Консультация для родителей на тему Артикуляционная гимнастика


Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика.
Пальчиковые игры.
[А] 1. «Улыбочка». Губы растянуты (улыбка), видны сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 секунд.
2. «Хоботок». Вытянуть губы вперед трубочкой (зубы сжаты). Удерживать так 5-7 с. Повторить 4-5 р.
3.«Настроение». Губы растянуты в улыбке, зубы заборчиком. Затем губы складываются трубочкой, зубы в прежнем положении. Мимика помогает ребенку принять рассерженный вид. Выполнять 5 раз (в конце обязательно улыбнуться). Весёлый человечек.Я – веселый человечек,Я гуляю и пою.Я – веселый человечек,Очень я играть люблю. Указательные и средние пальчики обеих рук «шагают» по столу.Разотру ладошки сильно, Растирают ладони.Каждый пальчик покручу,Поздороваюсь с ним сильноИ вытягивать начну. Охватывают каждый палец у основания и вращательными движениями поднимаются до ногтевой фаланги.Руки я затем помою, Потирают ладони.Пальчик к пальчику сложу,На замочек их закроюИ тепло поберегу. Складывают пальцы в замок.
[У] 1. «Улыбочка». Губы растянуты (улыбка), видны сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 секунд.
2.«Дудочка». Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперед. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 секунд.
3. «Хоботок». Вытянуть губы вперед трубочкой (зубы сжаты). Удерживать так 5-7 с. Повторить 4-5 р. Дружные пальчики.Эти пальчики щипают, Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки (или мамину ладонь).Эти пальчики гуляют, Указательный и средний "идут" по другой руке.Эти - любят поболтать, Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга (шурша).Эти - тихо подремать, Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.А большой с мизинцем братцемМогут чисто умываться. Крутим большим пальцем вокруг мизинца.
[И] 1. «Настроение». Губы растянуты в улыбке, зубы заборчиком. Затем губы складываются трубочкой, зубы в прежнем положении. Мимика помогает ребенку принять рассерженный вид. Выполнять 5 раз (в конце обязательно улыбнуться).
2. «Улыбочка». Губы растянуты (улыбка), видны сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 секунд.
3.«Дудочка». Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперед. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 секунд. У Антошки есть игрушки. У Антошки есть игрушки: (Поочередно сгибают пальцы, начиная с большого) Вот веселая лягушка.Вот железная машина. Это мяч. Он из резины. Разноцветная матрешка И с хвостом пушистым кошка. Катины игрушкиНа большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши , стучат кулаками.Куклы Танины сидят: Два медведя, Буратино, Загибают поочередно все пальцы.И веселый Чиполино,И котенок, и слоненок.Раз, два, три, четыре, пять. Разгибают поочередно все пальцы.Помогаем нашей Тане Попеременно хлопают в ладоши иМы игрушки сосчитать. стучат кулаками.
[Э] 1. «Улыбочка». Губы растянуты (улыбка), видны сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 секунд.
2. «Трубочка». Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперед. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 секунд.
3. «Хоботок». Вытянуть губы вперед трубочкой (зубы сжаты). Удерживать так 5-7 с. Повторить 4-5 р.
4.«Настроение». Губы растянуты в улыбке, зубы заборчиком. Затем губы складываются трубочкой, зубы в прежнем положении. Мимика помогает ребенку принять рассерженный вид. Выполнять 5 раз (в конце обязательно улыбнуться).
5. «Утиный клювик». Губы сложены трубочкой. Щеки втянуть, губы несколько расслабляются и смыкательные и размыкательные движения.
Есть у нас игрушки Есть у нас игрушки: Хлопки Пластмассовые погремушки, Встряхивают кулачки.Мишка мягкий меховой, Сжимают и разжимают пальцы.Мяч резиновый цветной, Делают шар из пальцев).Кубик деревянный,Солдатик оловянный, Руки сложить в круг перед собойШарик легкий надувной, Руки сложить в круг перед собой.Я люблю играть с тобой. Хлопают в ладоши
[О] 1. «Улыбочка». Губы растянуты (улыбка), видны сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 секунд.
2.«Настроение». Губы растянуты в улыбке, зубы заборчиком. Затем губы складываются трубочкой, зубы в прежнем положении. Мимика помогает ребенку принять рассерженный вид. Выполнять 5 раз (в конце обязательно улыбнуться).
