Ознакомление с окружающим Путешествие Капельки


Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования Республики Крым
«Дворец детского и юношеского творчества»
План-конспект открытого занятия по развитию речи
Дата 05.12.2016 г.
Занятие № 38-39
Группа: № 8
Педагог дополнительного образования Суханова Наталья Григорьевна
Объединение: клуб «Росток»
Тема занятия: «Путешествие капельки».
Цель: Дать понятие о значимости воды в жизни человека, в природе.
Задачи:
Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть), со значением воды в жизни человека и всех живых существ.
Развивать любознательность, мышление и речь детей; развивать навыки анализа, сравнения; закреплять умения и навыки, полученные ранее в практической деятельности.
Воспитывать нравственное и эстетическое отношение к окружающему миру, правильное отношение к своему здоровью; воспитывать наблюдательность; прививать бережное отношение к воде.
Тип занятия: комбинированный.
Форма организации: коллективная.
Вид занятия: виртуальное путешествие, познавательно-исследовательская деятельность.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, музыкальный центр, магнитная доска.
Дидактические материалы к занятию:
-мнемотаблицы, картинка «Капитошка», бумажные капли воды, схема «Кому нужна вода», ламинированные картинки с заданием «Кто быстрее найдёт капельку», карточки с изображением живой и неживой природы для игры «Кому нужна вода?»; плакат для беседы «Где спряталась вода?»;
- инвентарь для опытов с водой (два мерных стакана, одноразовые стаканчики по количеству детей, соль, сахар, кислота, ложечки, молоко, сосуды разной формы, камешки, пророщенные растения, лоскут ткани, выращенные кристаллы, салфетки сухие и влажные);
- аудиозапись звуков воды, мелодии для иллюстрации игр;
- презентация «Путешествие капельки».
Предварительная работа: заучивание стихов о воде, рассматривание и описание иллюстраций, чтение сказок, познавательной литературы о воде, наблюдение в природе, (посадка комнатного растения и его полив на последующих занятиях; беседы на тему «Где можно встретить воду»); проведение предварительного опыта на выращивание кристаллов.
Ход занятия
На экране изображение Капельки
1.Организационный момент.
- Здравствуйте, дети! Я очень рада вас видеть. Давайте вспомним наш девиз: «С голубого ручейка начинается река, а занятие начинается с улыбки!».
2. Основная часть.
Звучит аудиозапись журчания ручья.
Послушайте и определите, что это за звуки? (это звуки воды). Действительно, это журчит ручей. И сегодня речь пойдёт о воде. (Слайды 1 – 4). А теперь отгадайте загадку: что за часть жидкости будет с нами путешествовать в Царство воды. (Слайд № 5).
Что это? (правильно, это капелька воды).
Она путешествует по всему свету, много видела, много интересного знает о воде.
(Слайды № 6 - 11)
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В пруду,
В реке,
В озере,
В море,
В океане
И в водопроводном кране.
Значит, Капелька – это маленькая частичка… Чего? (воды)
Конечно же, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле. Вода – это основа жизни. (Слайд № 12).
Ой! Кажется, дождь начинается.
Физкультминутка
Капля-раз, капля-два,
Очень медленно сперва, (хлопки руками на каждое слово)
А потом, потом, потом –
Всё бегом, бегом, бегом (ходьба на месте).
Стали капли поспевать.
Капля каплю догонять.
Кап-кап, кап-кап.
Зонтики скорей раскроем,
От дождя себя укроем (соединить руки над головой).
Давайте мы укроемся от дождика, присев на стульчики. (Слайд № 13).
Дождевая капелька приглашает вас совершить путешествие в удивительный мир воды.(Слайд № 14).
Мы с вами посмотрим сказку «Путешествие Капельки». (Слайд № 15).
В густом лесу бил из-под земли родничок. Вода в нём была чистая и прохладная. В этом родничке жила со своими сёстрами Капелька воды. (Слайд № 16).
