Примерная коррекционная программа обучающегося с умственной отсталостью ( надомное обучение)


Примерная
коррекционная программа обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Разработана для надомного обучения ученика 1 класса
на основе программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой, СПб., 2011,
Пояснительная записка.
Среди различных категорий детей, нуждающихся в ранней коррекционной помощи, особое место занимают дети с выраженными нарушениями умственного развития, которые еще сравнительно недавно (до начала 1990-х) не включались в специально организованную образовательно-развивающую среду. Специалисты, занимающиеся изучением этой категории лиц, определяют умственную отсталость не как болезнь, а как состояние психического недоразвития, характеризующееся многообразными признаками в клинической картине (вследствие органического поражения ЦНС), а также комплексными нарушениями физических, психических, интеллектуальных, эмоциональных качеств (М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Э.И. Шиф и др.). Для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью характерны следующие особенности:
- такие дети в большинстве своем индифферентны по отношению к окружающему предметному миру, их действия не ориентированы на физические свойства и качества предметов и остаются на уровне манипулирования ими. Их обобщенные представления очень ограничены, касаются только тех объектов, которые связаны с их непосредственной деятельностью;
- степень речевого развития чаще всего соответствует степени их общего психического развития. Для них характерно глубокое недоразвитие всех сторон речи: фонетико - фонематической, лексической, грамматической;
- характерными особенностями данной категории детей является эмоциональная пассивность, отсутствие самостоятельной инициативы к общению, неадекватное поведение в процессе общения, отсутствие самостоятельного предъявления способов коммуникации;
- недоразвитие сенсорных функций заключается в неумении полноценно их использовать, перерабатывать получаемую информацию;
- восприятие детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и воспроизведение ими воспринятого характеризуются недифференцированностью, глобальностью;
- для мышления данной категории детей характерны те же негативные особенности, что и для сенсорной деятельности. При этом отмечаются беспорядочность, бессистемность представлений и понятий, отсутствие или слабость смысловых связей, трудность их установления, инертность. Узость и конкретность, чрезвычайная затрудненность, а подчас и недоступность обобщений;- такие дети часто неадекватно воспринимают суть задания, упрощают или искажают его, в ходе выполнения задания имеют место «соскальзывания», уход от поставленной цели, сам процесс выполнения заданий нередко сводится к совокупности проб и ошибок, критичность мышления на всех этапах выполнения задания низкая.
Несмотря на ряд указанных особенностей, дети с выраженной умственной отсталостью не являются однородной группой, большинство из них при условии направленного воспитания способны овладеть коммуникативными умениями, навыками социального поведения и жизнедеятельности.
Занятия по развитию познавательных процессов необходимо строить на комплексной основе с обеспечением самых широких возможностей использования разных видов деятельности. В процессе занятий необходимо использовать различные виды деятельности: игровую, конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению предъявляемого материала.
Необходимо учитывать, что динамика овладения детьми данной категории понятиями и умениями крайне низка. Поэтому программа составлена таким образом, что расширение объема изучаемого содержания и увеличение степени его сложности происходит очень медленно. Изучаемый материал постоянно повторяется в различных предметно-практических и игровых ситуациях.
При разработке программы учитывались современные тенденции и подходы к организации и содержанию образования детей с тяжелыми нарушениями психофизического и интеллектуального развития, нашедшие отражение в комплексных программно-методических материалах Бгажноковой И.М., Ульянцевой М.В., Комаровой С.В.
В предлагаемой программе основной целью является развитие познавательных процессов детей у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Данная цель реализуется через решение задач в разделах:
«Формирование у детей мотивации к сотрудничеству со взрослым»:
Сформировать эмоциональный контакт с каждым ребенком, направленность на сотрудничество со взрослым;
Сформировать положительные эмоциональные реакции на действия с игрушками, изображениями, выполняемыми в контексте содержания предъявляемой деятельности;
Учить понимать элементарную инструкцию, выполнять действие в соответствии с речевой инструкцией;
Учить понимать цель действия;
Учить адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением (совместно со взрослым, по подражанию действиям взрослого, опираясь на образец действий, по словесной инструкции).