Я с игрушками играю.Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)Грузовик везде катаю. (Двигаем слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)
[М-М’] 1. «Улыбочка». Губы растянуты (улыбка), видны сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 секунд.
2. «Шторки». Рот приоткрыт, нижняя губа закрывает нижние зубы, а верхняя приподнимается, открывает верхние зубы. Затем положение губ меняется: нижняя губа опускается, открывая нижние зубы, а верхняя губа опускается, закрывая верхние зубы. Выполнять 5-6 раз. ИндюкИндюк из города идет,Игрушку новую везет.Игрушка не простая,Игрушка расписная. (Пальчики обеих рук «идут» по столу).
[Н-Н’] 1. «Чашечка». Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поднять, подтянуть его к верхним зубам (но не касаться их), боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнять 3-4 раза.
2. «Кончик языка к носу» ДружбаДружат в нашей группе (Хлопают в ладоши.)Девочки и мальчики.Мы с тобой подружим (Стучат кулачками друг об друга.)Маленькие пальчики.Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.)Будем снова мы считать.Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на др. руке.) Мы закончили считать.
[Ы] 1. «Улыбочка». Губы растянуты (улыбка), видны сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 секунд.
2.«Дудочка». Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперед. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 секунд.
3. «Хоботок». Вытянуть губы вперед трубочкой (зубы сжаты). Удерживать так 5-7 с. Повторить 4-5 р. Как живёшь? - Как живёшь? - Вот так! (показать большой палец)- А идешь? - Вот так»! («шагать» пальчиками по столу)-Как даешь? - Вот так! (протягивать открытую ладонь)- Ждёшь обед? - Вот так! (кулачок подпирает лицо)- Машешь вслед? - Вот так! (помахать рукой)-Утром спишь? - Вот так! (2 ладошки под щекой)- А шалишь? - Вот так! (щёки надули и руками лопнули[Б-Б’] 1. «Улыбочка». Губы растянуты (улыбка), видны сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 секунд.
2. «Лопаточка». Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу и удерживать на счет от 1 до 10. Верхняя губа приподнята, не касается поверхности языка.
3. «Заборчик». Зубы плотно сжаты, губы в положении улыбки. Выполнять 5-6 раз по 10-15 секунд.
4. «Желобок». Высунуть широкий язык изо рта, его боковые края загнуть вверх. Плавно дуть на кончик языка. Выполнять 3-4 раза по 5-7 секунд.
5. «Мясорубка». Губы растянуты в улыбке, зубы плотно сжаты. Кончик языка протолкнуть между сжатыми зубами, при этом язык становится широким и тонким. Выдвинуть его вперед необходимо как можно дальше. Выполнять 3-4 раза. Девочки и мальчикиНаши девочки и мальчики (дети держат руки на поясе)Ловко прыгают как мячики (прыгают)Головой слегка качают (качают головой)И красиво приседают (приседают)Ручками хлопают вот так, вот так (хлопки 4 раза)Ножками топают вот так, вот так (топают 4 раза)Кулачки сжимают вот так. вот так (Показывают один кулачок, портом другой)Ладошки раскрывают вот так, вот так (Поочерёдно раскрывают ладошки)На ладошки мы подуем (Дуют поочерёдно на обе ладошки)Наши пальчики разбудим. (Шевелят пальчиками)
[П-П’] 1. «Улыбочка». Губы растянуты (улыбка), видны сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 секунд.
2. «Лопаточка». Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу и удерживать на счет от 1 до 10. Верхняя губа приподнята, не касается поверхности языка.
3. «Заборчик». Зубы плотно сжаты, губы в положении улыбки. Выполнять 5-6 раз по 10-15 секунд.
4. «Желобок». Высунуть широкий язык изо рта, его боковые края загнуть вверх. Плавно дуть на кончик языка. Выполнять 3-4 раза по 5-7 секунд.
5. «Мясорубка». Губы растянуты в улыбке, зубы плотно сжаты. Кончик языка протолкнуть между сжатыми зубами, при этом язык становится широким и тонким. Выдвинуть его вперед необходимо как можно дальше. Выполнять 3-4 раза.
