Георгиевская церковь как памятник архитектуры Древней Руси (доклад к Пасхальным чтениям)


ГЕОРГИЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ
КАК ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ
Трусова Екатерина,
ученица 9 класса АМАОУ «СО(РК)Ш№2»
г. Магадана.
Консультант:
Ларионова М. В.,
МАОУ «СО(РК)Ш№2»,
учитель русского языка
и литературы.
История России богата загадками. Одна из них уютно разместилась к югу от Великого Новгорода на Приильменской низменности, на правом берегу реки Полисть, при слиянии с ней реки Порусья раскинулся древнейший русский город Старая Русса. Легенды и сказания, факты и домыслы переплелись здесь в настоящий гордиев узел, разрубить который не решаются и современные историки. Существует даже мнение, что основанный не позднее Х века, этот город дал название всей России и стал родиной варяга - солевара Рюрика. По археологическим данным о городе впервые упоминается в Новгородской летописи под 1167 годом как Руса.
Подогревает интерес к Старой Руссе и то особое внимание, которое уделяли городу, в свое время, Иван Грозный и Петр І. Экономическая мощь этого центра российского солеварения, к концу XVI века превышала потенциал Москвы и Великого Новгорода. Старинный герб города, с изображением льющейся на сковородку воды, в полной мере символизировал основное занятие его жителей. [3].
Творчество большинства из них несет на себе отпечаток той исключительно древнерусской духовности, которую пронесла сквозь века и невзгоды эта земля. И, даже разрушенная до основания фашистами в период Великой Отечественной Войны, Старая Русса сохранила очарование старины и память о своих великих гостях: Добролюбове, Достоевском, Горьком. [4].
Одним из памятников архитектуры Старый Руссы является Церковь Святого Великомученика Георгия Победоносца, памятник очень древний, начала XV века. Первоначально была построена архимандритом Валаамом в 1410 году. [5]. В XVIII веке архимандрит Макарий в своем труде «Церковно-историческое описание города Старая Русса» пишет, что Георгиевская церковь не пострадала во времена шведских нашествий (1611 – 1617 года), но под влиянием времени сильно обветшала, и с 1710 по 1740 года в ней прекратили вести службу. В 1740 году церковь разобрали, оставив только основание, и на этом фундаменте выстроили новую. Новый храм был немного вместительнее прежнего, он отличался большими окнами, богатыми наличниками, небольшими нишами. Стены были выкрашены кремовой краской, а декоративные элементы и лепнина – красной.
М. И. Полянский в «Иллюстрированном историко-статистическом очерке города Старой Руссы и Старорусского уезда» (Новгород, 1885) пишет, что церковь имеет форму квадрата, с прибавлением алтарного полукружия. Сооружение весьма прочное, кладка стен состоит из обожжённого продолговатого кирпича, дикого камня и плиты внутри храма. Посредине находятся четыре квадратных столба, поддерживающих свод всей церкви и основание купола. К передним двум столбам приставлен пятиярусный иконостас, возобновлённый в 1842 году; в нём иконы греческого письма. В то время на стенах не было росписи, а лишь большое число образов, которые висели на стенах и на столбах храма, а также стояли на иконостасе. Архимандрит Макарий в своем труде отмечает, что в 1842 году в Георгиевской церкви был «возобновлен» иконостас. Историки поясняют, что под этим архимандрит понимал создание новой конструкции самого иконостаса, который теперь был украшен резьбой и позолотой. [8]. В то время была также проведена некоторая реставрация древних – «греческих» икон. Храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы находится с северной стороны главного Георгиевского храма и имеет вид продолговатый. Алтарь с одной полукаменною аркою. Церковь храма отделяется от алтаря большою аркою. Иконостас устроен в 1852 году; иконы в нём греческого письма. В 1884 году была сооружена новая колокольня храма, которая была «грандиозной», «русской», как это отмечал М. И. Полянский в своем очерке. Колокольню выстроили на месте звонницы. [6].