«Развитие сенсорных и когнитивных процессов»:
Развивать зрительное (восприятие формы, величины, цвета предметов), слуховое, тактильно-двигательное восприятие;
Учить выделять признаки цвета, формы, величины в предметах по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции;
Формировать целостный образ предмета;
Развивать восприятие пространства и ориентировку в нем;
Развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление;
Развивать внимание, фиксацию взгляда, прослеживание взглядом перемещающегося предмета;
Обучить установлению причинно-следственных связей и зависимостей;
Развивать зрительную и слуховую память;
Развивать стойкость и переключаемость внимания;
Учить выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого;
«Обучение доступным видам творческого труда»:
Учить обводить по контурам ладони и пальцев мелками (карандашами) с помощью взрослого, показывать и соотносить руки с контурным изображением в процессе различных игровых упражнений;
Учить рисовать кистью, применяя приемы примакивания и касания кончиком кисти, осушать кисть, ритмично наносить штрихи, точки, горизонтальные, округлые линии; проводить пальцем, кистью, специально оборудованными средствами (тампоном из поролона, ваты) различные произвольные мазки;«Развитие представлений о себе и окружающей среде»:
Учить показывать и по возможности называть членов своей на фотографии, в процессе игровой деятельности с родителями;
Учить показывать на себе и на кукле основные части тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос уши, спина, живот);
Формировать представления о временах года, их особенностях;
Познакомить с дикими и домашними животными;
«Развитие моторики»:
Развивать общую моторику (выполнение посильных упражнений, развитие общих движений, развитие движений рук и др.);
Развивать мелкую моторику (обучение перекладыванию игрушек различной величины, игры с мелкими игрушками, кидание и ловля различных предметов, развитие соотносящих действий, развитие движений пальцев и кистей рук).
Категория и возраст обучающихся.
Данная программа рассчитана на детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в возрасте от 3 до 18 лет.
Организационные условия проведения занятий.
Программа реализуется в течение 1 учебного года в количестве 66 учебных часов. Занятия проводятся индивидуально, 2 раза в неделю, продолжительностью 15-20 минут.
Направления реализации рабочей программы.
Предполагаемое содержание коррекционно-развивающей работы с учащимся указанной категории и реализацию поставленной цели планируется осуществлять по следующим направлениям:
Диагностика;
Формирование у ребёнка мотивации к сотрудничеству со взрослым;
Развитие сенсорных и когнитивных процессов;
Развитие представлений о себе и окружающей среде;
Обучение доступным видам творческого труда;
Развитие моторики;
Основные приемы обучения.
Совместные действия ребенка и взрослого;
Действия по подражанию действиям педагога;
Действия по образцу, по словесной инструкции;
Приемы наложения и приложения, обводки шаблонов, трафаретов для закрепления формируемых представлений;
Элементарные действия с предметами на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия;
Воспроизведение величины, формы предметов, с помощью пантомимических средств (показ руками), на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и изображений;
Предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога предметов в окружающей действительности, в игровой ситуации, на картинке;
Обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для последующего более точного использования в процессе деятельности.
Структура занятия.
Структурно каждое занятие педагога-психолога включает три этапа.
Организационный – предназначен для установления эмоционального контакта с ребенком, организации его внимания на предстоящий вид деятельности.
Обучающий этап – включает в себя основное содержание предстоящего занятия. В этой части предусматриваются разные виды деятельности педагога и детей, которые содержательно преобразуются.
Заключительный этап занятия оформляется как поощрение деятельности, на данном этапе отмечаются усилия и успехи ребенка. Разрешается свободно поиграть с игрушкой по выбору, прощание с детьми, называние их по имени.
Подготовку к каждому занятию мы планируем осуществлять особенно тщательно, убирая предметы, отвлекающие внимание осуществляя качественный отбор дидактических и игровых материалов, которые должны находиться вне поля зрения ребенка. Также нами предполагается оценка трудностей, успехов, результатов продвижения детей по формируемым понятиям в конце занятия.