Осень.Осень, осень, - трем ладошки друг о другаПриходи! – по очереди сжимаем кулачкиОсень, осень, - трем ладошки друг о другаПогляди! – положить ладошки на щекиЛистья желтые кружатся, - движение ладонями сверху внизТихо на землю ложатся. – поглаживаем коленкиСолнце нас уже не греет, - по очереди сжимаем кулачкиВетер дует все сильнее, - разводим одновременно ручки в разные стороныК югу полетели птицы, - скрестить ручки и пошевелить пальчикамиДождик к нам в окно стучится. – стучим пальчиками по ладошкамШапки, куртки надеваем – делаем видИ ботинки обуваем – постучать ногамиЗнаем месяцы: - похлопать ладошками по коленкамСентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. - кулак, ребро, ладонь
[З-З’] 1. «Улыбочка». Губы растянуты (улыбка), видны сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 секунд.
2. «Лопаточка». Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу и удерживать на счет от 1 до 10. Верхняя губа приподнята, не касается поверхности языка.
3. «Заборчик». Зубы плотно сжаты, губы в положении улыбки. Выполнять 5-6 раз по 10-15 секунд.
4. «Желобок». Высунуть широкий язык изо рта, его боковые края загнуть вверх. Плавно дуть на кончик языка. Выполнять 3-4 раза по 5-7 секунд.
5.«Мясорубка». Губы растянуты в улыбке, зубы плотно сжаты. Кончик языка протолкнуть между сжатыми зубами, при этом язык становится широким и тонким. Выдвинуть его вперед необходимо как можно дальше. Выполнять 3-4 раза. Осенние листья.Раз, два, три, четыре, пять, - загибаем пальчики, начиная с большогоБудем листья собирать. - сжимаем и разжимаем кулачкиЛистья березы, - загибаем пальчики, начиная с большогоЛистья рябины,Листики тополя,Листья осины,Листики дуба мы соберем,Маме осенний букет отнесем – пальчики «шагают» по столу.
[Ц] 1. «Улыбочка». Губы растянуты (улыбка), видны сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 секунд.
2. «Лопаточка». Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу и удерживать на счет от 1 до 10. Верхняя губа приподнята, не касается поверхности языка.
3. «Сердитая кошечка». Рот приоткрыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята, а боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1до 10.
4. «Желобок». Высунуть широкий язык изо рта, его боковые края загнуть вверх. Плавно дуть на кончик языка. Выполнять 3-4 раза по 5-7 секунд.
5. «Прятки». Рот широко открыт, зубы разомкнуты, кончик языка упирается в нижние зубы. Спинка языка приподнимается и «выглядывает» из-за нижних зубов, затем она опускается «прячется». Кончик языка при этом остается на прежнем месте. Выполнять 10 раз.
«Месим тесто».Тесто мнем, мнем, мнем! руками имитируем процесс вымешивания тестаТесто жмем, жмем, жмем! очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки (одновременно и поочередно)Пироги мы испечем. руками совершаем движения, как будто лепим снежки
[Ш] 1. «Хоботок». Вытянуть губы вперед трубочкой (зубы сжаты). Удерживать так 5-7 с. Повторить 4-5 р.
2. «Утиный клювик». Губы сложены трубочкой. Щеки втянуть, губы несколько расслабляются и смыкательные и размыкательные движения.
3. «Улыбочка». Губы растянуты (улыбка), видны сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 секунд.
4. «Чашечка». Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поднять, подтянуть его к верхним зубам (но не касаться их), боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнять 3-4 раза.
«Салат».Мы морковку чистим- чистим,(Энергично проводят кулачком правой руки по ладони левой).Мы морковку трём-трём, (Прижимают кулачки к груди и делают ими резкие движения вперёд-назад).Сахарком её посыплем («Посыпают сахарком», мелко перебирая пальчиками).И сметанкою польём. (Кулачком делают движения сверху вниз, как бы поливая).Вот какой у нас салат, Протягивают ладони вперёд).Витаминами богат! (Поглаживают ладошкой живот)
[Ж] 1. «Трубочка». Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперед. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 секунд.
2. «Чашечка». Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поднять, подтянуть его к верхним зубам (но не касаться их), боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнять 3-4 раза.
3. «Грибок». Широко открыть рот. «Присосать» поверхность языка к небу, при этом сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Выполнять 5-6 раз.
