Сценарий агитбригады Мы выбираем жизнь!



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная методическая разработка «МЫ выбираем жизнь!» представляют собой программу выступления выездной агитбригады «Мы живем на Бурее!», созданной на базе двух объединений Бурейского МАУ ДОД Центра детского творчества в 2011году: творческого объединения «Музыкальной гостиной «Ассорти» и объединения социально-педагогической направленности «Школы вожатского мастерства». Программу (выступление агитбригады) можно рассматривать как отдельное мероприятие, проведению которого предшествовали определенные этапы (ступени) по созданию и организации агитбригады. Почему была выбрана именно агитбригада, как форма совместной интегрированной деятельности 2-х разнонаправленных объединений?
Агитбригада, как форма кратковременного группового театрализованного действия, позволяет, используя музыкально - поэтические, сценические средства, ярко, мобильно, кратко пропагандировать, популяризировать те или иные знания, убеждения в различных сферах человеческой деятельности.
Детская агитбригада - чрезвычайно действенная форма воспитания и образования, т.к. она органически соединяет в себе духовно - нравственное содержание с необычайно яркими формами его выражения. Наиболее одаренные дети и подростки через деятельность агитбригады скорее находят свой путь в творчестве, а все остальные - приобретают ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов (что соответствует задачам объединения «Музыкальная гостиная»). Активная форма проведения позволяет каждому участнику реализовать свои творческие, коммуникативные способности, привлечь детей и подростков «группы риска» к творчеству для формирования у них позитивных жизненных установок.
Тематические выступления агитбригады позволяют зрителям (школьникам, подросткам) в занимательной форме прививать основные правила ведения здорового образа жизни, воспитывать в них бережное отношение к природе, способствуют формированию негативного отношения к вредным привычками и т.д. (что соответствует целям и задачам «Школы вожатского мастерства»).
Агитбригада «Мы живем на Бурее!» Центра детского творчества получила, помимо творческой, еще и социально-педагогическую направленность потому, что второй важнейшей ее составляющей стала деятельность активистов вожатского отряда «САЛЮТ» (Союз Активных, Любознательных, Юных, Творческих), вошедшего в состав агитбригады. Через выездную деятельность вожатые Центра детского творчества организовывали обучение и практическую подготовку сельских вожатых к работе на дворовых площадках у себя на селе. Недостаточная обученность сельских школьников основам вожатского мастерства из-за отдаленности сельских школ от районного Центра воспитательной работы, недостаточность методической базы по вопросам организации досуга детей и подростков в летнее время не позволяют полноценно возродить и использовать такую малозатратную, но эффективную форму организации досуга и оздоровления детей как дворовые площадки по месту жительства. Эту функцию обучения во время гастролей агитбригады через экспресс - семинары для сельских вожатых, мини - КТД, игровые программы и др. и взял на себя вожатский отряд «САЛЮТ» объединения «Школа вожатского мастерства».
Таким образом, творческая агитбригада, помимо тематической, получила и дополнительную, социально-педагогическую направленность, давая возможность (показывая, как) любым детским объединениям ЦДТ расширить поле своей деятельности, наладить живую связь с сельскими школами и поднять на качественно новый уровень досугово-развивающую деятельность детей и подростков, а поездки по району позволили обобщить и углубить знания участников агитбригады о Бурейском районе, природе родного края, дали дополнительную возможность повысить мотивацию к ведению здорового образа жизни, к развитию и реализации творческих способностей как участников агитбригады, так и их зрителей – подопечных.
Программы выступлений детской агитбригады могут иметь различную тематическую направленность и содержательное наполнение, например:
«Мы выбираем жизнь!» - формирование у подростков позитивного отношения к жизни, к своему будущему, выбору жизненных ценностей, мотивации на ведение ЗОЖ.
«Берегите, Землю, берегите!» - экологическую (по воспитанию любви и бережному отношению к планете, природе, осознанию учащимися актуальности проблем окружающей среды, необходимости соблюдения законов, охраняющих природу);
«Будущее строим сами!» – патриотическую (по воспитанию любви и гордости к достопримечательностям родного края, его героико-патриотическому наследию, трудовым подвигам своих земляков);
«Вместе против наркотиков» - социально - профилактическую (по формированию у подростков установки на ЗОЖ, пониманию проблем наркомании и тяжелых последствий наркотической зависимости, о пагубном влиянии алкоголя и табака, популяризация спортивно-оздоровительной деятельности);
Другие - в зависимости от выбранной пропагандируемой цели, идеи.

