Формы работы по формированию культурно гигиенических навыков у детей дошкольного возраста


Формы работы по формированиюкультурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста Особая роль в воспитании культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста принадлежит игровым формам: дидактическим играм, играм-упражнениям, играм-занятиям. В дидактических играх, используется кукла, позволяющая детям легче усвоить приемы одевания, раздевания, кормления. («Оденем куклу на прогулку», «Уложи куклу спать», «Накорми куклу обедом» и т.п) Широко применяются настольно-печатные («Что такое хорошо, что такое плохо», «Что чем едят») и словесные игры («Кто больше знает приветствий»). Проведение таких игр, как «Правила гигиены», «Вымоем куклу», позволяет сообщить детям сведения о знании культурно гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня. Дидактическая игра Игры –упражнения помогают детям воспроизводить одну и ту же операцию, входящую в состав того или иного культурно гигиенического навыка, при сохранении устойчивого интереса к ее выполнению. Например, в игре-упражнении «Кукла Катя простудилась» детям показывают способы правильного пользования носовым платком. Игры упражнения направлены на многократное повторение в различных режимных процессах таких действий, как одевание, причесывание, умывание и т.д. Игры упражнения базируются на принципе «от простого к сложному», то есть постепенно задания в игровых упражнениях усложняются, дошкольникам демонстрируется действия в комплексе. Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников используют сюжетно-ролевые игры, игры- инсценировки, которые помогают воспитателю закрепить культурно-гигиенические навыки каждого ребенка. При этом берут в основу литературные сюжеты таких произведений, как «Мойдодыр», «Федорино горе», на основе которых разыгрываются сценки. Игры занятия направлены на развитие и совершенствование наиболее трудных гигиенических умений и навыков. Первая часть занятия включает отработку элементарных правил самоорганизации: опрятный внешний вид, культурное поведение за столом и др. Вторая часть предполагает активизацию мыслительных операций, самонаблюдение и самоанализ (например, «Чистые руки», «Здоровые зубы», «Внешний вид», «Кукла Катя проснулась», «Кукла Катя обедает», «Подбери посуду для куклы»). Обучение причесыванию.Задача: учить детей замечать непорядок в своем внешнем виде, причесываться, пользоваться личной расческойход занятияВоспитатель. Светочка! А у нас есть волшебное зеркало. Оно все видит, рассказывает, всем помогает. Если сама не замечаешь непорядок на своей голове, попроси зеркало. Оно доброе, поможет тебе причесаться. Пойдем заглянем в него. Ой! Какая ты лохматая! Давай скорее причесываться, неси свою расческу. (причесывает девочку). Как у солнышка лучики горят, Так у Светочки косоньки висят. Чешу, чешу волосоньки,Расчесываю косоньки. (отдает расческу ребенку и предлагает самому причесаться)Расти, коса, до пояса,Не вырони ни волоса, Расти, косонька, до пят,Все волосоньки в ряд.После этого воспитатель предлагает девочке причесать кукол, помогает ей завязать им бантики; вместе с ней играет и любуется опрятностью кукол и девочки.Воспитатель. Какая у нас Светочка красивая, добрая, ласковая девочка, как солнышко весной.