Социально-эмоциональное развитие младших школьников в процессе обучения средствами арт-терапии

Слайд 1
Социально-эмоциональное развитие младших школьников в процессе обучения средствами арт-терапии
Слайд 2
«Интонация, мелодия, лад, ритм,
гармония отражают окружающую
нас действительность – природу,
мир человеческих чувств, историю,
будущее человечество»
В. А Сухомлинский
Слайд 3
Актуальность.

В настоящее время государство наряду с обучением большое внимание уделяет здоровью детей. Разработка и внедрение новых результативных здоровьесберегающих педагогических технологий, форм и методов обучения способствуют сохранению здоровья, разностороннему развитию ребенка и являются жизненно важной необходимостью современной системы образования. Но не нужно забывать, что понятие «здоровье» включает в себя не только физическое, но и психическое здоровье детей. 
Слайд 4
Одна из задач ФГОС ООО  нацеливает на «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».
Работая, в МАОУ СОШ № 33 уже 3 года, замечаю, что детей требующих особого внимания с нарушениями в личностной сфере становится больше. Как учитель музыки, не могу оставаться в стороне, постоянно ищу в преподаваемом предмете новые грани и скрытые резервы обучения и воспитания детей. Урок музыки настолько многогранен, что позволяет решать не только проблему духовного, но и психофизического здоровья школьников. Помочь таким детям могут не только специалисты - логопеды, дефектологи, но и учителя музыки, уделяя на своих уроках внимание дыхательной гимнастике, вокальным упражнениям и ритмической работе. Часть уроков может быть направлена на донесение до детей важности ритмической организации нашей жизни.
Слайд 5
Обоснование необходимости.
Главная цель каждого педагога - сохранять психологическое здоровье детей; понять особый, порой хрупкий мир ребёнка и, развивая, укреплять его с помощью богатейшего потенциала искусства. Перспективная область в профессиональной деятельности педагога - социально-реабилитационная деятельность. Основная его задача - обеспечить подготовку детей к полноценной жизни в обществе, их социальная адаптация.
Слайд 6
Проблема.
Различные негативные состояния, такие как – тревожность, страхи, депрессия, агрессивность и многие другие психологические проблемами, мешают человеку жить и тормозят его развитие.
Замечено, что занятия музыкой, живописью, танцами помогают снимать у человека эмоциональное напряжение, уменьшают тревожность, агрессию.
Можно с помощью арт-терапии контролировать свое психологическое состояние, ведь, как известно, оно может очень меняться, особенно, если в жизни присутствуют стрессовые ситуации.
Последние исследования педагогов, психологов показали, что один из наиболее эффективных способов оздоровления детей является арт-терапия, где музыка используется в профилактических и коррекционных целях.
Детские психотерапевты рассматривают арт-терапию в качестве средства социально-эмоционального воспитании и образования. Педагогическое направление арт-терапии имеет не клиническую (медицинскую) направленность, а рассчитано на потенциально здоровую личность. На первый план выходят задачи развития, воспитания и социализации.
Слайд 7
Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и социальном здоровье личности, детского коллектива средствами музыкальной деятельности.
Слайд 8
Арт-терапия в образовании – это системная инновация, которая характеризуется: многообразием связей с социальными, психологическими и педагогическими явлениями, способностью к интеграции, трансформации.
Слайд 9
Арт-терапия включает в себя несколько направлений работы: музыкотерапия, вокалотерапия, танцетерапия, игротерапия, создание информационно-творческих проектов.
Таким образом, если в процессе оздоровления детей посредством искусства приобщать детей к пению, слушанию классической музыки, работать над пластикой и красотой движений, развивать общую музыкальность, использовать игру как терапевтическое средство, творческое мышление, то у школьников будут сформированы такие качества как толерантность, доброжелательность, миролюбие, эмпатия, положительное общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми, положительная «Я-концепция», развито чувственное познание, музыкально-творческие способности, что и послужит основой укрепления социального здоровья.
Слайд 10
Цель:  
гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.  
Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т.д.

