План самообразования учителя начальных классов на 2014-2018 гг..«Активизация познавательных интересов младших школьников»



Утверждаю:
Директор МБОУ СОШ №4
______________ Л.Д. Ежова
План самообразования
учителя начальных классов
Чарковой Маргариты Анатольевны
на 2014-2018 гг..
 
«Активизация познавательных интересов младших школьников»
г. Никольск
ЛИЧНАЯ КАРТА УЧИТЕЛЯ
 
Ф.И.О. учителя: Чаркова Маргарита Анатольевна  
Дата рождения: 03.09.1975 г.р.  
Образование (когда и какое учебное заведение окончил):

Специальность по диплому: учитель начальных классов
Место работы: МБОУ СОШ №4 г.Никольск
  Занимаемая должность: учитель начальных классов  
Дата назначения на должность: 01.09.2014  
Общий стаж трудовой деятельности: 18 лет  
Педагогический стаж: 18 лет  
Квалификационная категория, дата присвоения: высшая
Курсы повышения квалификации.
2003г.
2005г.
2009г.
2010.г.
2014г.
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
Школа работает над проблемой: « Активизация познавательных интересов школьников ».
Тема самообразования: « Активизация познавательных интересов младших школьников»
Цель: Развитие познавательной активности младших школьников с целью повышения качества урока.
Задачи: 1. изучить литературу по активизации познавательных интересов младших школьников
2. посетить уроки коллег и поучаствовать в обмене опытом;
3. проводить самоанализ и самооценку собственных уроков;
4. разработать модель образовательного процесса, отвечающего требованиям современного урока по активизации познавательных интересов младших школьников, апробировать данную модель на практике.
Перечень вопросов по самообразованию:
Сущность понятия «Активизация познавательных интересов младших школьников»
и условия успешного внедрения технологий по активизации познавательных интересов младших школьников
Методы и приёмы активизация познавательных интересов младших школьников
Комплексный подход к внедрению технологий по активизации познавательных интересов младших школьников
Предполагаемый результат:
Повышение степени самостоятельности в учебной и вне учебной деятельности.
Организация сотрудничества педагога и воспитанников, воспитанников между собой.
Творческая активность
Овладение технологиями обеспечивающими
Создание образовательного пространства способствующего развитию у обучающихся ключевых компетенций через интеграцию традиционных и активных форм обучения и воспитания.
Актуальность темы:
У каждого ребенка разные способности, интересы, возможности. И педагог должен помочь ему реализовать свой потенциал, т.е. проявить и развить личностные смыслы обучения и воспитания. Образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству, что предполагает вовлеченность в этот процесс самого ребенка. Что заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять свои знания, занимаясь самообразованием? Наука, техника, производство развиваются и совершенствуются непрерывно. Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые 10 лет. Следовательно, знания, полученные ранее, могут устаревать. В современном мире отмечается заметное повышение социальной роли образования, которое становится главным ресурсом общества. Усиление интеллектуального потенциала, в основе которого заложен приоритет самоценности человека, способного к саморазвитию, – одна из важных задач образования.
Каковы же эти источники знаний, и где их искать?
• Телевидение• Газеты, журналы• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)• Интернет• Видео, аудио информация на различных носителях• Платные курсы• Семинары и конференции• Мастер-классы• Мероприятия по обмену опытом• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты формы самообразования индивидуальная ,
групповая.
Виды работы по самообразованию:
• Чтение конкретных педагогических периодических изданий• Чтение методической, педагогической и предметной литературы• Посещение семинаров, тренингов, конференций, мероприятий• Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами• Систематическое прохождение курсов повышения квалификации• Проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег• Организация кружковой и внеклассной деятельности • Изучение информационно-компьютерных технологий\ Инициирование и позитивное, уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов.Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала.Стимулирование воспитанников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения задания.
Диагностический
2014-2015 1. Анализ профессиональных затруднений.
2. Определение целей и задач темы.
3. Составление плана работы по выбранной теме самообразования.
4.Курсы повышения квалификации учителей.
