Конспект занятия на тему Дифференциация О-Ё в слогах. словах, предложениях


Конспект коррекционного занятия.
Протасевич Оксана Александровна, учитель-логопед МБОУ «Гимназия №1»
Пояснительная записка
Данное логопедическое занятие рассчитано на группу учеников 2 класса, имеющих нарушение чтения и письма, обусловленное фонематическим недоразвитием речи.
Характеристика группы: дети данной категории испытывают трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности фонематических процессов  и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью. У детей нарушен фонематический компонент речевой системы. Учащиеся 2 класса обучаются по программе «Начальная школа XXI века». В школьном логопедическом пункте дети обучаются по программе «Коррекционно - развивающее обучение учащихся вторых классов с недостатками чтения и письма, обусловленными ФФНР, ФНР»,
I этап коррекционно-образовательного обучения.Тема коррекционного занятия: «Дифференциация гласных О – Ё в слогах, словах, словосочетаниях».
Форма проведения - фронтальная, продолжительность занятия 45 минут.
Цель: формирование навыка безошибочного употребления букв О - Ё в письменной и устной речи в слогах, словах, словосочетаниях.
Задачи:
учить различать гласные О - Ё в слогах, словах, словосочетаниях с опорой на различные анализаторы (слуховой, зрительный, тактильный);
развивать зрительное и слуховое внимание, память, фонематическое восприятие;
развивать навык звукобуквенного анализа и синтеза на уровне слога, слова, словосочетания;
формировать личностные качества (уважение друг к другу, доброжелательность, отзывчивость) и положительную мотивацию к обучению;
формировать коммуникативные умения и навыки, способность применять их в новой ситуации.
формировать регулятивные универсальные учебные действия (через целеполагание, планирование работы, умение осуществлятьконтроль за ходом своей деятельности, самооценку).
Технологическая карта коррекционного занятия.
Ход занятия.
Организационный этап.
Задачи:
создание положительного настроя на занятии;
пробуждение интереса к познанию нового материала;
постановка темы занятия.
Методы и приёмы: наглядные (наблюдение), словесные (рассказ, беседа), метод стимулирования и мотивации ответственности в учении; проблемное изложение.
Оборудование: медиапроектор, компьютер, экран.
Содержание работы Действия учителя-логопеда Действия детей Используемые дидактические материалы, образовательные ресурсы.
1.Проблемная ситуация «Неудачный диктант».
2.Формулирование темы занятия. -Здравствуйте, ребята. Посмотрите на экран. Перед вами мальчик Лёня. Он написал диктант, сделав много ошибок и расстроился. Поможем мальчику научиться различать буквы и не путать их?
Скажите, какие буквы он не научился различать на письме?
Сегодня мы будем работать с этими буквами, вспомним, что уже знаем о них, научимся различать и не путать их в слогах, словах, словосочетаниях, чтобы избежать таких неудач в учении.
Давайте прочитаем слова, исправив ошибки.
Анализ ошибок Лёни, выделение проблемных букв. Формулирование темы и цели занятия.
- Буквы О-Ё.
Дети читают слова по цепочке, исправляя ошибки. Презентация PowerPoint.
На экране картинка грустного мальчика, написанные с ошибками слова: олка, ёслик, свокла, гвёзди, гнозда, пулемот, слозы.
Основной этап.
Задачи: 
развивать слуховое внимание, память и восприятие;
закреплять понятие о звуке, букве, слоге, слове, словосочетании;
развивать навык звукобуквенного анализа и синтеза на уровне слога, слова, словосочетания;
формировать фонематическое восприятие;
развивать общую, мелкую моторику и кинестетические ощущения (с помощью кинезиологических упражнений);
развивать познавательные универсальные учебные действия (через построение высказывания, использование элементов моделирования (сигнальных карточек), использование поисково-исследовательского метода);
Методы и приёмы: практические (упражнение, игра ), активные (кинезиологические упражнения, упражнения с закрытыми глазами), зрительная гимнастика; поисково-исследовательский метод (найти слово); словесные (рассуждения, умозаключения), наглядные (использование картинного материала, изображения на экране, использование цвета в дидактических пособиях), метод контроля, взаимоконтроля, самоконтроля.
Оборудование: медиапроектор, компьютер, экран, индивидуальные зеркала, артикуляционные профили гласных О, Ё, сигнальные карточки с буквами О-Ё, одноцветные и двухцветные кружки - символы для обозначения звуков буквы Ё, индивидуальные карточки с заданиями, демонстрационные схемы для звукового анализа, демонстрационные предметные картинки ёжика и ослика, тетради, ручки, цветные карандаши.