Слайд 11,12
Задачи:
-создавать положительный эмоциональный настрой в классах на уроках музыке; -способствовать развитию коммуникативных навыков ребенка;  -укреплять культурную идентичность;  -дать возможность ребенку выражать свои чувства в социально приемлемой форме;  -развивать чувство внутреннего контроля;  -способствовать творческому самовыражению, развитию воображения, практических навыков вокально-хоровой деятельности;  -снижать негативные эмоциональные состояния и их проявления. 
Слайд 13
Ожидаемые результаты
·  выявление и инициация потенциальных художественных возможностей каждого ребенка;
·  обогащение новым опытом художественной деятельности,
·  развитие эмоциональной сферы и творческой активности,
·  повышение мотивации к различным видам искусства,
·  максимально быстрая адаптация средствами искусства в новом коллективе,
·  развитие и коррекция коммуникативных качеств личности, навыков конструктивного общения.
Слайд 14,15
Вся педагогическая работа с детьми строится на следующих принципах арт-терапии:
- принцип соизмерения преподносимого музыкального материала;
- принцип поиска ассоциаций;
- принцип контрастного сопоставления;
- принцип многообразия;
- принцип нахождения аналогий;
- принцип восприятия и выражения личностного смысла переживаний от явлений окружающего мира в его «звуковой картине»;
- принцип вариативности смысловых трактовок при воплощении в музыке значимого для детей смысла жизненного явления;
- принцип «вхождения в мир звука и звуковых сочетаний».
Занятия, построенные на принципах арт-терапии, проводятся в форме тематического урока и имеют определенную структуру.
Слайд 16
Начало занятия – настрой на восприятие музыкальных произведений. Но сначала мы с ребятами проверяем свое настроение. Слайд 17 Упражнение так и называется «Цвет моего настроения». Дети получают специальные бланки, на которых определяют, какого цвета у них настроение перед занятием.
Слайд 18
  Задача первого этапа состоит в подготовке детей к музыкальной деятельности и внутригрупповому общению. Для этого я использую различные игры, двигательные и танцевальные движения, способствующие снятию психоэмоционального напряжения, обеспечивающие регуляцию эмоциональных состояний, коррекцию моторной сферы. На своих уроках в этом этапе для меня, как пример, служит Танец радости. Слайд 19 Один участник встает напротив всего класса и под радостную, ритмичную музыку танцует, стараясь передать в своем танце радость и счастье. Ребята напротив тоже танцует в точности стараясь повторять его движения.
Музыка и движения телом помогут детям избавиться от мышечных зажимов и позволят получить удовольствие от управления своим телом.
Слайд 20
В содержание второго этапа полезно включать элементы музыкотерапии или вокалотерапии. Для занятий я подбираю мелодичные композиции, музыкальные импровизации, оркестровые произведения с мягким мелодико-ритмическим рисунком, стараюсь приучать детей к хорошей классической музыке.
После прослушивания создаются условия для внутригруппового общения. Считается, что вербализация помогает улучшить самочувствие, и в какой то мере освободиться от внутренних переживаний.
Поэтому детям я предлагаю поделиться впечатлениями, рассказать о тех мыслях, эмоциях, ассоциациях, которые возникли у них в процессе прослушивания музыкальных произведений.
Слайд 21
Третий этап – выражение полученных эмоций при помощи изобразительного искусства. Когда дети закончат анализировать прослушанную музыку, я предлагаю им перейти к столу с художественными материалами
Если детям трудно сразу начать первые штрихи я, советую им несколько минут посидеть с закрытыми глазами, для того они смогли вспомнить и представить музыкальные образы. Слайд 22 Когда они будут готовы, то можно начинать рисовать. Обязательно говорю, что можно нарисовать всё, что угодно, любую картину. Нужно лишь прислушиваться к своей руке и выполнять те движения рукой, которые захочется, и брать те краски, на которые укажет рука. Живопись (создание творческой работы).
Слайд 23
Четвертый этап направлен на развитие эмоциональной сферы детей через использование логоритмики. Логоритмическая гимнастика является одной из форм активного отдыха, наиболее благоприятного для снятия напряжения после долгого сидения. Использование логоритмических упражнений в каждом классе зависит от предыдущего урока и последовательности уроков в расписании. Двигательные паузы просто жизненно необходимы для детей школьного возраста.