4. Маляр». Широко открыть рот. Широким кончиком языка проводить по небу от верхних зубов до ували (маленького язычка) и обратно. Выполнять в медленном темпе 5-6 раз.
5. «Катание шарика». Губы сомкнуты, язык делает круговые движения (как бы вокруг губ) с внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала по часовой стрелке (5-6 кругов); затем против часовой стрелки (5-6 кругов). Скорость движения языка можно менять. Посуда. Девочка Иринка порядок наводила. Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.Девочка Иринка кукле говорила: «Салфетки должны быть в салфетнице, Масло должно быть в маслёнке,Хлебушек должен быть в хлебнице, А соль? Ну, конечно, в солонке! 
[Ч] 1. « Дятел». Широко открыть рот. Языком с силой ударять в бугорки за верхними зубами. При этом ребенок произносит звук «д», подражая дятлу: д-д-д-д (15-20 секунд).
2. «Маляр». Широко открыть рот. Широким кончиком языка проводить по небу от верхних зубов до ували (маленького язычка) и обратно. Выполнять в медленном темпе 5-6 раз.
3.«Дудочка». Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперед. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 секунд.
4. « Вкусное варенье». Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убирать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Выполнять 5-6 раз. Поросята.Пальцы рук растопырены; поочередно «идём» по столику или коленочкам каждым из пальчиков. Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял, Мизинцы. Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал. Безымянные. Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю. «Фонарики». Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю. Сжимаем и разжимаем кулачки. Этот толстый поросёнок носом землю ковырял, Средние. Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал. Указательные. Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю Сжимаем и разжимаем кулачки. Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал, Большие. Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал. Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь.
[Щ] 1.«Настроение». Губы растянуты в улыбке, зубы заборчиком. Затем губы складываются трубочкой, зубы в прежнем положении. Мимика помогает ребенку принять рассерженный вид. Выполнять 5 раз (в конце обязательно улыбнуться).
2. «Чашечка». Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поднять, подтянуть его к верхним зубам (но не касаться их), боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнять 3-4 раза.
3. «Маляр». Широко открыть рот. Широким кончиком языка проводить по небу от верхних зубов до ували (маленького язычка) и обратно. Выполнять в медленном темпе 5-6 раз.
4. «Утюжок». Рот чуть приоткрыт. Широким кончиком языка надо поглаживать бугорки за верхними зубами: назад-вперед. Выполнять 20-25 раз.
Я в деревне отдыхаю…Я в деревне отдыхаю, Руки на столе ладошками вниз. Разводить и соединять пальцы правой руки.Всех зверей домашних знаю: Разводить и соединять пальцы левой руки.Кролик, лошадь и коза, Называя животное, поднимать и удерживать на весу каждый палец правой руки, начиная с большого.Кот, корова и свинья. Поднимать и удерживать на весу оставшиеся пальцы правой руки, а затем левой, начиная с большого.А еще баран с овцой,Да верный пес - Поднимать и удерживать на весу каждый палец левой руки.Помощник мой. Большой палец правой руки поднять вверх, указательный согнуть, остальные вытянуть вперед и прижать друг к другу – «собака»
[Л-Л’] 1.«Настроение». Губы растянуты в улыбке, зубы заборчиком. Затем губы складываются трубочкой, зубы в прежнем положении. Мимика помогает ребенку принять рассерженный вид. Выполнять 5 раз (в конце обязательно улыбнуться).
2. «Иголочка». Узкий кончик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать его в таком положении на счет от 1 до 10.
3. «Парус». Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поставить за передние верхние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперед, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнять 2-3 раза.
4. «Качели». Рот широко открыт. Кончик языка находится за верхними зубами на бугорках, затем опускается за нижние зубы. Выполнять 15-20 раз. Домашние птицы. Во дворе стоит забор,За забором птичий двор. (Руки на столе: правая – ладонью вниз, левая – сжата в кулак; поочередно меняем положение рук)Тут галдеж и суета Начинается с утра: (Ударяем правой рукой, сжатой в кулак, в ладошку левой руки, затем меняем положение).Кукарекают, гогочут,Громко крякают, болбочут (Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими).Гуси, утки, индюки,Курицы и петухи. (Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших).
