговорок неразрывно связано с историей народа, его языком, правом, бытовым укладом жизни. Они складывались веками и характеризуют пережитые народом эпохи. В древние времена пословицы называли притчами. Под притчей понимали наставление, совет, поучение. Некоторая часть пословиц и поговорок вошла в народ из произведений классической литературы, т.к. русские писатели в своём творчестве опирались на народную речь (И.А.Крылов, А.С.Грибоедов, А.С. Пушкин, А.Н.Островский). Например, всем известны афоризмы из басен И.А.Крылова: «А ларчик просто открывался», «Слона-то я и не приметил», «А Васька слушает да ест».
Есть пословицы и поговорки, произошедшие из разных произведений устного народного творчества: песен, сказок , былин, загадок, частушек. Например, из народных сказок произошли такие пословицы: «Сам на лавочку, хвостик под лавочку», «Битый небитого везёт», «Корова с волком тягались, хвост да рога остались», «Глупый да малый всегда говорят правду»
Методы применения пословиц:
Начинать работу с пословицами надо с наиболее лёгких тем для детского восприятия.
Затем можно усложнять. Давать более сложный материал.
Каждую пословицу необходимо пояснять, растолковать детям, что они означают.
Роль пословиц и поговорок в развитии речи младших школьников:
Трудно переоценить роль пословиц и поговорок в развитии речи младших школьников.
Пословицы и поговорки используются на уроках литературного чтения, окружающего мира, русского языка, технологии, изобразительного искусства. Пословицы и поговорки, писал К.Д. Ушинский,  помогают «выломать  детский язык на русский лад и развивать в детях чутьё к звуковым высотам русского языка». На уроках русского языка. Под руководством учителя, дети откроют для себя богатство и разнообразие пословиц разных народов, говоривших на разные лады, а смысл пословицы не изменился. Дома, с родителями дети могут подбирать пословицы и поговорки к произведениям по литературному чтению, выражать при помощи пословиц главную мысль произведений. На уроках технологии и ИЗО пословицы помогут детям правильно оценить свою работу и работу одноклассников. На уроках окружающего мира пословицы о растениях и животных помогут детям лучше подмечать в предметах и явлениях характерные черты.
Примеры пословиц:
Русский язык и литературное чтение:
Азбука - к мудрости ступенька.
Без букв и грамматики не учатся математике.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Верёвка крепка повивкой, а человек –знанием.
Находчивость:
За словом в карман не полезет.
И сила уму уступает.
Находчивость приносит победу.
Помощь:
Всякая помощь хороша вовремя.
И комар лошадь свалит, если волк пособит.
Окружающий мир:
Мал соловей, да голос велик.
Не живёт сорока без белого бока.
Сорока без причины не стрекочет.
Воробьи под кровлю, а сова на ловлю.
Всякая птица своим носом сыта.
До поры, до времени не сеют семени.
Ты посей рожь- васильки сами вырастут.
Технология:
Всякая вещь хороша на своём месте.
Ленивые руки не родня умной голове.
Техника сильна только в умелых руках.
Мастера по работе видно.
ИЗО:
У плохого художника всегда кисти да краски виноваты.
Хороший художник на вес золота.