1905 год стал для Георгиевской церкви годом перестройки и полного обновления, в церкви появилось печного отопления. В 1910 году там появились мозаичные полы и настенная живопись, которая была выполнена по эскизам великолепных росписей В. Васнецова из киевского Владимирского собора. Есть данные, что Георгиевскую церковь расписывали палехские мастера. Историки не опровергают этого факта. К большому сожалению, до наших дней эта роспись практически не дожила. Лишь на куполе сохранились остатки «васнецовского стиля». Все остальное же было переписано, причем неоднократно. [7].
Главной святыней храма является Чудотворная икона «Богородица Старорусская», получившей название «Взыгрался младенец». Это одна из знаменитых богородичных икон особо почитаемых Русской Православной Церковью и связанных именно с Новгородской землёй. Согласно преданию, икона была привезена в Старую Руссу в конце Х века монахами из греческими города Ольвеополя. Начало творения ею чудес связано со временем Ивана Грозного. В 1570 году для избавления от смертоносной эпидемия чумы рушане отдали свою икону Богородицы в Тихвин, где она и находилась долгое время. В конце ХVIII века жители города отправили ходатайство тихвинцам о возвращении Старорусской иконы, на что получили отказ. Почти три столетия икона находилась в тихвинском плену. Только в 1888 году. Благодаря вмешательству великого князя Владимира Александровича, по распоряжению Синода чтимую Старорусскую икону торжественно перенесли в Старую Руссу, поместив её в храме Спасо-Преображенского монастыря. В августе 1941 года во время оккупации, икона исчезла и до сих пор не найдена. До наших дней сохранился лишь почитаемый образ – копия Старорусской иконы, которая была сделана в 1787 году. Сегодня она находится на левом клиросе прямо перед иконостасом. [9].
Георгиевская церковь - это единственный православный храм Старой Руссы, который оставался действующим даже тогда, когда другие храмы были закрыты, приспособлены под склады или разрушены. Лишь в 1939 году на год храм закрывался «по ходатайству трудящихся» и не работал два года по время войны.
В 2007 году состоялось освящение новых позолоченных крестов и установка их на купола церкви. В конце августа 2009 года в нишах по фасаду и стене церкви были установлены керамические изразцы со сценами из жития святого Георгия-Победоносца. Занималась их изготовлением московский архитектор Анна Смирнова. Для изразцов были выбраны сюжеты на темы: «Усекновение главы Святого Георгия раскалённым оловом», «Проповедь Святого Георгия», «Беседа с царицей Александрой». Сцены списаны с икон XVI века. Выполнены изразцы в традициях, характерных для XVII века. На изображениях несколько изменены пропорции тела человека (возможно потому, что смотрят на них снизу вверх). [6].
В 2010 году храму исполнилось 600 лет. В ходе подготовки к этому событию был проведён капитальный ремонт основного храма и Благовещенского придела, реконструирована паперть.
Георгиевский храм является не только интереснейшим произведением русского зодчества, но и памятником истории.
Список литературы
Артамонова, Е. И. Философско-педагогические основы развития духовной культуры учителя [Текст]: автореф. дис… канд. пед. наук / Е. И. Артамонова. – М. , 2002. – Режим доступа :
http://dissertationl.narod.ru/avtoreferats1.
Исследовано в России [Электронный ресурс] : многопредмет. науч. журн. / Моск. физ.-техн. ин-т. – Электрон. журн. – Долгопрудный : МФТИ, 1998. – Режим доступа к журн. : http://zhurnal.mipt.rssi.ru.
http://www.staraya-russa.ru/georgievskaya-tserkovhttp://sobory.ru/photo/125845https://ru.wikipedia.org/wikihttp://novgorod.rfn.ruhttp://www.russa.ruhttp://visitrussa.ru/object/6/http://www.antiquariy.ru/book-2-2212.html В. Пылаев. Старая Русса