5.Подписка на методическую литературу «Начальная школа все предметы»
6.Изучение методической, педагогической и психологической литературы.
Прогностический
2015-2016 1. Выступление с отчетом по итогам реализации практического этапа на МО учителей предметников школы.
2. Участие в научно - практической конференции «Юный исследователь».
3. Изучение опыта работы педагогов по выбранной теме.
4. Систематизация материалов методической, педагогической и психологической литературы по теме.
5. Корректировка работы
Практический
2016-2017 1.Открытые уроки на школьном и районном уровне.
2.Участие на олимпиадах, конкурсах, конференциях.
3.Посещение уроков у учителей начальных классов школы.
4.Посещение семинаров.
5.Самоанализ и самооценка своих уроков.
6.Разработка модели образовательного процесса в технологиях по активизации познавательных интересов.
7.Апробация разработанной модели на практике. Внесение необходимых коррективов.
Обобщающий
2017-2018 1.Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования. Подведение итогов.
2.Открытые уроки на школьном и районном уровне.
3. Выступление на заседании районного МО учителей начальных классов по теме самообразование.
4.Участие и результаты на районных олимпиадах, конкурсах, конференциях.
5.Консультативная помощь учителям и учащимся.
6.Оформление результатов
Методические рекомендации по составлению программ самообразования
для учителей начальных классов
Совершенствование качества образовательного процесса в школе, повышение эффективности обучения напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Повышению уровня профессионального мастерства способствуют различные куры повышения квалификации, семинары и конференции, посещение уроков коллег и т.п. Но их роль невелика без процесса самообразования учителя.
Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности с целью совершенствования каких-либо качеств или навыков.Учитель может совершенствовать свой педагогический опыт по различным направлениям: в профессиональной сфере (знание своего предмета), в области методики преподавания (овладение современными технологиями, новыми формами и методами обучения и т.д.), в сфере педагогической психологии и т.п.В ходе самообразования педагог может использовать различные источники информации: изучение литературы и материалов в сети Интернет, просмотр телепередач или видеороликов, прохождение курсов повышения квалификации, посещение семинаров и конференций, посещение уроков коллег с последующим обменом опыта, обучение в мастер-классе и т.п. При этом учитель может выбрать любую форму обучения: индивидуальную или групповую, традиционную или дистанционную.
В начале учебного года мы, педагоги, выбираем тему самообразования, которая фиксируется в планах методического объединения. Возможных вариантов тем огромное количество. Тему учитель выбирает исходя из своих потребностей.
На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план (программу) работы над поставленной перед собой проблемой.В предлагаемом варианте личная программа самообразования учителя начальных классов включает в себя следующие пункты:
1. Ф.И.О. педагога2. Образование3. Тема самообразования4. Сроки работы над темой самообразования5. Цель6. Задачи7. Основные вопросы8. Предполагаемый результат9. Форма самообразования10. Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой11. Практический выход12. Форма отчета по проделанной работе. По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей. Отчёт по работе можно представить в виде презентации.
 
Самообразование учителей. Работа над методическими темами:
•  «Роль творчества в оптимизации учебного процесса»•  «Обеспечение развития и коррекции эмоциональной сферы ребенка»• «Сотрудничество и сотворчество  - как основные виды взаимодействия младших школьников в рамках ФГОС»• «Развитие навыков выразительно чтения и творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения в рамках стандартов II  поколения»• «Развитие орфографических навыков и творческой активности младших школьников на уроках русского языка  в рамках стандартов II  поколения»• «Место УУД в образовательной программе начальной школы»• «Возрастные особенности развития коммуникативных  УУД у младших школьников» • «Требования к подготовке учителя к работе по новым стандартам» •  «Как организовать деятельностный подход на уроках в начальной школе»• «Информационная среда ОУ как возможность достижения качества образования и эффективного обеспечения реализации ООП НОО»• «Педагогические технологии в реализации ФГОС. Оценка достижений планируемых результатов»• «Учебные проекты как средство развития исследовательских навыков младших школьников»