Конспект урока (урок-сказка) Породы, слагающие земную кору


Ложкина Ольга Евгеньевна
учитель географии МБОУ Гимназия № 1
г. Астрахани
Конспект урока по географии, 6 класс.
Тема: Породы, слагающие земную кору (урок-сказка)
Цели урока: дать учащимся представления о горных породах; формировать умение различать полезные ископаемые по внешним признакам – осадочные, магматические и метаморфические горные породы; нацелить учащихся на бережное отношение к богатствам Земли; приучать к самостоятельному поиску необходимой информации.
Оборудование урока: физическая карта полушарий, коллекция горных пород, таблица-схема «Залегание горных пород», компьютер, проектор, экран.Ход урока.
Организационный момент.
Изучение нового материала.
Вступительная беседа:
- Как устроена Земля?
- Для чего изучают земные глубины?
- Какие горные породы вы знаете?
- С какими полезными ископаемыми вы знакомились на экскурсии?
= выводы беседы подводят учащихся к заключению, что минералы и горные породы, слагающие земную кору, очень разнообразны.
Я сегодня не буду знакомить вас с новым материалом, а просто расскажу вам сказку:
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь Захар. Был у него сын – удалой Иван – царевич. Состарился царь Захар, тяжело стало ему управлять своим царством-государством. Решил Захар испытать своего сына. Отправляет он его в дальнюю дорогу, а сам дает наказ: «Отправляйся, Иван, мир повидать да себя показать. Только отыщи мне в своих странствиях ключ Земли нашей, и я тебе за это отдам наше царство-государство»
Отправился Иван-царевич в путь дорогу. Долго ли, коротко ли бродил он по белу свету, и, наконец, добрел до Тридевятого царства. Видит: перед ним белый дворец стоит с золоченой крышей, а над ним надпись - «Литосфера». Прочитал Иван, да призадумался…»
- Ребята, давайте поможем Ивану=царевичу, подскажем, что такое «литосфера»? (слушаются ответы детей)
Стоит Иван у ворот, а мимо старец проходит и спрашивает его: «Что, мил человек, голову повесил?» отвечает ему царевич: «Да вот надобно мне отыскать ключ Земли. Есть ли в вашем царстве такой?» старец подумал, подумал и отвечает: «Есть – то есть, но найти его непросто. Хранится он глубоко под землей, а стережет его прекрасная царевна. Мало кто его видел». Призадумался царевич и спрашивает: «А как же мне туда попасть?» «Нужно рыть тебе глубокий колодец», - отвечает старец.
Взял Иван-царевич в руки лопату и начал рыть колодец. Сначала царевичу землю было легко, породы легкие, рыхлые: песок, глина, мел, соль каменная (на экран проектируются условные знаки этих полезных ископаемых, учащиеся ищут их в атласе).
- Ребята найдите в коллекции этих горные породы и опишите по плану в виде таблицы.
Название Цвет Твердость Пачкает ли руки Где применяется?
- Эти горные породы образуются при разрушении более твердых пород, при скоплении остатков растений и животных, при химических реакциях, а называют эту группу осадочные горные породы.
Глубже копает Иван-царевич, тверже становятся горные породы. Попадаются ему железные руды – бурый железняк, магнитный железняк и другие металлы.
- Ребята, найдите в коллекции горные породы этих минералов и руд, опишите их. Все эти породы образовались из застывшей лавы, поэтому и называются они магматические.
Совсем, глубоко опустился царевич под землю. Еще трудней стало ему копать, породы пошли твердые, крепкие, тяжелые.
- Эти горные породы образовались на глубине под воздействием высоких температур и большого давления, поэтому они сильно изменились. Из одних пород образовались другие:
Песок – песчаник – кварцит – кварц
Известняк – мрамор
Гранит – гнейс
Графит – алмаз
Эти горные породы называют метаморфическими. Найдите их в коллекции и опишите.
Увлекся работой Иван, ударил раз, ударил другой, и отвалилась огромная глыба. Очутился наш царевич в большой пещере. Стены её блестят, переливаются драгоценными камнями. А в центре зала на троне сидит прекрасная царевна. Залюбовался ей царевич и даже забыл за чем пришел, очнулся лишь тогда, когда царевна стала ему вопросы задавать.
- Что ты молодец ищешь?
- Люди сказывают, что ты хранишь у себя ключ Земли, а он мне очень нужен, обещал я батюшке его найти.
- Ну, что ж, отгадаешь ты три моих загадки, отдам тебе ключ.
- загадывай мне свои загадки, прекрасная царевна, попробую я их отгадать, а если что ребята помогут.
(ребята помогаем отгадать загадки царевичу)
Черен как ворон, а греет как солнце (уголь)
Белый как сахар, но не сладкий. Пока руки им не испачкаешь, ума-разума не наберешься (мел)
Что сперва в воде родиться, а потом воды боится? (соль)
- Молодец, Иван-царевич, правильно отгадали вы мои загадки, вот тебе мой подарок ключ заветный от Земли-матушки нашей, и помни: только знания, как ключ, открывают любые замки и двери, - сказала ему царевна.
Поклонился Иван царевне и отправился в обратный путь, а чтобы царевич не заблудился, давайте ему поможем вспомнить свой путь.
Закрепление пройденного материала
Работа с текстом учебника:
Найдите определения в тексте, что называют магматическими горными породами
Прочитайте, как они образуются
Найдите определение осадочные горные породы
Где можно встретить эти породы?
Где и как образуются химические горные породы?
Рассмотрите рисунок в учебнике «Образование органических горных пород»
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Я сегодня на уроке узнал …..
Я научился …..
Я не понял …..
Мне было интересно …..
Мне было трудно ……
Я хочу узнать больше ….
Самооценка учащихся на уроке по методике «Лесенка успеха»
Домашнее задание
Параграф учебника, заполнить таблицу.