Разработка открытого урока по географии на тему: «Путешествие по Казахстану»

Бектауская средняя школа




Разработка
Открытого урока по географии
на тему: «Путешествие по Казахстану»







Подготовила: Фогель Г.И.
Учитель географии





Задачи урока:
Систематизация и обобщение знаний по теме;
Расширение кругозора;
Развитие умения работать с цифровым материалом и картами;
Воспитание чувства патриотизма у учащихся.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Физическая карта Казахстана, учебник.
ХОД УРОКА.
(На фоне музыки звучит эпиграф)
Земля - научи меня быть спокойной,
Как травы спокойны при лунном свете.
Земля - научи меня нести мое бремя,
Как старые камни несут свою память.
Земля – научи меня ждать надеясь,
Как ждут бутоны начала цветения,
Земля – научи меня жить заботой,
Как мать живет заботой о детях.

Учитель: Ребята, наш урок проходит накануне большого общенационального праздника нашей страны. Кто из вас может назвать этот праздник? Какого число мы его отмечаем?
(Ответы детей)
Да ребята, 16 декабря мы отмечаем День Независимости Казахстана.
Сегодня после изучения тем «Географическое положение Казахстана» и «Общий обзор природы Казахстана» мы должны систематизировать свои знания.
Для этого мы совершим путешествие по нашей стране, побываем во всех уголках. Наше путешествие будет длиться 40 минут, и чтобы все и везде успеть, вы должны быть внимательны, давать верные ответы на все поставленные вопросы и правильно выполнять все задания.
По ходу путешествия будем делать остановки, во время которых вам предстоит играть и отдыхать. Кто будет сегодня лучшим в своих ответах, получить высшую оценку. На чем бы вы желали путешествовать?
(Ответы детей)
Почему?
(Ответы детей)
И так, в путь, юные друзья!
(Звучит музыка)
Стоп! Неполадке в моторе. И пока механик чинит мотор, мы посетим станцию «Биографическую» и выполним следующие задания:
(На доске цифры)
Что означают эти цифры?


Кто такой? Что такое?


Ребята, механик дал знать, что все готово, и мы можем двигаться дальше, но сначала подведем итоги работы на станции «Биографическая»
(Звучит музыка)
Стоп машина! Я не знаю как выбраться со станции, на которую мы попали. Помогите мне? Отгадайте по описанию природную зону..
Этой местности свойственны низкие травы с преобладанием ковыля, полыни, пырея. По ним бродят овцы, коровы, лошади, можно увидеть зайцев, лисиц, и различных грызунов.
(степь)

Осадки здесь бывают не каждый год. Путешествовать летом опасно. При такой жаре человек теряет 1 литр воды в час. Это быстро ведет к обезвоживанию организма.
(пустыня)
Поистине в этих местах собралась прекрасная компания: береза. Осина, сосна и много разных трав.
(лесостепь)
Осадков больше чем в пустыне, но меньше в степи. Много небольших озер самое большое из них – Зайсан. Здесь можно встретить джейранов, сайгаков, а также тушканчиков, сусликов и других грызунов.
(полупустыня)
Молодцы ребята! Выручили меня из беды. Трогаемся в путь дальше!
(Звучит музыка, итоги)
Стоп! Закончилось горючее! Чтобы получить горючее, нам нужно будет выполнить следующие тестовые задания: подчеркните правильный ответ:
Площадь Казахстана составляет а) 2382 тыс кв.км; б) 7, 075 тыс кв.км;
в) 2724 тыс кв.км;
На востоке Казахстан граничит с а) Российская Федерация; б)Китайская Народная Республика; в) Туркменистаном
Казахстан провозгласил свою независимость: а) в 1990г; б)1991г; в) 1992г;
Хорошо ребята, с заданием все справились. И теперь у нас есть горючее чтобы продолжить путь! Поехали!
(Звучит музыка, итоги)
Ребята по левую сторону от дороги я вижу небольшие кафе, заедем перекусим? А за одно отдохнем. Ребята, пока вы будете отдыхать я вам расскажу легенду об одном из самых живописных уголков Казахстана – о Боровом.
Аллах, сотворяя наш огромный мир, подарил одним народам широкие и голубые моря, реки, другим – высокие горы, одетые густыми лесами и белоснежными шапками, третьих одарил плодородными полями, цветущими садами, а казахам оставил лишь сухие степи и пески. Возроптовал народ, решил просить у Аллаха хоть малую долю прекрасного, что осталось у него в коржуне. Но не откликнулся Аллах на мольбу степняков. Тогда веселый пересменщик Алдар – Косе решил перехитрить всевышнего, предложив сыграть в прятки. Тот согласился. Но где можно спрятаться в пустынной плоскости степи? Насыпал Аллах холмик, чтобы укрыться за ним. Эту гору и сейчас зовут Букпа – «прятаться». А хитрый Алдар – Косе незаметно проделал в коржуне Аллаха дырку, через которую высыпались на землю скалистые горы, вылились прозрачные озера и звонкие родники. Горы же поросли густыми лесами, в них поселись зверьки и птицы, в озерах появилась рыба. Потом пришли люди.
Ну, что ребята отдохнули? А теперь в путь.
(Звучит музыка)
Ну надо же, спустило колесо! Ребята, а нам повезло, здесь рядом находиться станция «Историческая», нам устранят все неполадки только после того, как мы ответим на вопросы в карточках.
(работа по карточкам)
С заданиями все справились и машина наша уже починена. Поехали дальше.
(Звучит музыка, итоги)
Ребята мы подъезжаем к следующей станции которая называется просто «Географическая». На этой станции нам предлагают выполнить следующее задания:
На карте укажите границы РК;
Напиши названия суверенных государств граничащих с Казахстаном (один ученик выходит к доске, а остальные с места следят за выполнением задания и помигают в случае затруднения первого).
Другой ученик выходит к доске и выполняет следующее задание (соедините названия государства с его столицей)
ТУРКМЕНИСТАН АСТАНА
РОССИЯ АШХАБАД
КАЗАХСТАН МОСКВА
КИТАЙ БИШКЕК
КЫРГЫСТАН ТАШКЕНТ
УЗБЕКИСТАН ПЕКИН
Ребята, все молодцы, вы, наверное, уже устали, но до завершения нашего путешествия осталось всего одна остановка станция «Угадай-ка». У вас на столах лежат карточки с кроссвордом «Полезные ископаемые Казахстана». Вам нужно разгадать этот кроссворд.
И так, мы завершили наше путешествие. Оно состоялось благодаря вашим географическим знаниям, вашему умению ориентироваться по карте.
И я убеждена. Что этот урок вызвал у нас чувства гордости за нашу огромную страну. Которая за столь скромный срок. Всего за 14 лет. Достигла таких больших успехов.
Я хочу поблагодарить вас за помощь в нашем путешествии и отметить вклад каждого из вас соответствующей оценкой.










1991г,7010м, 15000км, -132м, 9 место, 2724900 кв.км, 16 млн.человек.

Н. Назарбаев; 2) Астана; 3)Алматы; 4) аль-Фараби; 5)Мажил; 6)Семенов Тянь –Шанский; 7) Ш.Увлиханов; 8) Большие Барсуки; 9)Сарыарка.