Форма участия других лиц в реализации программы.
Неотъемлемыми участниками образовательного процесса в рамках реализации данной программы являются родители ребенка, посещающих коррекционно-развивающие занятия. Родители имеют возможность присутствовать на занятиях с целью обучения необходимым приемам и методам работы с детьми, посещать консультации специалиста по возникающим вопросам и выявленным проблемам в ходе реализации программы, знакомиться с результатами входящей, промежуточной и итоговой диагностики, участвовать в тематических выставках, родительских лекториях, собраниях, тематических праздниках высказывать свои пожелания и рекомендации по текущим вопросам, касающимся образовательного процесса.Материально-техническое обеспечение реализации рабочей программы.
Занятия по реализации данной программы проводятся в комнате ребенка. Для работы с ребенком приобретена удобная для него доска. Дидактический наглядный материал, игрушки и игры на занятиях предъявляются в соответствии с возрастными требованиями, особенностями психофизического развития. В коррекционно-развивающей работе используются современные здоровьесберегающие технологии («гимнастика мозга», методическое пособие «Прозрачный мольберт»), специальное оборудование (доска с графитовым стержнем, гимнастические мячи, сенсорные игрушки).
Ожидаемые результаты реализации рабочей программы.
Система коррекционно-развивающих мероприятий, направленная на развитие познавательных процессов у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в возрасте от 3 до 18 лет будет способствовать улучшению психофизического состояния, формированию определенных умений и навыков в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка:
Предполагается сформировать эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество, обучение ребенка способам усвоения общественного опыта;
Предполагается сформировать положительные эмоциональные реакции на действия с игрушками, изображениями, выполняемыми в контексте содержания предъявляемой деятельности;
Сформировать в контексте сенсорного и когнитивного содержания следующие умения:
- выделять признаки цвета, формы, величины в предметах по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции;
- выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого;
- сформировать интерес и положительное отношение к играм и игрушкам с сенсорным содержанием;
- узнавать на ощупь знакомые предметы;
- адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением (совместно со взрослым, по подражанию действиям взрослого, опираясь на образец действий, по словесной инструкции).
Сформировать в контексте представлений о себе и окружающей среде следующие умения:
- показывать и по возможности называть членов своей на фотографии, в процессе игровой деятельности с родителями;
- показывать на себе и на кукле основные части тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос уши, спина, живот);
- обводка по контурам ладони и пальцев мелками (карандашами) с помощью взрослого, показ и соотнесение руки с контурным изображением в процессе различных игровых упражнений, в том числе и с использованием пособия «Прозрачный мольберт» (пример игрового упражнения «Здравствуйте, ладошки»);
- выполнять простые игровые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела («кинезиологические упражнения») по подражанию действиям взрослого.
Сформировать в контексте обучения доступным видам творческого труда и развития моторики следующие умения:
- рисовать кистью, применяя приемы примакивания и касания кончиком кисти, осушать кисть, ритмично наносить штрихи, точки, горизонтальные, округлые линии; проводить пальцем, кистью, специально оборудованными средствами (тампоном из поролона, ваты) различные произвольные мазки;- работать с пластилином, овладеть приемами работы (разминать, разрывать на крупные куски, раскатывать круговыми движениями и т.д.);
- осуществлять соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату деятельности.
Способы определения результативности программы.
Диагностика уровня развития данной категории является неотъемлемой составляющей при оказании помощи таким детям. Мы предлагаем при определении уровня развития детей на диагностическом этапе оценивать качественное содержание доступных им действий, а именно оценивать результаты не в условных баллах, имея в виду число удачных попыток относительно общего количества ситуаций, требующих правильного действия, а реально присутствующий опыт деятельности. Как наиболее значимые, мы предлагаем взять за основу следующие уровни осуществления деятельности (Бгажнокова)
– деятельность осуществляется на уровне совместных действий с педагогом;
– деятельность осуществляется по подражанию;
– деятельность осуществляется по образцу;
– деятельность осуществляется по последовательной инструкции;
– деятельность осуществляется с привлечением внимания ребенка взрослым к предмету деятельности;
– самостоятельная деятельность;
– умение исправить допущенные ошибки.
