Породы, слагающие земную кору


Урок-практикум «Породы, слагающие земную кору»
Урок разработала учитель географии ГБОУ СОШ №386 г. Санкт-Петербурга
Боганова Галина Ивановна
Цели урока: - познакомить с основными группами горных пород (по происхождению);
- учить отличать по внешним признакам магматические и осадочные горные породы;
- развивать логическое мышление;
- воспитывать эстетический вкус.
Оборудование: ПК, экран, книги, А.Е. Ферсмана
у учителя - стакан с водой, пемза (если есть достаточное количество образцов пемзы, то можно выдать каждой группе)
на группу учащихся - поднос с образцами горных пород (гранит, песок, каменная соль, известняк, каменный уголь, мрамор);
- пипетка с соляной кислотой, скрепка, салфетка;
у каждого ученика - листок с таблицей, которая заполняется по ходу урока
Название горной породы Свойства горной породы Происхождение горной породы
Вывод:
Использование минералов и горных пород:
Методы работы: опережающий, групповой, практический.
Ход урока.
I. Организационный момент.II. Постановка целей и задач урока (слайд №1)
III. Повторение пройденного.
(слайд №2) Строение земной коры.
Вспомнить определения «минерал», «горная порода».
Вспомнить строение земной коры (ответ ученика у доски).
IV. Работа по теме урока.
(слайд №3) Ферсман Александр Евгеньевич
На слайде портрет А.Е. Ферсмана, на доске выставка его книг.
Краткий рассказ учителя о Ферсмане А.Е. и о его книгах.
Изучая горные породы, Александр Евгеньевич пришёл к выводу, что «…камень тоже имеет свою историю, но живёт он иной жизнью, трудно понятной и сложной» (эти слова высвечиваются на слайде). То есть камень как человек рождается, живёт и умирает, а жизнь его длится миллионы лет. Как вы думаете, как может родиться горная порода? Послушайте стихотворение, оно вам поможет ответить на этот вопрос.
(Опережающее задание.) Ученик читает заранее выученное стихотворение:
Известняк, базальт, гранит,
Уголь, мрамор, малахит…
(Очень много, разумеется,на земле пород имеется.)
Чтоб не путался народ
В этом множестве пород,
Все породы и названия
Образовали три «компании».
Чтоб в «компанию» войти,
Нужно справку принести.
Коль порода появляется
От того, что осаждается,
То она имеет право
На ОСАДОЧНУЮ справку.
Коль причина появленья
Изверженье и кипенье,
Подойдёт она вполне
МАГМАТИЧЕСКОЙ родне.
И ещё одна «компания»
Очень сложного названия:
МЕТАМОРФИЧЕСКИЕ породы…
На основе стихотворения ученики выделяют три группы пород по происхождению (осадочные, магматические, метаморфические).
(Слайды №4 - №10) Практическая работа
Под руководством учителя учащиеся производят различные манипуляции с образцами горных пород: царапают скрепкой, капают кислотой, рисуют на салфетке и т.д., выясняют свойства каждой породы, определяют её происхождение. Результаты записываются в таблицу.
V. Закрепление знаний.(Слайд №11) Строение земной коры.
Ещё раз повторить строение земной коры с уточнением, какие породы могут находиться в каждом из слоёв.
Как вы думаете, зачем человеку знать свойства различных горных пород?
(Слайды №12 - №17) Применение минералов и горных пород.
После просмотра слайдов, внизу под таблицей записать, как человек использует минералы и горные породы.
IV. Домашнее задание.
§17 (Учебник Т.П. Герасимовой «Физическая география, 6 класс»)
Задание по группам: подготовить информационный листок с картинками или фотографиями и рассказ по нему о том, как используют различные горные породы в нашем городе.
1 группа – осадочные породы песок и гравий. (Вариант: строительство дорог, для игры детей)
2 группа – магматическая горная порода гранит. (Вариант: облицовка набережных, постаменты памятников)
3 группа - метаморфическая порода мрамор. (Вариант: Мраморный дворец, облицовка станций метро, городская скульптура)4 группа – поделочные и ювелирные камни. (Вариант: коллекция Эрмитажа)
Если ребята в классе владеют компьютером, то возможен вариант выполнения задания в виде презентации.