Содержание работы Действия учителя-логопеда Действия детей Используемые дидактические материалы, образовательные ресурсы.
1.Актуализация знаний по теме «Гласные первого и второго ряда». Игровое задание: угадывание гласных звуков по беззвучной артикуляции (на развитие слухового внимания и восприятия) с опорой на зрительный образ и кинестетические ощущения.
Угадайте по положению моего рта, какой гласный я хочу произнести?
Произнесите этот звук. Как называются эти звуки?
Давайте вспомним, как образовались гласные второгоряда.
Давайте сравним, как мы произносим гласные О и Ё.
Какую особенность имеет буква Ё, присущую только ей? Дети перед индивидуальными зеркалами воспроизводят за беззвучной артикуляцией логопеда гласные звуки (а, у, ы, э, о).
- Гласные первого ряда.
Я - й+аЮ - й+уЕ - й+эЁ - й+оДети с опорой на отражение в зеркале и кинестетические ощущения описывают положение органов при артикуляции гласных О и Ё.
- Буква Ё всегда ударная. Артикуляционные профили гласных О, Ё.
Таблица образования гласной Ё -

2.Дифференциация О-Ё в слогах. Упражнение «Составь слог».
Работа в индивидуальных тетрадях.
Итог выполнения задания. Взаимопроверка.Рефлексия. - Вставьте пропущенные гласные буквы в слоги.
- Сделайте вывод о том, какие согласные в первом столбике, какие согласные во втором? Почему?
-Подчеркните гласную О одной красной чертой, Ё - двумя, а затем подчеркните согласные буквы перед ними (зелёным - которые звучат мягко, синим - которые звучат твёрдо). Проверка выполнения задания в парах, по эталону.
Дети работают в тетрадях, вставляя в слоги букву Ё. Делают вывод о согласных перед гласными буквами О, Ё. (После твёрдых согласных пишется гласная О, после мягких – гласная Ё). Подчёркивают буквы по инструкции.
Дети проверяют задание в парах, затем сверяют с эталоном на экране.
На экране выставлен столбик слогов с гласной О (согласные обозначены синим цветом). Во втором столбике отсутствует гласная, но согласные обозначены зелёным цветом.
мо – м. мо – мёно – н. но – нёто – т. то – тёдо – д. до – дёко – к. ко – кё3.Зрительная гимнастика. Выполним упражнение для снятия напряжения и усталости глаз. Дети выполняют зрительную гимнастику по инструкции логопеда. 4.Дифференциация О-Ё в словах.
Упражнение «Один или 2 звука?»
Работа в индивидуальных тетрадях.
Итог выполнения задания. Коллективная проверка правильности выполнения. Сравнение с эталоном на экране. Рефлексия. Какой звук обозначает буква Ё, когда стоит после мягкой согласной? Сколько звуков в этом случае обозначает буква Ё?
А когда стоит в начале слова, или после гласной, или после разделительных мягкого и твёрдого знаков?Сколько звуков этом случае обозначает буква Ё?
Определите какой символ соответствует Ё после мягкой согласной? в остальных названных случаях?
А)- Я буду называть слова, а вы поднимите нужный кружок. То есть, если в слове буква Ё обозначает 1 звук - поднимаете красный кружок, если буква Ё обозначает 2 звука – поднимаете зелёно-красный кружок.
Слова: Лёня, орёл, ёжик, пасёт, копьё, тёплый, поёт, даёт, лисёнок.
Б) Детям раздаются карточки с данными словами. Даётся задание распределить слова в 3 столбика по наличию изучаемых букв.
Найдите и разделите на слоги те слова, в которых буквы О и Ё будут являться целым слогом.
Проверка правильности выполнения задания. - Буква Ё после мягкой согласной обозначает звук [О].
- Буква Ё в начале слова, или после гласной, или после разделительных мягкого и твёрдого знаков обозначает 2 звука [Й,О]
Дети определяют значение сигнальных карточек.
После отражённого повторения слова поднимают нужную сигнальную карточку.
Дети получают задание на карточках. После прочтения инструкции определяют последовательность выполнения действий, проставляя порядковый номер действия на карточках простым карандашом.
- О-ля- о-рёл- ё-жикСигнальные карточки
- [ой]
- [о]
Индивидуальные карточки.
Задание: Прочитай слова. Распредели и запиши слова в тетради в 3 столбика: в 1 - с О, во 2- слова с Ё, в 3- слова с О и Ё в одном слове. Подчеркни О одной красной чертой, Ё - двумя.
Оля, орёл, ёжик, столик, тёплый, поёт.
Найди слова, в которых буквы О или Ё будут являться отдельным слогом. Подчеркни их.