Для оценки степени дифференцированности отдельных действий и операций внутри целостной деятельности мы предполагаем использовать следующую градацию и условные обозначения:
- действие (операция) сформирована – «ДА»;
- действие осуществляется при сотрудничестве с педагогом – «ПОМОЩЬ»;
- действие выполняется частично, даже с помощью педагога – «ЧАСТИЧНО»;
- действие (операция) пока недоступна для выполнения – «НЕТ».
Результаты диагностик мы планируем отображать в индивидуальных профилях развития детей.
С целью определения степени усвоения данной программы проводится итоговая диагностика в виде тестовых заданий. Формой позитивной оценки при реализации программы является «портфель ребенка» - своеобразная выставка личных достижений ребенка. В данный «портфель ребенка» собираются все детские работы в течение учебного года.
Формы и методы текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
В процессе реализации программы используется индивидуальная форма контроля в виде тестовых заданий.
Выбор методов диагностики определяется возрастом детей и уровнем интеллектуального развития.
Форма подведения итогов реализации программы.
Одной из форм подведения итогов реализации данной программы является проведения итогового занятия в наилучшей для детей форме с учетом полученных результатов. Это может быть нетрадиционное занятие в виде праздника с последующим вручением рекомендаций родителям по дальнейшему сопровождению детей.
Своеобразным показателем эффективности проводимых занятий могут быть положительные отзывы родителей.
Учебно-тематический план.
Данная программа представлена в виде 6 разделов.
№ Раздел Темы занятий Часы Теоретические Практические Всего Дата
1. Диагностический 1. «Давай знакомиться» 0,5 0,5 1 2-4. Диагностика. 1,5 1,5 3 Итого: 2 2 4 2. Формирование у детей мотивации к сотрудничеству со взрослым 5. «Кати мячик – бросай мячик»
6 0,5
0,5 0,5
0,5 1
1 7-8. «Возьми, положи, брось» 1 1 2 Итого: 2 2 4 3. Развитие сенсорных и когнитивных процессов 9. «Поиграем в игрушки» 0,5 0,5 1 10. «Что такое шарик?» 0,5 0,5 1 11. «Что такое кубик?» 0,5 0,5 1 12. «Знакомство с картинкой» 0,5 0,5 1 13. «Мишутка в гости к нам пришел» 0,5 0,5 1 14. «Давай поищем предметы» 0,5 0,5 1 15. «Поиграем в магазин» 0,5 0,5 1 16. «Здравствуй, девица матрешка» 0,5 0,5 1 17. «Поиграем с машинкой» 0,5 0,5 1 18. «Ленточки» 0,5 0,5 1 19. «Пирамидка» 0,5 0,5 1 20. «Три медведя» 0,5 0,5 1 21. «Кубики» 0,5 0,5 1 22. «Время года» 0,5 0,5 1 23. «Поиграем в цвета» 0,5 0,5 1 24.