Логоритмические упражнения объединены в комплексы общеразвивающих упражнений, которые выполняются в положении стоя и сидя. В них задействованы все группы мышц как шейного отдела, плечевого пояса, так и мышцы спины и ног; некоторые упражнения содействуют укреплению мышц брюшного пресса. На данном этапе я использую, так называемые «Двигательные» песенки направлены на то, чтобы  школьник не только радовался движениям, но и получил пользу для позвоночника и всех мышц своего ещё неокрепшего тела. Примером служат такие упражнения как, «Аист», которое тренирует чувство равновесия, развивает координацию движений, формирует правильную осанку, укрепляет мышцы нижних конечностей; «Страус» увеличивает подвижность плечевого пояса, расслабляет верхнюю порцию трапециевидной мышцы.  Упражнение «Ёлочка» увеличивает подвижность в грудо – поясничном отделе позвоночника, укрепляет косые мышцы живота. Упражнение «Бабочка» развивает силу грудных мышц, тренирует навык правильной осанки.
Выполняя упражнения с пением, дети учатся выразительности, умению распределять дыхание и координировать его с речевой фразой, у них развивается ритмическое чувство и музыкальный слух. Активизируя в целом организм детей, содействуя выпрямлению и разгрузке позвоночника, музыкально – ритмические минутки способствуют улучшению здоровья детей.
Слайд 24
Заключительный пятый этап занятия предполагает рефлексивный анализ работы на занятии. Как и в начале занятия, я использую упражнение «Цвет моего настроения». Дети уже отметили, какое настроение было у них в начале занятия, а теперь отмечают, какое стало. Делаем сравнение, анализируем.
Слайд 25 Атмосфера эмоциональной теплоты, эмпатии, заботы, складывающейся на занятии, позволяет каждому участнику пережить ситуацию успеха в том или ином виде музыкальной деятельности. В итоге, приобретается позитивный опыт самоуважения, укрепляется чувство собственного достоинства.
Слайд 26, 27, 28,29
Исходя из особенностей младшего школьного возраста в начальной школе элементом арт-терапии могут так же служить   информационно - творческие проекты , предполагающие максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов: театрализации, музыкальные игры, произведения музыкального искусства и т.п. Продуктом проектной деятельности (творческим продуктом) являются: выставки рисунков, газеты, музыкальные иллюстрации, доклады. Важно отметить, что проектная деятельность в начальной школе осуществляется под непосредственным руководством учителя или родителей, а дети, в рамках учебной деятельности, реализуют собственные идеи, проводят исследования, обобщают и представляют полученные результаты.  Проблема проекта или исследования должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
Слайд 30
В конце прошлого 2014-1015 учебного года, а так же в начале 2015-2016 учебного года было проведено анкетирование среди учащихся: на диаграмме, мы видим, по сравнению с прошлым годом уровень эмоциональной комфортности на уроках музыки стал на 7 процентов выше;
уровень желания детей выходить на сцену, выступать вырос на 10 процентов, что составило 40,6 процентов;
повысился уровень раскрепощенности почти в 2 раза.
Слайд 31
Вывод.
Предложенная методика проведения музыкального урока на основе арт-терапии может использоваться в работе с детьми младшего школьного возраста. Такие уроки можно проводить 1 раз в месяц, в форме групповых занятий.
Слайд 32
В уроки с традиционной структурой, так же можно включать один из элементов музыкально-оздоровительных методик: вокалотерапия, музыкотерапия, танцетерапия, игротерапия, изотерапия. Разнообразие форм арт-терапии позволяет использовать её элементы на разных этапах урока:
начало урока
объяснение нового материала
закрепление пройденного
Физкультминутка
домашнее задание
рефлексия
Слайд 33
Музыка способна пробуждать в ребёнке богатые внутренние зрительные образы, вызывать сильные чувства. А в отдельных случаях даже обонятельные ощущения. Очень важны и актуальны сегодня музыкально-коррекционные занятия в сочетании с другими видами работы на уроке. Музыкальные занятия способствуют развитию памяти, воображения, восприятия и речи. В целом музыка помогает ребёнку гармонично развиваться, обогащая его внутренний мир.
Слайд 34
Всё это формирует успешных, творчески развитых и сильных детей.


Слайд 35, 36
ЛИТЕРАТУРА.
1. Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. М.: Изд-во института психотерапии, 2004.
2. Выготский Л.С. Психология искусства. СПб.: Азбука, 2000.
3. Декер-Фойгт Г.-Т. Введение в музыкотерапию./ пер. с нем. СПб.: Питер, 2003.
4. Киселёва М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. СПб.: Речь, 2007.
5. Кожохина С.К. Растём и развиваемся с помощью искусства. СПб.: Речь, 2006.
6. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. М.: Когито-Центр, 2007.
7. Куприна Н.Г. Экология музыкально-звуковой сферы современного ребёнка. М.: Академия, 2007.
8. Осипова А.А. Общая психокоррекция. М.: Сфера, 2002.
9. Смолина Е.А. Современный урок музыки. Ярославль: Академия развития, 2007.
Слайд 37
Спасибо за внимание!










13PAGE 15


13PAGE 14115