Детская агитбригада, являясь активной формой обучения и воспитания детей подросткового возраста, позволяет привлекать участию в агитбригаде, как правило, именно подростков 13-16 лет. Агитбригада может быть создана на базе творческих объединений УДО, школ, театральных студий (кружков), объединений социально-педагогической направленности (клубов для подростков по месту жительства) и др.
Предлагаемая для детской агитбригады программа «МЫ выбираем жизнь!» предназначена для выступления перед обучающимися 7-10 классов, воспитанниками УДО, школ- интернатов, на профильных, оздоровительных сменах.
Данная тематическая программа была показана на районном семинаре организаторов воспитательной работы в 2011 году, в коррекционной школе - интернате №5 п. Новобурейский, в социальном приюте «Надежда», на районном празднике «Парус надежды», на летней профильной смене «Школа полезного времени - 2011», во время выездных гастролей по селам района, и может быть рекомендована как готовая программа для выступления детской агитбригады по пропаганде ЗОЖ, формированию у подростков позитивного отношения к жизни, выбору жизненных ценностей.
В процессе подготовки выступления и его проведения были использованы такие методы и технологии как:
- эмоционально - поведенческие (в процессе подготовки к выступлению - репетиционный период)- у подростков формировалось позитивное отношение к миру, к себе, окружающим; воспитывались толерантные отношения в коллективе, взаимовыручка, ответственность, дружелюбие;
- эвристические – подростки привлекались к написанию программы-сценария выступления, что создавало условия для развития их творческих способностей, раскрытию их творческого потенциала, активизировалась их познавательная деятельность, расширился кругозор;
- результативного успеха – участие в выступлении агитбригады позволило воспитанникам ощутить радость победы, получить публичную оценку их труда, возможность продемонстрировать свои умения и навыки, выявить способных и одаренных к анимационной деятельности детей, отслеживать результаты деятельности подростков, уровень их умений и навыков;
- информационно-коммуникационные – в процессе создания и подбора видеоматериалов, клипов, музыкально-песенных файлов, использования мультимедийного сопровождения во время выступления агитбригады у подростков формировался интерес к изучению и практическому применению современных информационных технологий, расширению возможностей для освоения и использования Интернет-ресурсов;
- педагогика сотрудничества и поддержки – в процессе подготовки и проведения выступления позволяла воспитанникам не бояться трудностей, ставить для себя перспективные цели и добиваться успеха, в совместной с педагогами деятельности достигать более значимых результатов.

ЦЕЛЬ выступления с программой «Мы выбираем жизнь!»: развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей детей и подростков через деятельность творческой агитбригады социально - педагогической направленности, пропаганда позитивных жизненных установок на ведение здорового образа жизни.

Задачи:

Установление взаимосвязи творческих объединений ЦДТ с другими образовательными учреждениями района и поселка, школами-интернатами, домами инвалидов и приютами для социально незащищенных детей;
Совершенствование форм и содержания деятельности творческих и социально-педагогических объединений ЦДТ;
Создание условий для творческой самореализации воспитанников объединений, расширения зоны применения полученных в процессе обучения знаний и навыков;
Популяризация и расширение знаний у детей и подростков о вреде пагубных привычек, пропаганда здорового образа жизни, формирование позитивного отношения к жизни театрализованными, музыкально-поэтическими средствами.


Этапы подготовки и проведения мероприятия

Подготовительный

- выбор темы (тематическая направленность программы), пропагандируемой идеи;
- подбор материала для сценария(поэтический, песенный материал, музыкальные заставки, слайды, видеоролики по теме);
- разработка сценария выступления инициативной группой из числа наиболее способных воспитанников совместно с педагогом;
- монтаж видеоматериала по ходу сценария, музыкально–песенного, мультимедийного сопровождения программы выступления (с привлечением к работе воспитанников);

Репетиционно - постановочный

- распределения ролей в соответствии со способностями,
творческими возможностями детей, но с учетом их пожеланий;
- репетиции по сценарию (3-5репетиций);

Основной (выступление агитбригады)
- выступление перед зрителями (выступления перед подростками образовательных школ, интернатов, профильных, оздоровительных смен, на дворовых площадках по месту жительства и др.);

Аналитический

- анализ выступления («круглый стол» с участниками агитбригады, выявление «сильных» и «слабых» сторон выступления, каждого участника, определение (выбор) темы для новой программы).

Материально-техническое обеспечение выступления агитбригады

для обеспечения выступления агитбригады необходимы:
компьютер (ноутбук),
видеопроектор,
музыкально-акустическая система,
микрофоны,
экран,
фонограммы, подбор слайдов, видеороликов,
гитара,
шары,
флажки «триколор»,
желательна единообразная форма для участников агитбригады.


