Методическая разработка раздела программы Давление твердых тел, жидкостей и газов


Методическая разработка раздела образовательной программы «Давление твердых тел, жидкостей и газов» в 7 классе Зарубина К. Н.Учитель физики I категории МБОУ сош № 34 г. Дзержинск2013 г. Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е. М. Гутника, А. В. Перышкина «Физика» 7-9 классы, 2009 год. Изучается в 7 классе общеобразовательной школы. На изучение отводится 23 часа. Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Познавательная деятельностьИспользование методов научного познания, таких как наблюдение, измерение, эксперимент, моделированиеФормирование умения различать факты, гипотезы, причины, следствия, законы, теорииОвладение алгоритмическими способами решения задач. Информационно-коммуникативная деятельностьСпособность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение.Использовать для решения учебных задач различные источники информации. Рефлексивная деятельностьВладение навыками самоконтроля, умение предвидеть результаты своей деятельности Цель раздела программы: Задачи Образовательные:применение знаний для объяснения явлений природы, принципов работы технических устройств, решения физических задач, в том числе и повышенной сложности, использование современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике; овладение умениями планировать и проводить эксперименты, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать измерительные приборы, представлять результаты измерений с помощью таблиц; освоение знаний о причинах возникновения давления в твердых телах, жидкостях и газах; величинах характеризующих данные явления(выталкивающая и подъемная силы); законах Паскаля и сообщающихся сосудов; Развивающие: развитие познавательных интересов, интелектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения знаний, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ с ипользованием информационных технологий; Задачи Воспитательные :воспитание добросовестного отношения к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений, уважение к творцам науки и техники; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия учебного материала учащимися Для среднего подросткового возраста (VII класс) характерны: Стремление к самостоятельности Повышенная общительность Склонность к рассуждениям Эмоциональность Впечатлительность Чувство сознания себя как личности Учитывая возрастные особенности, психолого-педагогическое обоснование учебного процесса предполагает следующее Организацию самостоятельной познавательной деятельности Организацию группового и парного общения Развитие познавательных интересов Личностно-ориентированный подход Ожидаемые результаты Знать:Физические явления и их признакиФизические величины и их единицы: выталкивающая сила и подъемная силы, атмосферное давлениеФундаментальные экспериментальные факты: опыт Торричелли Закон Паскаля, закон сообщающих сосудовФормулы для расчета давления твердого тела на опору, давления внутри жидкости, архимедовой силы Уметь:Применять основные положения молекулярно-кинетической теории к объяснению давления газа и закона ПаскаляЭкспериментально определять давление твердого тела на опору, выталкивающую силу и условия плавания тел в жидкостиРешать задачи с применением изученных законов и формулОбъяснять устройство и принцип действия барометра-анероида, манометра, насоса, гидравлического пресса Методы обучения Объяснительно – иллюстративный метод Репродуктивный метод Частично-поисковыйметод Метод проблемного изложения Исследовательский метод Должны быть основаны на личностно-ориентированном подходе, с применением информационно-коммуникативных технологий и быть направлены на повышение качества образования Приемы формирования познавательного интереса к физике Интересные факты Проблемное обучение Занимательные опыты Кроссворд - наоборот Фрагменты из литературных произведений Дифференцирован-ный подход Самостоятельная работа учащихсяспособствует развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся Приобретение новых знаний, умений и навыков:Работа с учебником и справочной литературой: прием «Учимся сообща», прием «Мозговой штурм»Доклады, сообщенияНаблюдения за опытами, демонстрируемыми учителемИсследовательская работа Применений знаний умений и навыков:Домашняя работа, домашний экспериментРешение задач: дифференцированный подходВыполнение индивидуальных заданийОбъяснение демонстрируемых