На экране распределены в 3 столбика слова для самопроверки.
5.Физминутка. Кинезиологическое упражнение «Подпрыгни, хлопни, подними руки вверх». А теперь давайте поиграем.
Я буду произносить слова, если в слове звук в начале слова – подпрыгните, в середине – хлопните в ладоши, в конце – поднимите обе руки вверх.
О – ослик, поток, колесо, каток, обруч, мыло.
Ё –ёрш, осёл, ружьё, козёл, ёлка, бельё. Схемы для звукового анализа (нахождения места звука в слове) с картинками для выполнения движений (подпрыгивание, поднятие рук вверх, хлопки в ладоши).
(Приложение 1).
6.Игра «Угадай букву» (на развитие кинестетических ощущений, закрепление графического образа букв, переключение эмоционального состояния детей в ходе занятия). А сейчас один из пары встанет спиной к другому. Указательным пальцем напишите на спине у товарища изучаемые буквы в любом порядке (заглавную и строчную), второй ребёнок угадывает. Работа в парах. Один ребёнок становится спиной к другому. Указательным пальцем пишет на спине у товарища изучаемые буквы, угадывает. Меняются местами. 7.Дифференциация О-Ё в словосочетаниях.
Упражнение «Подбери слово-пару».
Работа в индивидуальных тетрадях.
Итог выполнения задания. Самопроверка. Сравнение с эталоном на экране. Рефлексия. А сейчас мы составим словосочетания из слов с буквами О, Ё. Вспомним, что такое словосочетание. У каждого из вас на столах карточки со словами. Выйдите к доске и найдите свою пару. Запишите словосочетания в тетрадь, подчеркните буквы О, Ё и согласные перед ними. Найдите слова, в которых буква Ё обозначает 2 звука. Почему? Обозначьте букву Ё двухцветным кружком. - Словосочетание – это два или более слов, связанных между собой по смыслу.
Дети выходят к доске, подбирают подходящие слова, находят «пару», составляют словосочетания, размещают их на доске.
Записывают словосочетания в тетрадь, подчеркивают буквы О, Ё и согласные перед ними. Находят слова, в которых буква Ё обозначает 2 звука.
- Ёлка, ёжик. Обозначают в тетради букву Ё двухцветным кружком. Карточки со словами на бумаге разного цвета.
Ёлка, Лёня, ёжик, ружьё, пёс, ворона;
новогодняя, весёлый, колкий, новое, злой, чёрная.
На экране словосочетания для самопроверки.
новогодняя ёлка
весёлый Лёня
колкий ёжик
новое ружьё
злой пёс
чёрная ворона
3.Итог занятия.
Задачи: формировать умение детей делать логический вывод о завершении работы на занятии, формировать навыки адекватной самооценки, рефлексии.
Методы: словесные (беседа, рассуждение), практические (использование вставок на доску), наглядные (использование демонстрационных пособий), метод контроля, самоконтроля, активные методы рефлексии. 8.Рефлексия содержания учебного материала.
Упражнение «Про О, или про Ё?»
Рефлексия деятельности на занятии.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния. - А сейчас подведём итог нашему занятию. Что мы вспомнили и узнали про гласные О, Ё? Каждый из вас подойдёт к доске, выберет утверждение про гласные, изучаемые нами сегодня на занятии и определит к какому гласному это утверждение подходит.
- Чему сегодня учились на занятии?
- Какое задание было выполнить сложно? Какое задание больше понравилось?
-А мне сегодня понравилось, как работали…..
Вы активно и успешно работали на занятии, за это вы награждаетесь подарками – раскрасками на буквы О, Ё. Каждый из детей подходит к доске, выбирает утверждение про гласные, и определяет к какому гласному это утверждение подходит, размещает на доске под соответствующей картинкой. Дети за партой показывают сигнальную карточку с нужной буквой.
В ходе беседы дети проводят самооценку своей работы на занятии, определяют нерешенные проблемы.
Демонстрационные картинки (ёжик, ослик).
Демонстрационные карточки с характеристиками гласных О, Ё:
- всегда обозначает один звук;
- обозначает мягкость согласных;
- всегда стоит под ударением;
- обозначает два звука;
- не обозначает мягкость согласных;
- не всегда стоит под ударением.
Сигнальные карточки с буквами О, Ё.
Список литературы:
Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов[Текст]: Пособие для логопеда. /Л. Н. Ефименкова /– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 232 с.
Мазанова Е.В. Коррекция акустическойдисграфии. Конспекты занятий для логопедов/Е.В. Мазанова. – 2-у изд., испр. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. – 184 с.
Приложение 1.