Информационное обеспечение деятельности агитбригады

публикация статей в районной газете «Советское Приамурье сегодня»,
размещение информации на сайте МУ Отдела образования,
выпуск буклетов, видеороликов с записью выступлений агитбригады,
выпуск методических разработок с тематическими программами выступлений.



Предлагаемая для проведения детской агитбригады программа «Мы выбираем жизнь!» предназначена для выступления перед учащимися 7-10 классов, воспитанниками УДОД, школ-интернатов, а также – в рамках проведения профильных, оздоровительных смен.















Сценарий выступления агитбригады
«Мы живем на Бурее»
с тематической программой
«МЫ ВЫБИРАЕМ - ЖИЗНЬ!»

( Все участники в современной «бейсбольно - джинсовой» экипировке. Звучит бравая «зажигай» музыка (музыкальный фрагмент№1) На экране сменяются слайды с кадрами современной молодежи, детей, школьников.
Участники агитбригады выбегают на сцену, пританцовывая в стиле « брейк» или «диско», читают речитативом в ритме звучащей музыки):
Мы - за здоровье, мы – за счастье!
Мы против боли и несчастья!
За трезвый разум, за ясность мысли,
За детство, юность, ради жизни!
Надя любит рисовать,
Алеша петь и танцевать,
А Нина вышивать красиво,
Сережа в спорте просто «ас»-
И это все, друзья, - про нас!!
( останавливаются, на каждую фразу говорящий в ритме «раз, два» выдвигается вперед)

Но так ли все просто, но так ли все ясно, так ли в нашем детстве прекрасно?
Куда идем, какие наши цели - эти вопросы нам не надоели!:

( на каждую фразу про 1 - 2 человека поворачиваются к зрителю спиной, на экране сменяются кадры «брошенные дети», вырубленные, сожженные леса, война с Грузией и т.д. по тексту )
Почему на свете есть брошенные дети? ( поворот и т.д.)
Почему природа гибнет на планете?
Почему вымирают деревни, города?
Враждуют народы и стала отравой еда?
Кто на игле, кто - в проститутки-
( все одновременно поворачиваются на зрителя)
ВСЕ ( жестко): Это уже - не «ДЕТСКИЕ ШУТКИ»!!!
ГРУППА ИЛИ ГОЛОС ИЗ ПЕСНИ «Новое поколение»
( все - плечо к плечу раскачиваются в такт музыки, на экране видеоролик или муз. фрагмент №2):
И почему для тех, кто сделал много зла – судьба добра?
Ну, а для тех, кто верит в правду, она по жизни не легка?
Мы отравляем атмосферу и вырубаем все леса,
И все стремятся сделать что-то не для других, а для себя!
РЕП (1-2 человека говорят в стиле «реп» строки из песни «21 век» (муз.фрагмент №3), на экране - кадры «неспокойного» моря, восхода солнца, морской пучины и т.д.) :
Взгляни на мир глазами солнца,
Что светит миллионы лет:
Его лучи не спят спокойно,
Страдая от безумных бед.
Взгляни на мир глазами моря-
В его глубинах есть ответ
На плач волны бушующего горя,
На прошлой жизни свет!....

ВСЕ (поют песню «21 век», пританцовывая в стиле « брейк» или « диско» (муз.фрагмент№4), на заднем плане танцевальная группа танцует в соврем.стиле, или идет танцевальная композиция, на экране- кадры дети, « школьники- студенты», депутаты, заседания и т.д. по усмотрению):

Листая книг страницы, мы ждали 21 век.
Мечтали о великом, о радости больших побед.
И вот он в дверь стучится, что ж это за игра?
Где будущее наше, где детская мечта?
Пр.: Жить в новом тысячелетии
Нам и детям наших детей,
Что мы получим в наследство
От этих серьезных
И важных взрослых людей?

