Презентация Артикуляционная гимнастика для постановки звука Р


Составила Шамина Наталья ВладимировнаКОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХУПРАЖНЕНИЙ ДЛЯПОСТАНОВКИ ЗВУКА «Р» Упражнение «Грибок»Описание. Улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка грибка»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.Обратите внимание!Если ребёнок затрудняется выполнить это упражнение, то необходимо вернуться к упражнению «Лошадка». Ребёнок щёлкает языком, постепенно замедляя темп («лошадка идёт медленно») и присасывает язык к нёбу.На тонкой ножке вырос гриб,Он не мал и не велик.Присосался язычок!Несколько секунд – молчок! Упражнение «Чистим зубки»Описание. Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.Обратите внимание!1. Язык двигается из стороны в сторону, стараясь «почистить» весь верхний, а затем нижний ряд зубов.2.Губы неподвижны.Мягкой щеткою с утраЧистит зубки детвора.Будут зубки сильные,Белые, красивые! Упражнение «Качели»Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, поднять язык за верхние зубки и плавно опустить вниз за нижние зубки. Проделать упражнение 10 -15 раз.Обратите внимание!Двигается только язык –нижняя челюсть неподвижна.Сели дети на качелиИ взлетели выше ели.Даже солнышка коснулись,А потом назад вернулись. Упражнение «Парус»Описание. Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5 -10 секунд.Обратите внимание!Если предложить ребёнку пропеть звук «Ы», слегка надавливая кончиком языка на верхние зубы, то может получиться звук «л».Лодочка под парусомПо реке плывёт.На прогулку лодочкаМалышей зовёт. Упражнение «Маляр»Описание. Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперёд –назад.Обратите внимание!1. Губы и нижняя челюсть неподвижны, работает только язык («кисточка»).2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, но не высовывался изо рта.Как-то раз решил свой домикПривести в порядок гномик:Краску, кисточку нашел –Потолок белить пошел. Упражнение «Гармошка»Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.Обратите внимание!Если ребёнок не может присосать язык к нёбу, то можно вернуться к упражнению «Лошадка», выполнять его в медленном темпе, дольше задерживая язык наверху.Непослушный язычокДелает вот так – молчок!Челюсть нижняя внизЭто вовсе не каприз.Гармошку делать продолжаем!Рот закрываем, открываем. Упражнение «Дятел»Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «д-д-д». Темп ускоряется постепенно.Обратите внимание!Рот открыт, губы растянуты в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.Дятел, дятел тук-тук-тук.Д-Д-Д-ДТы чего стучишь, мой друг!Д-Д-Д-Д-Я не зря во рту стучуД-Д-Д-ДЗвукам правильным учу.Д-Д-Д-Д Упражнение «Индюшка»Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп движений постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не послышится «бл-бл» .Обратите внимание!Кончик языка загибается кверху.Я –индюк, «балды-балда»Разбегайтесь кто куда. Упражнение «Лошадка»Описание. Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).Обратите внимание!1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, а затем темп увеличивается («лошадка поскакала быстрее»).2. Нижняя челюсть не двигается, работает только язык.Я –весёлая лошадка,Тёмная, как шоколадка.Язычком пощелкай громко –Звук копыт услышишь звонкий. МОЛОДЕЦ!