[Р-Р’] 1. « Дятел». Широко открыть рот. Языком с силой ударять в бугорки за верхними зубами. При этом ребенок произносит звук «д», подражая дятлу: д-д-д-д (15-20 секунд).
2. «Грибок». Широко открыть рот. «Присосать» поверхность языка к небу, при этом сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Выполнять 5-6 раз.
3. «Лошадка». Присосать кончик языка к небу. Пощелкивание производится с изменением темпа (медленно- быстрее-очень быстро). Выполнять 10-15 раз.
4. «Прогони комарика». Верхняя и нижняя губы прикасаются к высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя, направленная на кончик языка, приводит его в движение – язык дрожит.
Апельсин.Мы делили апельсин. (дети разламывают воображаемый апельсин на дольки)Много нас, (показывают 10 пальцев)А он один. (показывают 1 палец)Эта долька – для ежа.Эта долька – для стрижа.Эта долька – для утят.Эта долька – для котят.Эта долька – для бобра. (загибают по одному пальчику на каждую строчку)А для волка – кожура. (бросательные движения правой рукой)Он сердит на нас – беда!!! (сжимают кулаки и прижимают их к груди)Разбегайтесь – кто куда!!! («бегут» пальцами по столу)
[Й] 1. «Улыбочка». Губы растянуты (улыбка), видны сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 секунд.
2.«Дудочка». Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперед. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 секунд.
3. «Сердитая кошечка». Рот приоткрыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята, а боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1до 10.
4. «Хоботок». Вытянуть губы вперед трубочкой (зубы сжаты). Удерживать так 5-7 с. Повторить 4-5 р.
Друзья – садоводы.Палец толстый и большойВ сад за сливами пошёл. (Ладошка собрана в «кулачок». Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)Указательный с порогаУказал ему дорогу. (Отгибаем указательный пальчик, далее «сгибаем-разгибаем»)Средний палец самый меткий,Он сбивает сливы с ветки. (Отгибаем средний пальчик, «сгибаем-разгибаем» его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы)Безымянный подбирает, (Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)А мизинчик-господинчикВ землю косточки бросает! (Отгибаем мизинчик)
[ЙА] 1. «Улыбочка». Губы растянуты (улыбка), видны сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 секунд.
2.«Дудочка». Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперед. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 секунд.
3. «Сердитая кошечка». Рот приоткрыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята, а боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1до 10.
4. «Хоботок». Вытянуть губы вперед трубочкой (зубы сжаты). Удерживать так 5-7 с. Повторить 4-5 р.
ЯблонькаУ дороги яблонька стоит, Руки сплести над головой, пальцы разжаты.На ветке яблочко висит. Сложить запястья вместе.Сильно ветку я потряс, Руки над головой, движения вперед-назад.Вот и яблочко у нас. Ладони перед грудью, имитируют, что держат яблоко.В сладко яблочко вопьюсь,Ах, какой приятный вкус. Соединить запястья, ладони развести.
[ЙУ] 1. «Улыбочка». Губы растянуты (улыбка), видны сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 секунд.
2. «Дудочка». Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперед. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 секунд.
3. «Сердитая кошечка». Рот приоткрыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята, а боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1до 10.
4. «Хоботок». Вытянуть губы вперед трубочкой (зубы сжаты). Удерживать так 5-7 с. Повторить 4-5 р.
Покормите птицПокормите птиц зимой! (Изображают как сыплют крошки)Пусть со всех концов (Разводят руки в стороны)К нам слетятся, как домой (Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями)Стайки на крыльцо. (Кончики пальцев соединяют изображая крышу дома)Сколько гибнет их – не счесть (Держатся за голову и качают ей)Видеть тяжело.А ведь в нашем сердце есть (Прижимают руки к сердечку)И для птиц тепло. (Обнимают и гладят себя)Приучите птиц в мороз (Изображают как сыплют крошки)К своему окну, (Соединяют руки кольцом, над головой)Чтоб без песен не пришлось (Пальцы щепоткой «открывают и закрывают клюв»)Нам встречать весну.
[ЙО] 1. «Улыбочка». Губы растянуты (улыбка), видны сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 секунд.
2. «Хоботок». Вытянуть губы вперед трубочкой (зубы сжаты). Удерживать так 5-7 с. Повторить 4-5 р.
