Урок в 8 классе на тему: Тепловое движение. Броуновское движения. Диффузия.


Урок 1 (8 класс)
Тема: Тепловое движение.
Броуновское движения. Диффузия.
Цель: дать понятия термодинамике, тепловому движению, причине броуновского движения, диффузии.
Развивать представление о механических явлениях, связанных с изменением температуры тела; рассмотрение физических процессов и явление на основе внутреннего строение тел.
Воспитывать трудолюбие, самостоятельность при изучении нового материала, и его закреплений.
Оборудование: стакан с водой, марганцево-кислый калия.
Ход урока:
Орг. Момент.
Повторение.
Изучение нового материала.
Закрепление нового материала.
Задание на дом.
Орг. Момент; знакомство с учебником (по оглавлению); наличие рабочих тетрадей (желательно общую), тетради для контрольных и лабораторных работ. Ознакомление с правилами техники безопасности на уроках физики (общий инструктаж), роспись учащихся в журнале по технике безопасности.
Повторение курса физики за 7 класс.
Физика
Физика и астрономия – наука о природе
Строение вещества
Движение
Масса и силы
Давление
Работа. Мощность. Энергия.
Вы также изучали формулы, решали задачи, выполняли лабораторные работы. В прошлом году вы получали начальное представление о механических явлениях. В 8 классе будете изучать новые виды явления (тепловые, электрические, магнитные, световые) которые широко распространены в окружающем нас мире, однако их нельзя объяснить только законами механики.
Давайте познакомимся с учебником. Он состоит из следующих разделов: тепловые, электрические, электромагнитные, световые. На стр. 236 находятся описание лабораторных работ. Их 9. На странице 242 – приложение, где расположены таблицы, основные, физические постоянные, десятичные приставки. Кроме этого вы будете решать из упражнений, их 31.
Явление связанные с нагреванием или охлаждением тел, с изменением их температуры относится к тепловым явлениям.
Итак, тема сегодняшнего урока «Тепловые явления. Тепловое движение. Броуновское движение. Диффузия ». В тетради запишите число и тему урока.

Изучение нового материала.
Основные материалы:
Механика позволяет определить положение тел относительно друг от друга.
Для описания механических явлений рассматривают поведение каждого тела в определенности (его координаты, скорость, массу, действие на них силы).
В 7-ом классе вы также изучали, что все тела состоят из огромного числа мельчайших частиц вещества – молекул и атомов, расположенных не вплотную, на некотором расстояний друг от друга.
Атомы и молекулы вещества взаимодействуют друг с другом силами притяжения и отталкивания.
Изучение вопросов о строении и свойствах вещества, их взаимосвязи легло в основу такого важного раздела физической науки, как молекулярная физика.
Раздел физики, в котором изучают тепловые явления и различные свойства тел без использовании представлении об их внутреннем молекулярном строении, называются термодинамикой.
История открытия тепловых явлений – стр.7 – 8.
Беспорядочное движение молекул называется тепловым движением.
Следствием хаотического движения молекул является движение броуновское (история открытия) стр.8 – 9.
Т.о. причиной броуновского движения является тепловое движение молекул среды и их столкновения с броуновской частицей.
Другим следствием броуновского движения частицы является диффузия.
Диффузия – это явление проникновения молекул одного вещества в промежутки между молекулами другого вещества.
Сейчас я покажу вам диффузию в жидкостях, для этого я беру стакан с водой, опускаю туда 2 – 3 кристаллика марганцево-кислого калия (марганцовки).
Что произошло в стакане? (Диффузия).
Приведите примеры диффузии жидкостей, которые вы знаете (Йод, раствор в Н2О, заваривание чая, раствор сахара, соли, засолка помидоров, огурцов).
Кроме этого существуют диффузия в твердых телах, но она происходит очень трудно (пример стр.10).
В газах тоже существует диффузия, но она происходит очень быстро (распространение запаха в воздухе, газов).
Роль диффузии, и её применения – стр.10.

Закрепление нового материала.
Ответы на вопросы на стр.11.
Задание на дом.
Введения стр. 5 – 6, привести 5 примеров диффузии в различных телах.