25 «Собираем – разбираем» 0,5
0,5 0,5
0,5 1
1 26. «Привет, Петрушка» 0,5 0,5 1 27. «Картина» 0,5 0,5 1 28. «Холодно - горячо» 0,5 0,5 1 Итого: 20 4. Обучение доступным видам творческого труда 29. «Снеговик» 0,5 0,5 1 30. «Морозные узоры» 0,5 0,5 1 31-32. «Зимний пейзаж» 1 1 2 33-34. «Мишка на севере» 1 1 2 35-36. «Зимняя сказка» 1 1 2 37-38. «Лесная полянка» 1 1 2 39-42. «Зимняя полянка» 2 2 4 43. Промежуточная диагностика. 0,5 0,5 1 Итого: 8 8 14 45-46. «Части тела» 1 1 2 5. Развитие представлений о себе и окружающей среде
47-48. «Моя семья» 0,5 0,5 1 49-50. «Туалетные принадлежности» 0,5 0,5 1 51-52. «Продукты питания» 1 1 2 53-54. «Домашние животные» 1 1 2 55-56. «Дикие животные» 1 1 2 57-58. «Одежда» 1 1 2 59-60. «Времена года» 1 1 2 Итого: 8 8 16 61. «Мяч и шар» 0,5 0,5 1 6. Развитие моторики 62. «Грибы на полянке» 0,5 0,5 1 63. «Давай матрешек покатаем» 0,5 0,5 1 64. «В гости зайчики пришли» 0,5 0,5 1 65. «Бусы для куклы» 0,5 0,5 1 66. «Самый ловкий» 0,5 0,5 1 67-68. Итоговая диагностика 1 1 2 Итого: 4 4 8 Всего 34 34 66 Содержание рабочей программы.
Программа по развитию познавательных процессов у детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости состоит из следующих разделов:
Диагностический.
Формирование у детей мотивации к сотрудничеству со взрослым.
Развитие сенсорных и когнитивных процессов.
Развитие представлений о себе и окружающей среде.
Обучение доступным видам творческого труда.
Развитие моторики.
Диагностический раздел включает в себя занятия, направленные на определение уровня развития сенсорно-перцептивных, сенсорно-двигательных, графомоторных навыков, навыков невербальной коммуникации, общения, речи.
Раздел «Формирование у детей мотивации к сотрудничеству со взрослым» способствует формированию эмоционального контакта с каждым ребенком, совокупность занятий по данному разделу направлена на обучение каждого ребенка способам усвоения общественного опыта.
Содержание деятельности по разделу «Развитие сенсорных и когнитивных процессов» способствует обучению детей адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением, выделять признаки цвета, формы, величины предметов по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции, формирует интерес к играм и игрушкам.
Содержание деятельности по разделу «Развитие представлений о себе и окружающей среде» направлено на формирование представлений о себе, о своей семье, о схеме собственного тела, назначении частей тела, развитие интереса к явлениям и предметам окружающего мира.
Раздел «Обучение доступным видам творческого труда» ориентирован на обучение детей умению рисовать кистью, работать с пластилином, выполнять аппликации, владеть элементарными приемами работы с предъявляемыми материалами.
Содержание деятельности по разделу «Развитие моторики» предполагает развитие общей и мелкой моторики. Особое внимание в работе по данному разделу уделяется пальчиковым играм и упражнениям.
Методическое обеспечение программы.
В рамках реализации программы по развитию познавательных процессов у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью используются различные виды методической продукции:
специально разработанные комплексы упражнений Стребелевой Е.А., Катаевой А.А., Забрамной С.Д. для развития высших психических функций;
демонстрационный материал для детей с интеллектуальной недостаточностью (Авт. Стребелева Е.А., Забрамная С.Д.);
различные методические пособия («Прозрачный мольберт», трафареты, доски-вкладыши, шнуровки и т.д.).
картотека игр для детей младшего школьного возраста с выраженной умственной отсталостью (авт. Бгажнокова И. М.).
Список литературы.
Венгер Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников.\\ Дошкольное воспитание. – 2002. – №5.
Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы/ под ред. И.М. Бгажноковой. – М, 2010.
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М., 1993.
Маллер, А. Р. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. — М., 1988.
Маллер, А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: практич. пособие / А. Р. Маллер. — М.: АРКТИ, 2000.
Маллер, А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. — М.: Академия, 2003.
Нищева Н.В. Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. – СПб., 2006
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методческие материалы / Под ред. И.М. Бгажноковой. – М., 2010.
Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. – СПб, 2011.
Программы обучения детей с тяжелой формой умственной отсталости. Предметно-практическая деятельность. 1—4 годы обучения. — Минск, 1998.
Стребелева, Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. — М., 2001.