Капелька была очень любознательной. Ей ужасно хотелось мир посмотреть, и отправилась она путешествовать. Вместе с ручейком, который вытекал из родника, поплыла она по лесу навстречу приключениям. (Слайд № 17).
По дороге она встретилась с другими ручейками и стала широкой рекой. Целый день плыла Капелька, подхваченная быстрым течением реки. Вокруг всё резвились маленькие рыбки, приглашая поиграть с ними.
Капелька даже зажмурилась от удовольствия. (Слайд № 18).
Наступил вечер, течение стало медленное, и река влилась в большое озеро. В этом озере решила Капелька остановиться на ночь…
Упражнение на внимание
- Интересно, а в каком же она озере остановилась?! Давайте мы с вами попробуем найти это озеро.
Выполнение дидактического задания: «Кто быстрей найдёт озеро». (Приложение 1)
Игра «Подскажи словечко»
Посмотрите, какая большая капля. На ней написано стихотворение, но некоторые слова намокли, и я не могу их разобрать. Помогите мне: я начну, вы продолжайте, слово в рифму подбирайте.
Стихотворение Светланы Джус «Про дождик»
Дождик капает по лужам.
Ну, кому? Зачем он нужен?
Дождь, конечно, нужен нам,
А зачем? Ответ я дам!
Там, где капля упадёт,
Там цветочек … (расцветёт).
Травка будет зеленее,
Если дождик льёт … (сильнее).
А ещё нам нужен дождь,
Чтоб заколосилась … (рожь),
Чтоб деревья напоить,
Тоже дождик должен … (лить).
В городе он словно дворник,
Чистит улицу и … (дворик).
Пыль к земле дождь прибивает,
Грязный воздух … (очищает).
Без дождя нам не прожить,
Так что, дождик должен … (лить).
(Слайд № 19).
Динамическая пауза
На лужайке поутру мы затеяли игру
Вы дождинки, я пенёк
Становитесь в наш кружок.
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг пошире.
А теперь мы ручейки побежим вперегонки.
Прямо к озеру спешим, станет озеро большим.
(дети садятся на стульчики)
Встали детки все опять,
Будем в солнышко играть.
Мы весёлые лучи, мы резвы и горячи.
Стало солнце пригревать
И все капли поднимать.
(дети поднимаются на носочки).
Присаживайтесь на стульчики, мы продолжаем смотреть сказку. (Слайд № 20).
Когда солнышко пригрело озеро, то с нашей Капелькой-путешественницей стали происходить чудеса! Она вдруг почувствовала себя очень лёгкой, воздушной. А потом медленно поднялась над водой и полетела! (Слайд № 21).
Сначала Капелька испугалась, но потом решила, что путешествовать по воздуху ещё приятнее, чем плыть по воде. Первые лучи солнца согрели её, и она поднялась высоко в небо. (Слайд № 22). Поднявшись на небо, Капелька поселилась в большой синей туче. Туча проплывала над полями и лесами, и маленькой Капельке очень нравилось наблюдать сверху за миром. (Слайд № 23).
Может она видела и нас с вами. (Слайд № 24).
День шёл за днём, и Капелька росла и тяжелела. (Слайд № 25).
Однажды она не удержалась в тучке и полетела вниз. (Слайд № 26). Но ей было не страшно. Внизу её ждал знакомый лесной ручеёк и сёстры — капельки. (Слайд № 27).
В природе вода путешествует всегда,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед,
Растает – и снова в поход!
По горным вершинам, широким долинам,
Вдруг в небо взовьется, дождем обернется,
Вокруг оглянитесь – в природу вглядитесь.
Солнышко пригревает, водичка испаряется и поднимается вверх и образуются облака. Капельки в тучке тяжелеют и падают в виде дождя на землю.
Ребята, а теперь скажите, пожалуйста, что может делать вода?
Дети: Бежать, течь, литься, капать, бушевать, журчать и т. д. (Слайды № 28 – 41)
Вода бежит. Падает. Как это явление называется? (водопад).
Вода стоит. Волнуется, бушует. Капает. Льётся. Летает.
