Организация работы школьных библиотек в условиях введения и реализации ФГООС


Организация работы школьных библиотек в условиях введения и реализации ФГОС( на примере библиотеки Акбуринской ОШ) Халиуллина Н.С.Методист МУ «Одел образования Новошешминского муниципального района РТ» Современная библиотека должна быть настоящим центром с компьютерами и сложными программами, должна иметь большие помещения.Б.М. Бид-Бад, академик Российской академии образования Федеральной закон «Об образовании в Российской Федерации»Принят Государственной думой РФ 21 декабря 2012 года 1. В организациях, осуществляющих образовательную, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данным, информационным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам, библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая ученики и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).Статья 18 2007 год 30 мая - на заседании Совета при Президенте РФ по культуре и искусству Президент РФ В.В. Путин подчеркнул, что школьные библиотеки должны быть оснащены передовыми информационными системами, едиными программными продуктами, программным обеспечением.2009 год - разработана Концепция развития библиотек общеобразовательных учреждений Российской Федерации до 2015 года Из выступления президента Д.А.Медведева по поводу утверждения 4.02.2010 г. национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» : «...это должна быть школа с высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, обеспечивающим выход в глобальные информационные сети, доступ к максимальному числу сокровищ отечественной и зарубежной культуры, достижением науки и искусства; должны быть условия для качественного дополнительного образования, самореализации и творческого развития» МБОУ «Акбуринская основная общеобразовательная школа» Библиотека: общей площадью 24,5 кв. метра; 12 рабочих мест для читателей, 1 из которых предполагают установку компьютеров Компьютерная зона Досуговая зона Зона делового чтения Читаем журналы Наши совместные дела Подготовка к научной конференции Экскурсия в типографию Библиотечное занятие«Моя родословная» Выступление агитбригады«Правила дорожного движения» Участие в конкурсе «Созвездие-2014» Библиотечное занятие «Я имею право ..» 6 кл. Эстетическое воспитание Патриотическое воспитание Никакие изменения в школе к лучшему невозможны без существеннейшего улучшения школьной библиотеки как таковой. А.М. Кондаков, автор Стандартов второго поколения Ключевые установки концепции новых образовательных стандартов в деятельности школьного библиотекаря Информационно-методическое обеспечение общеобразовательного процесса.Развитие информационной грамотности учащихся, в том числе при организации их проектной деятельности.Информационное и методическое обеспечение построения индивидуальных образовательных маршрутов учащихся.Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников. Основные документы Фундаментальное ядро содержания общего образованияФедеральный государственный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО)Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (Проект)Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа.Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. Структура стандарта Общие положенияТребования к результатам освоения основных общеобразовательных программТребования к структуре основных общеобразовательных программТребования к условиям получения общего образования Кадровое обеспечение Укомплектованность библиотечными кадрами Уровень квалификации (соответствие квалификационным характеристикам по должности) Непрерывность профессионального развитияУровень профессионализма, качественные результаты работы Инновационность деятельности Материально-техническое обеспечение Соответствие помещения библиотеки санитарно-гигиеническим нормам. Комфортность библиотечной среды по отношению к обучающимся и педагогическим работникам. Достаточность площади и освещенности. Размещение рабочих мест и зон. Наличие современной библиотечной техники и мебели. Наличие читального зала. Число читательских мест. Наличие медиатеки. Материально-техническое обеспечение Условия для работы с информацией (устройства для создания, записи и обработки информации; получение и тиражирование информации различными способами, в том числе и в сети Интернет; возможность для размещения своих материалов и работ в информационной среде ОУ). для проведения массовых библиотечных мероприятий. Обеспечение библиотеки расходными материалами и канцелярскими принадлежностями, носителями цифровой информации. Информационно-образовательное обеспечение Технологические средства: АРМ библиотекаря персональные компьютеры для пользователейбазы данных коммуникационные каналы программные продуктыВозможность осуществления деятельности в электронной (цифровой ) форме: планирование и анализ деятельности Информационно-образовательное обеспечение размещение и сохранность информационных ресурсов организация электронного каталога и работа с ним; фиксация хода библиотечного процесса взаимодействие между участниками ОП , в том числе дистанционноеконтроль доступа участников ОП к информационным ресурсам в сети Интернет) Информационно-методическое обеспечение обеспеченность УМК на разных носителях укомплектованность учебно-методической и программно-методической литературойЭОР, в том числе размещенными в федеральных и региональных базахдетской художественной и научно-популярной литературой, справочно-библиографическими и периодическими изданиями). В чём заключается стратегия ближайших действий? В чём заключается стратегия ближайших действий? Ориентированных на создание условий:Повышение квалификации библиотечных кадров, соответствующих требованиям времени, стремящихся к инновациям в профессиональной сфере, готовых к непрерывному процессу образования в течение всей жизни.Формирование фондов качественными источниками информации на разных носителях.Создание привлекательной, комфортной и дружественной библиотечно-образовательной средыОриентированных на результат:Ориентация на компетентностный и системно-деятельностный подходы.Изучение и включение в практику работы библиотеки эффективных техник и технологий.Работа в школьной команде по внедрению ФГОС.Сотрудничество с педагогами Задачи Освоение новых информационных технологий Направления: библиотечное - НИТ внедряются в технологические библиотечно - информационные процессы (автоматизация библиотеки) образовательное - НИТ внедряются в основную деятельность школы, в т. ч. и на школьную библиотеку Формирование у школьников информационной грамотности предоставлении педагогам и школьникам доступа к высококачественным лицензированным базам данных организатор и помощник в проектной деятельности, нацеленной на выработку у учеников умения вести поисковую и практико-исследовательскую деятельность Положительные моменты в деятельности школьного библиотекаря: освоение и внедрение компьютерных технологий в информационно-библиотечное обслуживание;использование разнообразных инновационных форм работы, оказывающих эффективное влияние на процесс обучения и воспитания; разработка нормативно-правового обеспечения деятельности библиотеки;создание модели школьной         библиотеки в соответствии с концепцией развития школы;разработка концепции, программы развития библиотеки;эстетичность и наглядность библиотеки; оригинальное оформление книжных выставок;системность работы по формированию и использованию информационных ресурсов:гибкость, мобильность, способность меняться, адаптируя свою работу к запросам образовательного учреждения: использование виртуальных форм создания привлекательного образа библиотеки:создание оригинальных программ по развитию интереса к чтению. Новая миссия библиотеки – создание среды для развития детей, отвечающей их возрастным социокультурным и индивидуальным особенностям, через чтение, печатные, аудиовизуальные, электронные документы. Школьники о библиотеке будущего «…Библиотека будущего – это много компьютеров и места, чтобы ими пользоваться; разные зоны для тихих и шумных мероприятий; здесь можно встречаться с друзьями, читать журналы, делать домашнюю работу; здесь можно учиться и просто находиться, здесь есть место для того, чтобы думать и отдыхать; персонал – профессиональные сотрудники, приятные, дружелюбные и уравновешенные люди; помещения - уютные, открытые, хорошо освещенные и красочные; библиотека – это искусство, культура и книги, это – территория детства…»