Закрепление правильной артикуляции звука [З] и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях


Тема занятия: Закрепление правильной артикуляции звука [З] и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях.
Цель: Закрепить правильную артикуляцию звука [З] и автоматизировать его в словосочетаниях и предложениях.
Задачи занятия:
Образовательные: автоматизация звука [З] в словосочетаниях и предложениях.
Коррекционно-развивающие: развитие фонематического слуха, слухового внимания, речевого дыхания, голоса.
Воспитательные: Воспитание любви к природе.
Оборудование:
Карточки с буквой З (индивидуальные), мяч, карточки-задания (индивидуальные), таблицы для чтения, индивидуальные карточки-задания с пропущенными буквами (словосочетания, предложения).
Ход занятия
1. Организационный момент.
Комплекс дыхательных упражнений и упражнений на координацию движений: “Ракета” (глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, подняться на носки, потянуться вверх, задержав дыхание), “Трубочка” (одновременно с длительным и протяжным произнесением звука У соединить ладони перед грудью, а локти развести в стороны), “Ножницы”. (Дети встают в круг.)
2. Характеристика звука.
Логопед загадывает загадки.
– Хоть сама и снег, и лед, а уходит – слезы льет. (Зима)
Уточнить положение язычка, губ, зубов.
Характеристику звука дают дети. (З-…).
3. Игра “Поймай звук”.
Логопед называет слова со звукам З. Дети составляют слово с тем звуком, который они услышали в слове (игра с мячом).
4. Работа на внимание.
– Послушайте внимательно слова:
Санки, Дед Мороз, синица, зубы, морозец, снегопад, сосулька, заморозки.
– Какое слово лишнее? Почему? (зубы)
– Остальные слова относятся к теме “Зима”.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [ З ] В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ
Восточный базар
Забытая база
Задать вопрос
Закрытая зона
Звуки музыки
Золотая казна
Зоркие глаза
Закладка Зои Спелые арбузы
Резкий запах
Ржавый замок
Громкий звонок
Завтра морозы
Пасутся козы
Розовый закат
Злой зубр
5.Пальчиковая гимнастика
“Калитка” (пальцы переплетены и сжаты), “Забор” (ладони соединены кончиками пальцев в стык, большие подняты вверх; пальцы двигаются “от себя” и “на себя”).
Мы построили забор, это наш с тобою двор.Вот калитка для друзей, заходи сюда скорей.И калитку – на замок, чтобы волк войти не смог.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА   [ З ] В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
Запомни и правильно повтори предложения. Следи за произношением звука З.
В зале заиграла мазурка.
За зубами нужен уход.
Зоя купила в магазине зонт.
Мама поставила в вазу незабудки.
Мы изучаем азбуку.
Он не знал, как называется фильм .В квартире раздался звонок
Зоя помазала порез мазью
Лиза звонко запела песню
На цветке сидела стрекоза
В зале заиграла звонкая музыка
Зайчик замерз зимой в лесу
6.Физминутка “Снежинки” (речь с движениями)
Кружатся снежинки в воздухе морозном.Падают на землю кружевные звезды.Вот одна упала на мою ладошку,Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.Сегодня из снежного мокрого комаМы снежную бабу лепили у дома.Стоит эта баба у самых ворот –Никто не проедет, никто не пройдет.
СТИХИ, ЧИСТОГОВОРКИ ДЛЯ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА [ З ]
За-за-за - вот идет коза
Зу-зу-зу - везу козу на возу
Зы-зы-зы - утащили мы тазы
Зо-зо-зо - нам с тобою повезло
За-за-за- идет коза, коза-дереза Прибежали ко з ы рано по утру,
Гложут у бере з ы белую кору.
Не ходите, ко з ы, в молодой наш лес.
Вырастут бере з ы, будут до небес.
З оя на з акате
З вонит З ине, Кате.
Пусть з накомые у з нают:
Мне котенка покупают! Мама Ли з ы, мама З ины
Побывали в мага з ине.
Ли з е купили з айку,
А З ине - мо з аику.
З нает З найка все о з ве з дах,
Он во з водит з ве з долет.
На з акате зве з долет
К з ве з дному пути пойдет,
Достигает з аданной з ве з ды
И всем мигает и з темноты З а з вонил до з орный
В каске луче з арной,
З а рекой, з а холмом
З агорелся Кошкин дом,
И з окошек вьется пламя
З олотыми я з ыками.
7. Выдели звуки и составь слово.
– Чтобы узнать, какие еще слова относятся к зимней теме, нам нужно будет выполнить следующее задание. У каждого из вас на столе лежит карточка с предметными картинками, под каждой картинкой цифры. Сколько цифр, столько и букв в этом слове. Та буква, которая находится под выделенной цифрой, вам и нужна. Подсчитав, какая буква пишется в этом слове под этой цифрой, вы запишете ее или запомните. Соединив полученные буквы, вы получите новое слово.У нас получились слова: воздух, снежинки, мороз, сосулька, узоры, сугроб.
8. Итог занятия Наше занятие подошло к концу. Мне понравилось, как Вы сегодня занимались.Чем мы сегодня занимались?