Система работы учителя начальных классов по формированию здорового образа жизни учеников начальных классов

Система работы учителя начальных классов по формированию здорового образа жизни учеников начальных классов
Белоногова Светлана Анатольевна, учитель начальных классов
МБОУ лицей №1 города Балтийска Калининградской области
“Поздно носить в больницу
килограммы апельсинов,
лучше до этого ежедневно
давать тертую морковь”
Цель современной школы – подготовка детей к будущей жизни. Достижение этой цели может осуществляться с помощью разнообразных технологий, которые рассматриваются как совокупность приёмов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, родителями, медицинскими работниками, с коллегами должен планировать свою деятельность с учётом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.
Здоровьесберегающая школа – это вовсе не дубликат поликлиники, а то место, где ребёнку комфортно, где он может спокойно учиться и развиваться без излишнего утомления и нервного напряжения, без шансов приобрести какие-либо заболевания. Здоровьесберегающая школа – это то место, где здоровью ребёнка ничто не угрожает.
Ежегодно, встречая первоклассников на пороге лицея, учителя начальных классов совместно со школьным врачом внимательно изучают медицинскую карту каждого ребёнка. К сожалению, необходимо отметить, что большая часть детей, поступающих в первый класс, имеют заболевания.
Исследуя медицинские показания детей, поступивших в первый класс в 2008-2009уч.году и беседуя с родителями мы получили такую “картину”.
Здоровье первоклассников
В классе 24 обучающихся.
4% здоровые, имеют 1 группу здоровья;
91% имеют различные медицинские диагнозы (2 группа здоровья);
5% специальная и подготовительная группа здоровья, имеют хронические заболевания.

Из 2 группы здоровья выявлено:

Цель учителя начальных классов состоит в том, чтобы организация учебного процесса способствовала укреплению здоровья первоклассников. Наша задача - помочь малышу справиться с трудностями обучения в школе, с учебными нагрузками, научить ребёнка жить в коллективе сверстников.
На первом родительском собрании учителя лицея проводят анкетирование родителей. Среди разнообразных вопросов стоят вопросы о состоянии здоровья, о психологических и физических особенностях детей. Анализ анкет помогает учителю найти индивидуальный подход к каждому малышу, даёт возможность понять особенности поведения детей в разнообразных ситуациях.
С первых дней обучения в школе, уделяется большое внимание профилактике здорового образа жизни. Ребенок пришел в школу. Его усаживают за парту, и его двигательная активность снижается на 50 %. Поэтому каждое утро в классе начинается с пятиминутной зарядки, которая проводится под весёлую музыку. Проведение ежедневной зарядки помогает ученикам настроиться на учебную работу, снимает напряжение, позволяет эмоционально зарядиться.
Учебное расписание в лицее построено с учётом требований СанПинов.
Ежедневно, после второго урока, в первом классе проводятся 40-минутные динамические паузы на свежем воздухе. При благоприятных погодных условиях дети имеют возможность снять напряжение, усталость после уроков. Прогулки на свежем воздухе поднимают настроение первоклассников, дают возможность детям пообщаться в свободной обстановке. На прогулках мы с ребятами ведём наблюдения за сезонными изменениями природы, за погодными условиями, температурным режимом. Дети с большой радостью принимают участие в подвижных играх, весёлых конкурсах и спортивных соревнованиях на свежем воздухе. Необходимо отметить, что родители поддерживают этот режимный момент первоклассников и положительно отзываются о проведении динамических пауз.
Количество пропущенных дней по болезни среди первоклассников
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Обязательным моментом, способствующим укреплению здоровья учеников начальных классов, является тщательная подготовка учителя к урокам, продумывание и распределение учебного материала, возможность переключения с одного вида деятельности на другой, снятие напряжения, усталости. На каждом уроке в начальной школе проводятся 2-3 физминутки. Необходимо отметить, что после профилактического осмотра выпускников начальной школы, не выявлено детей с нарушением осанки.
В лицее организовано малое научное общество, в котором ребята совместно с учителями проводят исследовательскую работу практического характера, тем самым повышая уровень образованности учащихся о здоровом образе жизни. которая помогает учащимся осознать важность сохранения своего здоровья,
Учащиеся неоднократно представляли свои проекты на научно-практической конференции лицея, на муниципальных и на областных и конкурсах. В 2015 году 17 учащихся начальной школы участвовали в окружном конкурсе по здоровому образу жизни «Я – исследователь», а победителями стали: 4 человека
Широкий спектр системы работы ученика и учителя имеет здоровьесберегающая технология, которая позволила, сохранив здоровье учащихся, вести новые курсы. Для решения поставленных целей разработана модифицированная программа «Здоровье». Целями данного курса являются: формирование ценностного отношения к своему здоровью; формирование потребности в здоровом образе жизни. У учащихся, изучавших этот курс, наблюдается снижение заболеваемости, сформированность нравственной жизненной оценки. Уроки по данному курсу проводились в нетрадиционной форме: на побережье Балтийского моря, на Балтийской косе, в аптеке, магазине, в парке, на загазованных улицах города, в шумном месте, в природной тиши на заливе. Именно такие сравнения помогали учащимся самим сделать выбор в пользу здорового образа жизни. Учащимися проводились различные праздники, постановки (1-2 класс), проектные работы (3-4 класс), исследовательские работы: «Вредные привычки», «Спорт», «Здоровая пища», «Здоровье моего класса». Данная исследовательская работа была представлена на Интернет – фестивале г. Калининграде и заняла 2 место.
В работе по профилактике здорового образа жизни уделяется воспитательным мероприятиям, которые проводятся совместно с родителями.
Большое внимание в лицее уделяется питанию школьников. Ученики начальных классов получают полноценные завтраки, состоящие из горячей каши и витаминного напитка. Анализ изучения вопроса питания показал, что ребята любят и с удовольствием употребляют каши, так как не многие дети перед школой получают горячий завтрак. В лицее созданы условия для соблюдения питьевого режима.
Многие взрослые часто повторяют фразу «Всё начинается с детства!» и это действительно так. И манера поведения ребёнка, выбор друзей, взаимоотношения с близкими и окружающими людьми, традиции семейного воспитания в будущей семье всё берёт начало в детстве. Очень важно, чтобы ребёнка окружали умные взрослые люди, которые своим поведением, словами, поступками показывали пример для будущей жизни.
Диаграмма 2Диаграмма 1