учителем явленийРабота с учебником : «Парный опрос»Лабораторно- практические работыКонтрольные работы Средства обучения Учебно – лабораторное оборудование Электронные программы Интернет-ресурсы http://school-collection.edu.ru http:// fcior.edu.ru Результаты использования ОМС для ученика :Повышение мотивацииИндивидуальный темп изученияУдовлетворение индивидуальных образовательных потребностейПовышение комфортности обучения Результаты использования ОМС для учителя:Реализация индивидуального подходаУчет индивидуальных образовательных потребностей учащихсяСоздание условий для профессионального роста Контроль усвоения знаний, умений и навыков. Р а з н о у р о в н е в а я к о н т р о л ь н а я р а б о т а Физические диктанты Лабораторная работа Устный опрос Индивидуальный Фронтальный Индивидуальные карточные задания Тесты, самостоятельная работа Доклады, сообщения Задачи разного уровня сложности Качественные Расчетные Разработка урока по теме «Плавание тел» Цели и задачи урока:Образовательные:формирование знаний об условии плавания тел;формирование знаний о применении физических явлений и законов в технике; Развивающие: формирование исследовательских навыков при использовании компьютерных технологий;формирование интеллектуальных умений – анализировать, сравнивать, систематизировать; проводить эксперимент; наблюдать за экспериментом и делать выводы;развитие интереса к физике; Воспитательные: показать роль физического эксперимента в процессе получения нового знания; научить учащихся сотрудничеству в группе, умению слушать и слышать друг друга Оборудование и материалы к уроку:Компьютер, мультимедийный проекторПрезентация к уроку (Приложение 1)Компьютерные программыМатериалы с сайта http://school-collection.edu.ruЗанимательный литературный материалЛабораторное и практическое оборудование: бруски одинакового объема, но разного веса, лабораторные стаканы с водой, куски пластилина, соль, картофелинаБланки к проведению самостоятельного исследования (Приложение 2 и 3) План урока Актуализация знаний. (5-7 мин.)Фронтальный эксперимент с брусками равного объема, но разной плотности. Постановка проблемы: почему одни тела плавают , а другие тонут? (2 мин.)Работа в группах: (10 мин)1, 2, 3 группы: исследование поведения тела в жидкости на интерактивной модели. «Силы давления жидкости и выталкивающая сила»1С:Школа. Библиотека наглядных пособий. Физика 7-11» под редакцией Н.К.Ханнанова.4, 5, 6 группы(повышенный уровень): используя интерактивную модель плавания тел (http://school-collection.edu.ru) , исследовать поведение тел в различных жидкостях, а также выяснить от чего зависит глубина погружения этих тел. Интерактивная модель. «Силы давления жидкости и выталкивающая План урока 4. Опыт учителя с картофелиной и водой, а также фронтальный эксперимент с куском пластилина. Постановка проблемы: Можно ли заставить плавать тела, которые в обычных условиях тонут в воде, например, картофелину и пластилин ? (5 -7 мин)5. Практическое применение знаний об условии плавания тел : (15 мин)слайд шоу «Выталкивающая сила в соленой воде»(http://school-collection.edu.ru)видеоролик-анимация «Условия плавания тел в жидкости» (подводная лодка) (учебно - электронное издание. Физика 7-11 классы)задача: При каком условии можно плыть на бревне?весёлые задачи от Григория Остера6. Диагностический контроль с последующей взаимопроверкой (5 мин)7. Подведение итогов. Домашнее задание. (2-3 мин) Литература А. В. Перышкин. Физика 7 класс. - М.:Дрофа, 2008 гПрограммы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 классы/ состт В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010 г.Методика преподавания физики в 7-8 классах средней школы: Пособие для учителя/ под ред. А. В. Усовой. _ М.: Просвещение, 1990гА. Е. Марон, А. Е. Марон. Физика. 7 класс: учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2004Кирик Л. А. Физика-7. разноуровневые самрстоятельные и контрольные работы. – М.: Илекса, 2003 гВ.И. Елькин. Необычные учебные материалы по физике: Задачи, тесты, практические работы.- М.: Школа-Пресс, 2001г.В. И. Елькин. Оригинальные уроки физики и приемы обучения. – М.: Школа-ПрессЯ иду на урок физики: 7 класс. Часть II: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002 г.А.И. Сёмке. Физика и живая природа: занимательный материал к уроку. 7-9 классы.- М.: Чистын пруды, 2008гТихомирова С.А. Дидактические материалы по физике: 7-11 кл.- М.: Школьная Пресса, 2003г