3.«Настроение». Губы растянуты в улыбке, зубы заборчиком. Затем губы складываются трубочкой, зубы в прежнем положении. Мимика помогает ребенку принять рассерженный вид. Выполнять 5 раз (в конце обязательно улыбнуться).
На водопойЖарким днем лесной тропой («шагают» по столу).Звери шли на водопой.За мамой лосихой топал лосенок, (На каждое двустишие разгибаютЗа мамой лисицей крался лисенок, по одному пальчику, начиная с мизинца).За мамой ежихой катился ежонок,За мамой медведицей шел медвежонок,За мамою белкой скакали бельчата,За мамой зайчихой косые зайчата, (Делают «ушки» «шагают» по столу).Волчиха вела за собою волчат,Все мамы и дети напиться хотят.
[ЙЭ] 1. «Улыбочка». Губы растянуты (улыбка), видны сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 секунд.
2. «Хоботок». Вытянуть губы вперед трубочкой (зубы сжаты). Удерживать так 5-7 с. Повторить 4-5 р.
3.«Вкусное варенье». Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убирать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Выполнять 5-6 раз.
Хитрая лисичкаРазминаем пальчики: раз, два, три! ( Сжимать и разжимать пальчики. «Бегут» по столу.Разминаем пальчики, ну-ка посмотриВот бежит лисичка, раз, два, три! Выражение лица очень хитрое)Хитрая лисичка, ну-ка посмотри!Лепим, лепим личико, раз, два, три! (Движения по тексту)Что же получилось? Ну-ка посмотри!Хитрая лисичка-вот она!Рыжая сестричка хороша!Вот лисичка злая, ой-ой-ой! ( Движения по тексту)От нее скорее убегу домой.У лисички нашей грустный вид,Сидит одна лисичка и грустит.Улыбнись лисичка, погляди на нас,Тебя мы не оставим ни на час!
[В-В’] 1. «Заборчик». Зубы плотно сжаты, губы в положении улыбки. Выполнять 5-6 раз по 10-15 секунд.
2. «Шторки». Рот приоткрыт, нижняя губа закрывает нижние зубы, а верхняя приподнимается, открывает верхние зубы. Затем положение губ меняется: нижняя губа опускается, открывая нижние зубы, а верхняя губа опускается, закрывая верхние зубы. Выполнять 5-6 раз. ЛодочкаДве ладошки прижму (Ладони лодочкой, волнообразные движения рук.)И по морю поплыву. Две ладошки – друзья –Это лодочка моя.Паруса подниму, (Поднять выпрямленные ладони вверх).Синим морем поплыву.А по бурным волнам (Имитация движений волн и рыбок)..Плывут рыбки тут и там.
[Ф-Ф’] 1. «Заборчик». Зубы плотно сжаты, губы в положении улыбки. Выполнять 5-6 раз по 10-15 секунд.
2. «Шторки». Рот приоткрыт, нижняя губа закрывает нижние зубы, а верхняя приподнимается, открывает верхние зубы. Затем положение губ меняется: нижняя губа опускается, открывая нижние зубы, а верхняя губа опускается, закрывая верхние зубы. Выполнять 5-6 раз. ПостовойПостовой стоит упрямый (пальчики «шагают» по ладошке)Людям машет: Не ходи! («грозят» пальчиками)Здесь машины едут прямо (руки перед собой, изображают руль)Пешеход, ты погоди! («грозят» пальчиками)Посмотрите: улыбнулся (хлопают в ладоши)Приглашает нас идти (пальчики «шагают» по ладошке)Вы, машины, не спешите (хлопки руками)Пешеходов пропустите! (прыжки на месте)[Т-Т’] 1.«Вкусное варенье». Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убирать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Выполнять 5-6 раз.
2. «Утиный клювик». Губы сложены трубочкой. Щеки втянуть, губы несколько расслабляются и смыкательные и размыкательные движения.
3. «Катание шарика». Губы сомкнуты, язык делает круговые движения (как бы вокруг губ) с внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала по часовой стрелке (5-6 кругов); затем против часовой стрелки (5-6 кругов). Скорость движения языка можно менять.