РЕП (1-2 чел. читают в стиле «реп» из песни « Новое поколенье»(муз.фрагмент№5), на экране – кадры современной «неформальной молодежи», «оранжевых революций», «роккеров»,
« металлистов» и т.д.):
И вот еще класс,
И, оценив движенье, с позой
Уже выступает наше поколенье,
У нас свои позиции и свои цели,
И ваши наставления нам порядком надоели.
У нас уже рождаются неполноценны дети,
Которым еще жить на этой гибнущей планете,
А кто в ответе за то, что мы совершаем:
Ничего не видим и не понимаем?
ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ ( 3 девицы мечтательно, звучит диско – музыка («клубняк», муз.фрагмент№8), мигает свето - музыка, на экране - кадры с дискотек) :

1 ДЕВ.: Голова моя пуста
Ой, девчонки, неспроста!
Хочу новых ощущений!...
Может мне парней любить?
А потом, как Клеопатра,
Всех любовников убить?
Нет любви - одно страданье!..
2 ДЕВ.: Перестань, подруга, ныть!
Я хочу – моделью быть!
А когда разбогатею –
Модный бизнес учредить.
Буду моду диктовать:
Растолстеть иль похудать,
Что надеть в сезоне этом,
Как вести себя при этом,
На какой машине ездить,
И какой построить дом
Я хочу повелевать!
На людей мне наплевать!
Модный бизнес – много денег!
Много денег – это власть!
Ох, повластвую я всласть!...
3 ДЕВ.: Ну, а я хочу ,девицы,
Все рецепты изучить –
И ресторан большой открыть,
Чтоб туристы разных стран
Посещали ресторан.
На мой счет в швейцарском банке
Деньги потекут рекой
Стану я известной, важной,
Разбогатенькой такой!..

(появляется наркодилерша (наркодилер)

НАРКОДИЛ.: Ой, девицы молодые,
Что грустите в стороне,
Не нуждаетесь во мне?
Я вам маленькую дозу
Безопасную дарю:
В каждой будет по желанью
Испытай судьбу свою! ..
( дает каждой по дозе ( имитация пакетиков с порошком, звучит виртуальная, тоскливая музыка, дев.изображают пантомимой наркотическое опьянение(муз.фрагмент№6,7):

1 ДЕВ.: Что-то в сон меня клонит,
В окна глаз моих усталых,
Как змея, вползает ночь
2 ДЕВ.: Замутненное сознанье
Погружается во тьму
ДЕВ.: Тяжесть грудью навалилась,
Силясь волю размозжить
И не хочется мне жить
НАРКОД. ( ядовито, переходя от одной к другой):
Только доза от депрессии спасет.
Если дозы нет, то - ломка,
Впереди ее черед:
Все отдашь за эту дозу –
Дом, родителей, друзей!
Не спасай себя, не надо-
Строишь замки на песке
Потерялся? Ну и ладно!
Жизнь висит на волоске?
Выбирай как с ней проститься:
Есть там всякий суицид
или передозировка
Самый «клевый» – это СПИД!
Девушки все вместе: (умоляющее) : НЕТ!...
НАРКД.(радостно): Поздно!
ВСЕ участники (задвигая девушек как ширмой с двух сторон, говорят по-одному ):
Чтобы не было поздно,
Что жизнь сохранить
Может жизни цели пора изменить?

И пусть нам внушает каждый день реклама:
Деньги, богатство, бизнес, Багамы,
Вилла на море, «мерс» иль «ниссан»-
Вот он - счастье!

Только за этим - ложь и обман.
Они как ржа, они как туман
Душу разьедают,
За это уже друг друга убивают!
Банки, машины – все больше, все круче.
Кумиры-олигархи, красавицы – модели,
Мы уже от этого просто «офигели»!

Землю и недра – все продадим -
ВСЕ: Только мы такого - не хотим! (жест отрицания)

1 ЧЕЛ.: ( выдвигаясь с заднего плана, затем удаляясь вглубь сцены, голос «тише-громче-тише»):
Нам говорят, что наркотики - зло,
Страшный яд – табак и вино!
Ну, а если тебе не повезло,
И твой отец – не олигарх,
И судьба скрутила и только мрак,
И пустота, и ты один,
И предал тот, в кого ты верил,
Кого любил, чем жил?

ДЕВУШКА или ПАРЕНЬ ( выделяется из группы, медленно приближаясь к краю сцены, глядя в пустоту, как – будто на краю крыши, на фоне песни «Прыгай вниз» (муз.фрагмент №9); на заднем плане фигуры изображают горе, страданье либо « белый» ангел и «черный» пытаются переманить его каждый на свою сторону(пантомима); на экране – кадры ночного города сверху, дождь по стеклу и т.д.):
С неба падают слезы,
Слезы сплошного дождя .
Ветер куда-то уносит,
Куда-то зовет меня.
А я стою на крыше
И сверху смотрю на жизнь,
Которую я так ненавижу,
Которую я так люблю.
Прыгай внизё прыгай вниз, не бойся, -
Тихо шепчет мне в душу дождь,-
Прыгай вниз и не беспокойся
То, куда ты попадешь.
Прыгай вниз, прыгай вниз, не бойся:
Твоя жизнь - сплошная ложь.
Прыгай вниз, и не о чем не беспокойся –
Все равно когда-нибудь умрешь
( встает на край сцены , руки в стороны, поднимается на носочки как перед прыжком)
(двое с двух сторон подходят, берут за руки, отводят ее (его) от края пропасти)