С водой можно играть. (Слайд № 42)
Пока наша Капелька полна мечтаний, встречаясь с другими капельками, мы проведём увлекательные опыты с водой.
Свойства воды
Вода жидкая, она течёт. Вода не имеет определённой формы, она принимает форму того сосуда в который её наливают. (Слайд № 43).
Поместим камни в сосуд. Камни видны в воде, потому что вода прозрачная. Вода не имеет цвета, значит она бесцветная. (Слайды № 44 - 45).
У каждого ребенка стаканы с водой и соком. Педагог предлагает детям попробовать сок на вкус. Какой он? (сладкий). Затем предлагает попробовать воду. Какая вода? (безвкусная).
Вывод: вода не имеет вкуса, значит безвкусная. Вода ничем не пахнет, значит, она не имеет запаха. (Слайд № 46).
Вода может изменять цвет, если в ней растворить цветные вещества. Вода меняет вкус от веществ, растворяющихся в воде. (Слайд № 47).
Состояния воды
В природе вода существует в трёх состояниях: жидкое (вода, озеро, река, дождь), газообразное (пар, туман, облако), твёрдое (лёд, град, снег) (Слайды № 48 - 55).

(Дети готовятся смотреть сказку – продолжение)
Капелька снова стала лёгкой и полетела. На небе было очень холодно. Встретившись с другими капельками и став тяжёлой, она с подружками снова упала вниз. Но теперь она очутилась на свалке мусора, которая была недалеко от речки. Тут было не до мечтаний. Жила здесь Злючка-Грязнючка. Речка плохо пахла и была невыносимо грязной. Наша Капелька быстро скатилась в речку, а Злючка-Грязнючка за ней.
Плохо жилось Капельке и её подружкам, и они решили убежать.
-Дети, давайте поможем улететь капелькам?!
Пальчиковая и дыхательная гимнастика
«Вышли капли танцевать» (Слайд № 56)
Стало солнце пригревать
И все капли поднимать.
И не стало речки. Наша Капелька с подружками снова плыли тучкой и очень боялись опять попасть в грязную речку. (Слайд № 57).
Источники загрязнения воды – это что? (мусор) (Слайд № 58).
А кто этот мусор делает? (человек). Куда мы должны выбрасывать мусор? (в мусорное ведро, в мусорный контейнер). (Слайды № 59 – 60).
И, конечно же, беречь воду. Закрывать воду, не лить её попусту. (Слайды № 61 – 63)
А сейчас мы послушаем стихи про воду.
Буль, буль, буль, вода бежит
Мишка в ванную спешит.
Словно смелый капитан
Будет он купаться самостоятельная
Ты плыви, кораблик мой,
Я поплаваю с тобой! (Слайд № 64)
Чтоб из дома не уплыть
Не забуду кран закрыть.
Игра «Кому нужна вода»
(На доске посередине висит капелька воды, детям раздаются картинки с изображением разных предметов, они должны прикрепить на магнитики соответствующие картинки).
(Слайды № 65 - 76).
3. Подведение итогов
-Ребята, что вы узнали о воде? (Слайд № 72)
-В каких трёх состояниях она бывает?
-Какие свойства воды вы знаете?
-Кому вода нужна?
-Почему воду нужно беречь?
-Вам понравилось занятие?
Чтобы лился дождик с неба.
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли, (Слайд № 73)
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам…(без воды)
Спасибо за работу! До свидания!
Педагог дополнительного образования Н.Г. Суханова
Используемая литература:
Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ. – Волгоград. : Издательство «Учитель», 2008. – 199 с.
Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми. – Воронеж. : Просвещение, 2006. – 22 с.
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М. : Просвещение, 1991. – 7 с.
Рыжова Н.А. Волшебная вода. – М. : Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников, «ЛИНКА – ПРЕСС», 1997. – 53 с.
Николаева С.Н. Формирование начал экологической культуры дошкольного возраста. – М. : Издательство «Дошкольное воспитание» № 8», 1999. – 17 с.
Приложение №1