Тема урока: Путешествие экспедиции «Барс» по Казахстану.

Тема урока:
Путешествие экспедиции «Барс» по Казахстану.
Цель урока:
Сформировать понятия о природе Казахстана, совершенствовать знания о равнинах, горах и холмах, об изменении ландшафта под действием природных явлений, развивать познавательную активность детей, умение работать по карте, умение наблюдать, обобщать, делать выводы, анализировать, мыслить, воспитание гордости за свою страну.
Ход урока
Психологический настрой
Казахстан - мой край родной!
Всё в тебе любимо мною,
Тень лесов, простор степной
И высоких гор покой!
Почему мы говорим, что в целом мире нет прекраснее страны чем наш Казахстан?
Сообщение темы урока
Ребята сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Казахстану. Мы будем путешествениками - геологами и биологами, а путешествовать нам помогут наши друзья - это Белый Верблюжонок, Барсенок, Беркутенок и Тулпарчик, которые должны вместе с нами исследовать нашу страну, путешествуя с севера на юг, с востока на запад. Увидим как выглядит поверхность нашей земли, а помогать нам будет наша волшебная карта и конечно ваше желание узнать больше. Итак наша экспедиция под названием «Барс» отправляется в путь.
Среди нас есть геологи и биологи (зеленые – биологи, синие – геологи).
Чтение стихотворений
Мой Казахстан – люблю твои просторы,
Золотистые нивы полей.
В небо взросшие снежные горы.
Тихий шелест тянь – шаньских елей.
Пусть всегда торжествует братство,
Наша дружба, стабильность, покой,
Казахстан – наша гордость, богатство,
Нам всегда ты нужен такой.

Казахстан - это ветер степной,
Шевелящий страницы тетрадей.
Это песня летит надо мной
Над равнинной бескрайнею гладью.
Плоть истории в наших устах.
Каждый подвигом жизни овеян.
Это мой, это мой Казахстан,
Мой великий живой современник.
Природа Казахстана характеризуется большим разнообразием, потому что наша страна занимает огромную территорию. В Казахстане есть и равнины, и возвышенности, и горы. Тогда начинаем нашу экспедицию все собрались в путь, геологи и биологи готовы? Начнем мы наше путешествие . Первое наше путешествие мы отправляемся с Белым Верблюжонком Тогда мы выезжаем давай те закроем глаза и представим что мы верхом на красивых больших верблюдах они медленно поднимаются и отправляются в путь друг за другом. Перед нами три дороги: одна убегает на запад, другая на восток, а третья на север. Слева до самого горизонта тянется пустыня, на севере зеленеет степь, а справа остроконечными белыми шапками подбираются в небо горы. До чего же красива наша земля! Страна наша огромна. С кем же граничит наша страна? На севере и западе? (Россия), на юге - с Туркменией, Узбекистаном и Кыргызстаном, а на востоке с - Китаем. Молодцы правильно, итак мы видим разную местность. В одних местах не видно ни возвышенностей, ни понижений. Такая местность называется равниной. Есть равнины с поверхностью ровной, как стол. Их называют плоскими равнинами. На карте они обозначены зелёным цветом.(показ таблицы). Некоторые равнины занимают пониженные участки. Такие равнины называются низменностями. Давайте посмотрим на нашу карту возле Каспийского моря, расположена Прикаспийская низменность она ниже уровня океана на 132 метра - это впадина Карагие обозначена тёмно-зелёным цветом. Есть равнины на которых выделяются холмы. Это холмистые равнины. Холмы возвышаются над равниной на несколько десятков метров и хорошо видны достигают до 200 метров. Но есть такие равнины на которых нет ни дорог, ни рек, ни селений - это пустыни. (показ видео.)Наш караван бодро шагал по дорогам. Солнышко припекает нам спину и мы немного устали, и караван устал давайте устроем перевал.
Физминутка
Работа по схеме «Исследования»
1 задание
Молодцы отдохнули, перевал окончен отправляемся снова в путь. На столах у вас лежат журнал исследования в которых вы должны выделить какие равнины повстречались нам на пути, каким выделено цветом. (2 мин)
Барсенок нам предложил отправиться в горы. Он говорит что в горах прохладно. Что в горах джайляу с сочной травой и леса, где полно грибов и ягод. И есть где укрыться от жары, и дождя. Ребята а кто знает что такое горы? Горы это участки земной поверхности, высоко подымающиеся над землей. Горы бывают разными.
2 задание
А теперь нам нужно исследовать и разузнать какие горы у нас есть. (работаем по карте на стр 16). И занести в журнал исследования. Молодцы а теперь мы с вами посмотрим какие животные и растения здесь обитают. (показ видео животные и растения гор)
3 задание
Нашим геологи нужно найти и узнать самую высокую точку Казахстана? (пик Хан-Тенгри, его рост 6995 метров). Этаже гора считается каким местом Казахстана? (самое холодное до 60 градусов).
Биологи исследуют самое низкое место в Казахстане? (впадина Карагие она на 132 метра ниже уровня Мирового океана находится Прикаспийской низменности) Какое место самое жаркое? (в песках пустыни Кызылкум, где летом бывают до +47 градусов).
Хорошо ребята если посмотреть на скалы, то можно увидеть ровные и гладкие камни, а может и быть с трещинами с песком и с осколками камней у подножия, так как они разрушаются, крошатся, осыпаются. Как же это происходит мы это будем исследовать прочитаем самостоятельно на стр 24. Давайте составим схему и занесем его в наш журнал исследований. (схема у доски)
А вот наш друг беркутёнок летая высоко в горах видел очень многое и он нам захотел рассказать вернее показать как происходит землетрясение и вулканы. (опыт)
Делаем вывод что с течением времени наши высокие горы становятся низкими.
Беркутенку пришлось побывать повсюду и он облетев всю нашу страну и исследовал что у нас в Казахстане 8500 рек, а озер 5000 тыс, самые крупные Каспийское, Аральское, Балхаш, Зайсан, Алаколь, Тенгиз. Реки Казахстана богаты рыбой, обитает здесь 104 вида. Итак ребята наше путешествие незаметно подошло к городу. А какой это город? Это Астана - наша столица. (показ картинок) Этот город стал одним из самых красивых городов планеты ему присуждена награда Юнеско «Город мира». И наши друзья хотят вернуться домой давайте вспомним с чего мы начали наше путешествие? (ответы детей). Понравилось вам наше путешествие? Рефлексия ( лучики для солнца). Чтобы ясное солнце светило всегда.



15