1 ЧЕЛ: А может ты не прав,
И мир не так жесток,
2 ЧЕЛ.: Ведь на свете ты не один,
И в жизни много дорог.
1ЧЕЛ: И пусть дорога жизни нелегка,
Но твой путь – это путь в никуда

( можно включить стихотворение «В чем счастье? В том, что я живу»)

ВСЕ: (постепенно сходясь, поют «Гимн Лидеров» под фонограмму (муз.фрагмент №10,11), на экране – кадры морского берега, набегающей волны, одиноко бредущего молодого человека, дальше - современной «позитивной жизни»):

Незаметно время уносит
Наши дни как песок.
И однажды жизнь тебя спросит,
Что ты сделал, а что не смог?
Послушай друг, это правда
Ты сможешь пройти другой путь.
Начни сейчас, а не завтра,
Ведь этот день не вернуть
Скажи: « Я первый, и не важно,
Что там впереди!»
Скажи: «Я лучший, я способен
Другой дорогой идти»

ЧТЕЦ: Зачем тебе « искусственное счастье на пять минут»
Ценою здоровья, ценою жизни, ценою - в смерть!???
Зачем идти по ложному пути?

ГРУППА (читают по фразе, на экране - кадры молодежи, занимающейся творчеством, спортом и т.д.): Надо научиться жизнью дорожить!
Надо научится верным делу быть!
Честь не уронить, дружбу сохранить
И добру служить,
Слабым помогать, правде потакать!
Тебе нужна альтернатива?
Ты хочешь « драйва», креатива?
Чем хуже спорт и творчество любое?
Чем хуже – вести других за собою,
Чтоб встать стеною против боли и зла?
Через года, через сотни лет
Ты пронеси юности свет,
Надо только вместе идти
И не свернуть с пути.
ВСЕ (поют « Бордовый закат» (муз.фрагмент №5 «Бордовый закат), берутся кто за руки, кто за плечи, на экране – кадры молодежи у костра с гитарой, туристы, палатки, новые места, города и т. д.):
Сколько путей, эх, сколько дорог
Нам суждено пройти.
Только бы встретить верных друзей,
Чтоб было легче идти.
Хлеба кусок, эх, каплю воды, С гитарою за спиной,
Верный мой друг, руку мне протяни,
Пойдем по дороге одной.
Припев: Бордовый закат,
Небес синеву, синеву.
Соленого моря бескрайний простор,
Дыханье ночи
И если пожар, и если гроза -
Твое сердце стучит,
Быть может щемит,
Но оно не молчит –
Значит, путь открыт!

ЧТЕЦЫ (на экране - кадры с детских, молодежных фестивалей, форумов, соревнований):
Знай, ты гражданин своей страны!
Ты ей нужен! Ты - будущее России!
Ты - надежда своих родителей!
Помни об этом!
И ты – человек! Рожден быть человеком!
Борись за жизнь! Не бойся ничего!
РЭП: (1-3 человека читают и пританцовывают в стиле «реп», на экране – кадры российских просторов):
Я строки для тебя слагаю,
Тебя люблю и верю лишь тебе,
Россия милая, ты мать моя родная,
Лишь ты всегда в печали обо мне.
Твои поля-поля – бескрайние просторы,
Твои моря-моря бескрайних берегов,
Сурово смотрят великаны горы,
Россию защищая от врагов!

ВСЕ (поют финальную песню « Гимн «Дети России» (муз фрагмент№,12) с перестроением, маршируя; на экране – кадры российских городов и т.д., в конце – на фоне Кремля- российский
«триколор»):
От Москвы до Сахалина,
От Петербурга до Читы-
Это все страна Россия,
Ее любим я и ты.
Пусть мы молоды и все же
Мы должны с тобой понять,
Что страну благополучья
Вместе можем мы создать.
ПРИПЕВ: Ведь мы поколение новой России,
Но самое главное, но самое главное -
Мы жители новой страны! Россия, Россия, мы - Дети твои!

ВСЕ: (на экране – лозунги со словами текста (фрагмент «Вместе мы-сила!» у всех флажки с «триколором», можно запустить гелиевые шары):


ВМЕСТЕ – МЫ СИЛА!

РОССИЯ - ОДНА!

МЫ ВЫБИРАЕМ - ЖИЗНЬ!!!




15