Дифференциация звуков и букв [Б] и [П] в словах и слогах.

Логопедическое занятие по теме: « Дифференциация звуков и букв Б и П в слогах и словах».

Цель: Дифференциация звуков и букв в слогах и словах.
Задачи:
Коррекционно –образовательные:
Учить дифференцировать звуки и буквы Б и П на материале букв;
Учить словообразованию с помощью уменьшительно –ласкательных суффиксов;
Расширять словарный запас по теме «Животные»
Коррекционно –развивающие;
Развивать фонематический слух на материале слов;
Развитие анализа и синтеза при помощи игры «Кто, где живет»
Развивать оптико –пространственные представления путем узнавания букв в усложненных условиях;
Развивать мелкую моторику и тактильные ощущения при помощи игры «Волшебный мешочек», конструирования букв;
Развитие мышления при помощи игры «4 лишний»
Коррекционно –воспитательные:
Воспитывать интерес к предмету, учебе;
Воспитывать навыки взаимопроверки, культуру поведения и общения на занятии;
Формировать навыки сотрудничества.
Оборудование:
ПК (дикие животные и домашние животные), Буратино, домики, фишки для звукового анализа, мяч, тетради, цветные карандаши, цифровой ряд.

Ход занятия

Оргмомент
Сядет тот, кто назовет четвертый лишний предмет. Почему он лишний?
Постановка темы
К нам на занятие пришел гость, а кто – это вы узнаете, когда переставите слоги так, чтобы получилось имя : ти, ра, но, Бу
Когда дети справляются с заданием, выставляется картинка Буратино.
Почему четвертый слог написан с большой буквы? Какой первый звук в слове Буратино? Дайте характеристику этому звуку. Выложите схему этого звука. А какой буквой обозначим этот звук на письме?
Посмотрите, Буратино пришел к нам не с пустыми руками. Что в руках у Буратино? Портфель.
Какой первый звук в слове Портфель? Дайте характеристику этому звуку. Выложите схему этого звука. Какой буквой обозначим этот звук на письме?
Посмотрите на ленту букв. Эти буквы дружат и называются парными, а почему?
Потому что органы артикуляции при произнесении звуков Б и П принимают одинаковое положение. Как мы произносим эти звуки? Губами, т. е. губы смыкаются, только Б –звонкий, а П –глухой.
Сравнение артикуляции звуков перед индивидуальными зеркалами.
Вывод: С какими звуками мы сегодня будем работать? С какими буквами? Мы будем учиться их различать.
Работа по теме
Игра «Волшебный мешочек».
Выложите эти буквы на бархатной бумаге.
Узнавание букв в усложненных условиях.
Конструирование букв.
Буратино принес вам в своем портфеле задание. Он просит рассмотреть и сосчитать, сколько букв Б написано на рисунке. Сколько букв П написано на рисунке? Сосчитать буквы, наложенные друг на друга.
Замените звук П на Б в слогах: па, по, пу, пы, апо, упу, пых. Замените звук Б на П в словах: бочка –почка, бой –пой, борт –порт, Булька –пулька, балка –палка, бас –пас, бар –пар, бравый –правый.
Что происходит со словами? (Меняется смысл и значение слов).
Буратино зашифровал в словах названия животных. Расшифруйте их.
-Назовите первый слог в словах: СОВА, БАНАН, КАПУСТА
-Назовите первый звук в словах: ПОПУГАЙ, ОСЛИК, НОСОРОГ, ИНДЮК
-Назовите второй звук в словах: ЯБЛОКО, ТЫКВА, ОКУНЬ
-Покорите вершину и составьте слово. Что получилось?
СОБАКА, ПОНИ, БЫК, ПОРОСЕНОК.
Буратино был невнимателен и прослушал названия животных, повторите их ему.
Выставляются картинки с животными.
Назовите, какие из этих животных домашние, а какие дикие?
Послушайте, что говорит Буратино:
Эх, кабы да кабы
Сюда сбежались звери бы!
Зоопарк бы я устроил
И дома им всем построил.
Помогите Буратино расселить этих животных по домам, которые он построил. В одноэтажный дом –слово с одним слогом, в 2 –этажный дом –слово с двумя слогами, и т. д. каждый слог записать на отдельный этаж дома: бык, пони, собака, поросенок.
Динамическая пауза
Игра с мячом: назови детенышей лисы, волка, курицы, белки, собаки, коровы, свиньи, лошади, верблюда.
Игра «Цифровой ряд» определите место звуков Б и П в словах: зебра, черепаха, баран, верблюд, леопард, панда. 123456789
Помогите опуститься парашютикам с буквами Б и П на свои места: *аук, зу*ы, *уквы, шля*а, са*оги, ру*ашка.
Запишите слова со звуком П в один столбик, а со звуком Б –в другой. Подчеркните буквы Б и П цветными карандашами. Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга, правильно ли вы написали.
Итог занятия
Какие звуки мы учились различать? Какие буквы? Чем они отличаются?
15