Индивидуальный план самообразования на 2009 – 2014 г учителя начальных классов МБОУ СОШ пос. Новоколхозное Юшка Тамары Николаевны

Индивидуальный план самообразования на 2009 – 2014 г
учителя начальных классов МБОУ СОШ пос. Новоколхозное Юшка Тамары Николаевны

№ п/п
Индивидуальная тема
самообразования
Методические приемы в обучении решению текстовых задач в начальной школе


1.
Продолжительность работы над темой
2009 год – изучение методических приемов в обучении решению текстовых задач в начальной школе
2010 - 2012 год-выступление на методических объединениях по изучаемой теме, открытые уроки.
2013-2014 – обобщение опыта работы по приемам в обучении решению текстовых задач в начальной школе


2.
Цели и задачи самообразования
Цель.
Обучение младших школьников решению текстовых задач разными способами, способствующими повышению уровня познавательного интереса.
Задачи:
расширять знания детей о разных способах решения задач;
учить различным приёмам, помогающим решать задачи;
развивать умения решать задачи разными способами.
Обобщить опыт работы по теме самообразования.



3.


Основные вопросы для изучения
1. Роль текстовых задач в начальном обучении математике.
2. Проблемы организации работы с текстовыми задачами в начальных классах.
3. Обучение школьников приемам решения текстовых арифметических задач.
4. Различные подходы к решению текстовых задач.
5. Методические приемы в обучении решению текстовых задач в начальной школе.

4.
Библиография
1. Акимов М. К, Козлова В. Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. М.: Академия, 2000.
2. Артемов А. К. Обучение математике в 1 классе. Программа развивающего обучения. Пенза, 2005.
3. Артемов А. К. Теоретико-методические особенности поиска способов решения математических задач//Начальная школа. 1998. № 11, 12.
4. Артемов А. К. Формирование обобщенных умений решать задача//Началь¬ная школа. 1992. № 2.
5. Бородулъко М. А., Стойлова Л. П. Обучение решению задач и моделирование// Начальная школа. 1996. № 8.
6. Волкова С. К, Столярова Н. Н. Развитие детей на уроках математики// Начальная школа. 1991. № 7.
7. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: Лицей, 2005.
8. Лавриненко Т. А. Как научить детей решать задачи: Методические рекомендации для учителей начальных классов. Саратов: Лицей, 1999.
9. Малыхина В. В., Байрамукова П. У. Схематический рисунок при решении задач//Начальная школа. 1998. № 11, 12.
10. Матвеев Н. А. Использование схемы при обучении учащихся решению задач//Начальная школа. 1998. № 11, 12.
11. Медведская В. Н. Формирование у первоклассников умения работать над задачей//Начальная школа. 1993. № 10.
12. Пестерева К. А. Система работы над задачей//Начальная школа. 1998. № 11, 12.
13. Практическая психология образования/Под ред. И. В. Дубровиной. М.: ТЦ «Сфера», 2000.
14. Семья Ф. Совершенствование работы над составными задачами//Начальная школа. 1991. № 5.
15. Смирнова С. И. Использование чертежа при решении простых задач// Начальная школа. 1998. № 5.
16. Халуповский М. Д. Одна из форм краткой записи//Начальная школа. 1993. №12.
17. Царева С. Е. Виды работ с задачами на уроках математики//Начальная школа. 1990. № 10.
18. Царева С. Е. Обучение решению задач//Начальная школа. 1997. № 11.
19. Царева С. Е. Различные способы решения текстовых задач//Начальная школа. 1991. №2.
20. Шикова Р. Н. Работа над текстовыми задачами//Начальная школа. 1991. №5.
21. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

5.
Практические выходы
Доклад на заседании методического объединения учителей начальных классов «Роль текстовых задач в начальном обучении математике».
Выступление на педагогическом совете. Творческий отчет по теме « Методические приемы в обучении решению текстовых задач в начальной школе».
Открытые уроки по теме для учителей школы.


6.


















·















Открытые уроки, внеклассные мероприятия по проблеме






























Год
Предмет
Класс
Автор учебника
Тема урока



2012
Математика
2
Моро М.И.
Интегрированный урок по математике, внеклассному чтению, технологии.
Математика. Закрепление изученного. Внеклассное чтение « Времена года». Технология. Аппликация из геометрических фигур «Дом».



2013
Математика
3
Моро М.И.
Площадь прямоугольника (закрепление).



2013
Математика
3
Моро М.И.
Закрепление пройденного материала по теме «Решение задач на увеличение числа в несколько раз»



2014
математика
4
Моро М.И.
Интегрированный урок по математики + окружающему миру+ изобразительному искусству в 4-м классе на тему "Решение задач". Закрепить знания о незаметных помощниках родного края. Поэтапное рисование «Скворца» (Урок 1)































































































7.






Выводы


Задачи выполняют важную функцию в начальном курсе математики, а умение решить её разными способами является полезным средством развития у детей логического мышления, умения проводить анализ и синтез, обобщать и конкретизировать, раскрывать связи между рассматриваемыми явлениями, находить признаки абстрактных математических понятий в реальных объектах и, следовательно, устанавливать связь теоретических знаний в области математики с жизнью.
Большое значение имеет решение задач и в воспитании личности учащихся: прививается культура мышления, общения и выражения собственных мыслей, вырабатывается умение слушать мнение учителя и одноклассников, анализировать и оценивать услышанное, вырабатывается аккуратность в ведении записей, расширяется кругозор, воспитывается чувство коллективизма среди школьников и т.д.
Мне важно, чтобы умение решать задачи разными способами позволяло моим учащимся более свободно ориентироваться в простейших математических закономерностях окружающей действительности и использовать накопленные знания при дальнейшем изучении курса математики.
Необходимо с первого класса учить детей разбивать текст на смысловые части и моделировать ситуации, отраженные в текстовой задаче. Предметное и графическое моделирование математической ситуации при решении текстовых задач давно применяется в школьной практике, но без должной системы и последовательности, что объясняется неправильным пониманием роли наглядности в обучении и развитии учащихся. Как отмечает Л.Ш. Левенберг, «рисунки, схемы и чертежи не только помогают учащимся в сознательном выявлении скрытых зависимостей между величинами, но и побуждают активно мыслить, искать наиболее рациональные пути решения задач, помогают не только усваивать знания, но и овладевать умением применять их».
Решение задач разными способами включает учащихся в поисковую деятельность, тем самым создаёт условия для развития их мышления. Это помогает учащимся структурировать данные (ситуацию), выяснять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать её, что создает условия для формирования математической компетентности учащегося, которая дает возможность адекватного применения математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем. А это соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
«Лучше решить одну задачу несколькими способами, чем несколько задач – одним». Д.Пойа



15