Современный урок физики в плане реализации задач ФГОС второго поколения. Шаблон по составлению

Современный урок физики в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения
Корепанова Татьяна Александровна
Учитель физики МАОУ «СОШ №111»
г.Пермь

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Требования ФГОС к метапредметным результатам освоения основной программы следующие: 1)активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; 2)использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета физики.
Прежде всего, необходимо рассмотреть  этапы конструирования урока, для этого используется технологическая карта. Это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.
Шаблон разработки комбинированного урока
Этап урока
Время, мин.
Приёмы и методы
Содержание деятельности

Организация начала урока
1 мин
Приветствие, акцентирование внимания
Организация подготовленности учащихся к уроку

Мотивация учебной деятельности
1 мин
Использование физического оборудования, ситуации успеха
Определение уровня овладения знаниями, коррекция знаний, умений и навыков. Озвучить Цели урока

Проверка домашнего задания
6 мин
Интеллектуальная разминка, найди ошибку, условные обозначения
Ученики сами друг другу задают вопросы по домашнему заданию, приготовленные заранее (основные понятия кинематики: механика, кинематика, описание положения тела с примерами, прямолинейное равномерное движение, скорость, единицы измерения, путь, перемещение с примерами); у доски три человека, остальные на месте записывают условные обозначения физических величин и единиц измерений (скорость, путь, перемещение, уравнение равномерного движения в двухмерной системе координат), затем идет проверка; через документ-камеру рисунки, формулы в которых допущены ошибки.

Актуализация опорных знаний
3 мин
Беседа- диспут, демонстрация
Конкретизировать полученные навыки на уроках математики ( уравнение прямой, графиков) и применения этих навыков на уроке физики; сравнить и выяснить характер движения различных тел (движение тележки, маятника, мяча и струны) и сравить.

Изучение нового материала
20мин
Составление опорного конспекта, проблемно-поисковый метод
таблица
Каждый учащийся составляет опорный конспект, отражая различные методы описания задания зависимости между физическими величинами( табличный, графический, аналитический), провести исследования какой метод лучше; использование ИКТ, документ-камеру при объяснении нового материала (построение графиков физических величин(координаты и скорости) при равномерном прямолинейном движении), поисковая- исследовательская деятельность (отличие графиков прямой в математике и в физике ( уравнение прямой х(t) и y(x));
Выделение нужной информации для лучшего усвоения материала и отбора информации

Первичная проверка усвоения знаний
3 мин
дискуссия
Понимание и отличие в различных графиках ( сравнение графиков движения от направления, от угла наклона, от выбора системы отсчета через документ-камеру)

Первичное закрепление знаний
3 мин
анализ
Чтение графиков, их отличие ( по графику описать характер движения и записать уравнения движения)

Контроль и самопроверка знаний
5 мин
Индивидуаль
ная
На географической карте найти путь и перемещение при движении по реке( название), если объект движется на вертолёте и сравнить; другие учащиеся работают с тестами( дидактический материал для 9 класса под редакцией Марона)

Подведение итогов урока. Рефлексия
2 мин
устная
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Чему научились?
Что для вас было наиболее сложным?

Информация о домашнем задании
1 мин
Запись на доске, информация учителя
Уделить внимание на решение сложных заданий, составление кроссвордов, написание Эссе( индивидуально на оценку)


15