Формирование познавательных УУД — путь к повышению качества образовательного процесса

Формирование познавательных УУД –
путь к повышению качества образовательного процесса
Крутякова Татьяна Васильевна
заместитель директора по УВР,
учитель биологии
МБОУ «ИСОШ № 1 им.Н.П.Наумова»
Актуальность обозначенной темы   обусловлена сменой учебных приоритетов в современном образовании, которые качественно изменили  основную задачу школы.  
В настоящее время задача учителя - показать ученику путь к познанию, научить его учиться. Поэтому приоритетным направлением новых образовательных стандартов и начального, и основного общего образования является задача формирования не только предметных теоретических знаний, но и формирование универсальных учебных действий как одного из путей повышения качества образования.
Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество, становится обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности.
Целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться.
Достижение данной цели становится возможным благодаря   формированию  системы универсальных учебных действий (УУД), овладение которыми и дает обучающимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе  формирования  умения учиться.
Эта возможность обеспечивается тем, что УУД – это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие обучающимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.
Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно -  деятельностного подхода, который основывается на теоретических положениях концепций Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков.
Сегодня УУД придается огромное значение как совокупности способов действий ученика, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной, а развивать – в основной школе на всех уроках.
Таким образом, перед современной школой стоит задача организации образовательного процесса таким образом, чтобы учение стало одной из ведущих личностных потребностей, определялось внутренними мотивами обучающихся, чтобы школьник был инициатором своей учебной и внеучебной деятельности.
Сегодня на уроках учителей, работающих по ФГОС нового поколения, можно увидеть что ученики уже не являются только пассивными слушателями. Они наблюдают, анализируют, группируют, сопоставляют, проводят аналогии, ставят эксперименты, моделируют. Обучающиеся учатся формулировать собственное мнение, правильно выражать мысли, строить доказательства своей точки зрения, вести дискуссию, слушать и слышать другого человека, уважать альтернативное мнение. Таким образом, на данных уроках формируются навыки, необходимые каждому человеку в реальной жизни.
На таких уроках педагоги широко используют различные педагогические технологии деятельностного типа, такие как:
- технология сотрудничества (коллективный способ обучения в парах или группах, который развивает навыки мыследеятельности, включает работу памяти, повышает ответственность за результативность коллективной работы, позволяет актуализировать полученный опыт и знания, работая в индивидуальном темпе);
- технология  проблемного  обучения (создание и разрешение проблемной ситуации – основного элемента проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность учащихся, активизируется мышление);
- технология продуктивного чтения или технология формирования типа правильной читательской деятельности (обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения);
- игровая технология (технология, наиболее всего повышающая  познавательный интерес у младшего школьника);
- технология учебного исследования;
- информационно – коммуникативные технологии (дистанционное обучение, использование цифровых образовательных ресурсов);
- здоровьесберегающие технологии;
- проектная технология.
В названных выше технологиях, в зависимости от возрастных особенностей обучающихся, используются объяснительно-иллюстративная, поисковая и исследовательская модели обучения с применением активных и интерактивных методов обучения. Они  позволяют ученикам накапливать умения и навыки работы с инструментом и оборудованием, самостоятельно организовать и планировать свою работу, а также ставить перед собой задачу и искать пути её решения индивидуально или совместно друг с другом или с учителем.     
Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности, усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций обучающегося, в том числе социальной и личностной. Успешность обучения в основной и средней школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий в начальной школе, то есть если ученики научатся контролировать свою учебную деятельность, то им будет несложно учиться в дальнейшем.
Какие же действия учителя позволяют сформировать универсальные учебные действия?
Не сравнивать детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.
Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания.
Привлекать детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.
Обучать детей приемам работы в группах. Ученики вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения. Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества; педагог показывает, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе.
Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою работу. Обучает, как можно найти и исправить ошибку.
Создавать проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока. Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.
Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией: пересказу, составлению плана; знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации; учит способам эффективного запоминания. Обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации.
Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом. Использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.
Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий.
Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.
Учитель учит детей планировать свою работу и свой досуг.
Таким образом, формирование у обучающихся универсальных учебных действий позволит повысить не только качество образования, но и эффективность всего образовательно-воспитательного процесса в школе.
И в заключении позвольте привести слова великого А. Эйнштейна: «Образование есть то, что остается после того, как забывается все, чему нас учили».
____________________________Справочно:
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
- моделирование преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериацию, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
- построение логической цепочки рассуждений, анализ; истинности утверждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Ссылки на источники:
А.Г. Асмолова. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. – М.: Просвещение. 2008.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение. 2010.