Тепловое движение. Броуновское движение.


Учитель физики Никамбаева Г. М.
с. Карабулак ОСШ№22
тема: Тепловое движение. Броуновское движение. Диффузия.
тип урока: комбинированный
Цель урока: учащиеся должны усвоить знания о характере движения частиц вещества на уровне применения их в незнакомой ситуации. Задачи урока: 1. Раскрыть важнейшее положение молекулярно-кинетической теории: молекулы вещества находятся в непрерывном движении; познакомить учащихся с элементами экспериментального метода исследования явлений; продолжить работу по формированию умений работать с рисунками и заданиями учебника. 2. Показать значение причинно-следственных связей в познаваемости явлений. Способствовать развитию конвергентного мышления. Формирование коммуникативного общения учащихся, целеустремленность, настойчивость, терпимость 3. Работать над формированием умений выделять главные причины, влияющие на результат (формировать «зоркость» в поисках). Продолжить работу по формированию умений делать выводы Воспитать интерес к физике.
Ход урока
1. Орг. Момент Проверка готовности класса к уроку. Мотивация. Постановка целей и задач урока. 
2. проверка домашнего задания
проверить у учащихся тетради. устный опрос
3. Проверка знаний, их актуализация (Проведение фронтального опроса). Фронтальный опрос Вопросы для повторения: 1. Как меняется давление газа при изменении его температуры (при постоянном объеме)? 2. Как меняются размеры твердых тел и жидкостей при изменении их температуры? 3. Что мы понимаем под температурой вещества? 4. Сформулируйте правила измерения температуры воды, воздуха. 5. Какие температурные шкалы вам известны? 6. Какие точки приняты в качестве основных на шкале Цельсия? 
4. Этап постановки цели
Сформировать знание учащихся о броуновском движении, диффузии
5. объяснение нового материала
1 Из курса физики 7 класса Вам уже известно, что такое броуновское движение и диффузия (глава II «Строение вещества»). (Напоминаем учащимся, что называется броуновским движением и диффузией).  Связа¬ны ли между собой скорость движения молекул и температура. 
Протекание диффузии при более высокой темпера¬туре происходит быстрее, чем при низкой.  Беспорядочное движение частиц, из которых состоят тела, называют те¬пловым движением. В тепловом движении участвуют все молекулы тела. Теплая вода состоит из таких же молекул, как и холодная, разница меж¬ду ними лишь в скорости движения молекул. Каждая молекула движется по очень сложной траектории (ломаной линии), чем больше частиц в веществе, тем более замысловатую форму имеет траектория от-дельной частицы. Элементарный фрагмент такой ломаной - длина свобод¬ного пробега от соударения до соударения одной частицы с другой, убедительным тому доказательством является броуновское движение. Так же вспомним, что все тела обладают механической энергией, которая в свою очередь состоит из потенциальной – энергия взаимодействия тел или частей тела и кинетической – энергия которой обладают движущиеся тела. Из проведенных опытов мы заметили, что протекание диффузии при более высокой темпера¬туре происходит быстрее, чем при низкой, следовательно с ростом температуры растет средняя кинетическая энергия теплового движения молекул. Вывод: температура - это физическая характеристика состояния веще¬ства, определяемая средней кинетической энергией хаотичного движения частиц вещества. В этом и заключается физический смысл температуры. Обращается внимание на то, что тепловое дви¬жение отличается от механического тем, что в нем участвуют очень много частиц и каждая движется беспорядочно. Тепловое движение никогда не прекращается. Оно может лишь менять свою интенсивность. 6. Этап понимания
Приведите примеры диффузии в твердом, газообразном, жидком виде
7. Этап закрепления
работа с учебником написать ответы на следующие вопросы
Зависимость диффузии от температуры. Физический смысл температуры?
Причина броуновского движения?
Домашнее задание. §2 учебника (стр. 5-11). Вопросы для самоконтроля (стр. 11) Итог урока. Подведение итогов. Выставление оценок.