4. «Качели». Рот широко открыт. Кончик языка находится за верхними зубами на бугорках, затем опускается за нижние зубы. Выполнять 15-20 раз. ВелосипедДве педали крутят ноги, (раскрытыми ладонями выполняем круговые движения)Мчат колеса по дороге (вращаем согнутыми в локтях руками)Я рулю, куда хочу -Влево, (имитируем, что держим руль и поворачиваем в лево )Вправо покачу. (вправо)То вперед, (кулачками обеих рук совершаем круговые движения)А то назад (назад)Нажимаю тормоза (обеими ладонями жмем на стол)
[Д-Д’] 1.«Вкусное варенье». Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убирать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Выполнять 5-6 раз.
2. «Чашечка». Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поднять, подтянуть его к верхним зубам (но не касаться их), боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнять 3-4 раза.
3. «Качели». Рот широко открыт. Кончик языка находится за верхними зубами на бугорках, затем опускается за нижние зубы. Выполнять 15-20 раз. Дом.Я хочу построить дом, Руки над головой «домиком».Чтоб окошко было в нём, Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в «окошко».Чтоб у дома дверь была, Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями. Рядом чтоб сосна росла. Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.Чтоб вокруг забор стоял Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.Пёс ворота охранял. Одна рука «пёс», мизинец отсоединить от других пальцев.Солнце было, Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.Дождик шёл, «Стряхивающие» движения.И тюльпан в саду расцвёл. Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх.
[К-К’] 1. «Качели». Рот широко открыт. Кончик языка находится за верхними зубами на бугорках, затем опускается за нижние зубы. Выполнять 15-20 раз.
2«Иголочка». Узкий кончик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать его в таком положении на счет от 1 до 10.
3. «Катание шарика». Губы сомкнуты, язык делает круговые движения (как бы вокруг губ) с внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала по часовой стрелке (5-6 кругов); затем против часовой стрелки (5-6 кругов). Скорость движения языка можно менять. Домик для зайчат.Стук, стук, постук,раздается где-то стук.Молоточки стучат, Строят домик для зайчат. (кулачками друг о друга стучим).Вот с такою крышей (ладошки над головой).Вот с такими стенами (ладошки около щечек).Вот с такими окнами (ладошки перед лицом).Вот с такою дверью (одна ладошка перед лицом.)И вот с таким замком (сцепили ручки).На двери висит замок.Кто его открыть бы мог?Повертели,Покрутили,Постучали,И – открыли! (расцепили ручки)
[Г-Г’] 1. «Качели». Рот широко открыт. Кончик языка находится за верхними зубами на бугорках, затем опускается за нижние зубы. Выполнять 15-20 раз.
2. «Дудочка». Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперед. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 секунд.
3. «Сердитая кошечка». Рот приоткрыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята, а боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1до 10. Цветок.Вырос высокий цветок на поляне,(Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить).Утром весенним раскрыл лепестки.(Развести пальцы рук).Всем лепесткам красоту и питанье(Ритмично двигать пальцами вместе-врозь).Дружно дают под землей корешки.(Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести[Х-Х’]
1. «Прятки». Рот широко открыт, зубы разомкнуты, кончик языка упирается в нижние зубы. Спинка языка приподнимается и «выглядывает» из-за нижних зубов, затем она опускается «прячется». Кончик языка при этом остается на прежнем месте. Выполнять 10 раз.
2. «Улыбочка». Губы растянуты (улыбка), видны сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 секунд. Божьи коровки.Божья коровка - (дети машут руками)Черная головка. (за голову хватаются) Улети на небо, (руки поднимают высоко)Принеси нам хлеба. (руки вперед)Черного и белого (две ладошки в одну сторону, и в другую)Только не горелого. (пальчиком грозят) 
[С-С’] 1. «Улыбочка». Губы растянуты (улыбка), видны сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 секунд.
2. «Лопаточка». Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу и удерживать на счет от 1 до 10. Верхняя губа приподнята, не касается поверхности языка. Паучок.Паучок ходил по ветке, А за ним ходили детки. Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.Дождик с неба вдруг полил, Паучков на землю смыл. Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик). Хлопок ладонями по столу/коленям.Солнце стало пригревать,Паучок ползёт опять, Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)А за ним ползут все детки, Действия аналогичны первоначальнымЧтобы погулять на ветке. "Паучки" ползают на голове