проектная деятельность учащихся начальных классов


Единственный путь, ведущий к
знанию, – это деятельность.
Б. Шоу
Для достижения современных целей образования необходимо создавать условия для развития индивидуальных способностей обучающихся. Поэтому важно вооружить ребёнка таким умением, как умение учиться. Это и есть главная задача федерального государственного образовательного стандарта. Ученик становится субъектом учебной деятельности. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности, что достигается за счёт развития проектной деятельности учащихся, суть которой стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предлагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний. Сегодня проектная деятельность учащихся всех классов - неотъемлемый атрибут их школьной жизни. 
Американский педагог и философ Джон Дьюи утверждал: "Если сегодня мы будем учить так, как мы учили вчера, мы украдём у детей завтра". Как же сегодня должен работать педагог, чтобы не украсть у своих учеников завтра?
Сегодня актуальны такие качества личности, как владение коммуникативными навыками, навыками коллективного труда, способность к самообразованию, воспитанность. Если ученик будет обладать указанными свойствами, то ему легче будет реализоваться в современном обществе.
Сегодня мы наблюдаем за стремительными изменениями во всём обществе, а значит и общество предъявляет человеку новые требования. В объявлениях о найме на работу говорится: «Организации (предприятию) требуются креативные, творчески мыслящие, способные самостоятельно принимать решения, инициативные молодые люди». Школа не может научить всему раз и навсегда, поэтому школа должна научить человека учиться всю жизнь, чтобы он мог самостоятельно решать проблемы и принимать решения, заниматься самообразованием, работать с документами, отстаивать свою точку зрения, работать в коллективе и чувствовать свою ответственность за работу, быть мобильным, гибким в различных ситуациях. Так как перед школой поставлена цель – подготовка учащихся к самостоятельной взрослой жизни, то и задачи по формированию вышеназванных качеств возлагаются, в первую очередь, на педагогический коллектив школы. Значит, учитель должен ориентироваться на требования учащихся, которые обусловлены временем. Исследовательская и проектная деятельность на уроке и во внеурочное время - это та деятельность, которая призвана решить проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития, готовности приобретать знания и умения на протяжении всей жизни; развивает у детей навык работы с большим объёмом информации (работа с книгой, газетой, Интернетом) выделением главного. Работа это сложная для учеников начальных классов, поэтому без помощи родителей обойтись трудно.
В.Гузеев подчёркивал, что «…Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия».Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности младших школьников, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного образования. Я начала использовать этот метод с 2012года.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую выполняют в течение определенного отрезка времени.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, ставит определённые цели:
1)Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проекта.
- Позволить каждому увидеть себя как человека способного и компетентного.
- Развить у каждого позитивный образ себя и других.
- Развить у учащихся умение истинно оценивать себя.
2)Развить у учащихся “командный дух” и “чувство локтя”; вдохновлять на развитие коммуникабельности и умение сотрудничать.
3)Обеспечить механизм развития критического мышления ребёнка, умение искать путь решения проблемы.
4)Развивать у учащихся исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации), наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, развивать аналитическое мышление.
Для использования метода проектов предъявляются следующие требования:
Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы, требующей интегрирования знаний, исследовательского поиска для её решения.
Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
Структурирование содержательной части проекта.
Использование исследовательских методов.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. Тему проекта может предложить учитель с учётом учебной ситуации по предмету; сам учащийся выбирает тему, если проект касается внеурочной деятельности; тематика проектов может касаться какой-то темы с целью углубления знаний отдельных учеников.
Проекты школьников могут быть разнообразными по виду, типу, продолжительности, условиям, результатам и т. д. Однако при всём их разнообразии в основе любого проекта лежит идея развития ребёнка как субъекта деятельности при обеспечении максимальной её самостоятельности и продуктивности.
Перед учителем стоит важная и ответственная задача - сделать родителей партнёрами и единомышленниками, соучастниками в проектно-исследовательской деятельности. Участие в проектной деятельности – сложный труд и для ученика, и для родителя. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача родителя- знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится к вам за помощью. 
Родители помогают в работе над проектом на всех этапах: выдвинуть идею и сформулировать тему, составить план по реализации проекта или исследовательской работы, помочь в поиске информации, определении методов выполнения проекта, подготовке к защите проекта или исследовательской работы. Неоценимую помощь оказывают родители при организации групповых работ, коллективных проектов. Помогая мне, родители открывают в своих детях что-то новое: его организаторские способности, умение быстро сориентироваться при решении поставленной задачи, коммуникативные способности, видят проблемы, с которыми сталкивается ребёнок и это даёт им возможность своевременно оказывать ребёнку помощь.
Привлекая к этой работе родителей важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими исследовательской и проектной деятельности.
 В ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они:
- консультируют;
- отслеживают выполнение плана;
- решают оперативные вопросы;
- помогают в предварительной оценке проекта;
- участвуют в подготовке презентации;
- обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.
На первом этапе на одном из родительских собраний объясняю родителям суть и значимость проектно - исследовательской деятельности для детей: человек, обладающий элементарными навыками исследовательской работы, разовьет их в ВУЗе, на производстве, в сфере услуг. Родители должны сами хорошо знать отличие проектно -исследовательской работы от реферата, понимать, что исследование должно быть связано с решением творческой задачи с неизвестным заранее результатом.
Реферат – это умение работать с литературой, умение выражать свою точку зрения на имеющийся факт или событие в истории, умение аргументировать в пределах темы.
Доклад – это четкий по времени рассказ учащегося о выдвинутой проблеме по алгоритму: тема, цель доклада, как и через какие задачи раскрывается. Какую использовали литературу и чьи идеи, по какому плану раскрывали тему (проблему), аргументы.
Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая её и рефлексию результатов деятельности.
Исследовательская деятельность учащихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Многие считают, что исследователем человек может стать только тогда, когда приобретёт жизненный опыт, будет иметь определённый запас знаний и умений. На самом деле для исследования не нужен запас знаний, тот, кто исследует, должен сам «узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод». Исследовательская деятельность является врождённой потребностью, нужно только её развивать. 
В дальнейшем не все ребята будут заниматься проектно -исследовательской работой, но те умения и навыки, которые ребята приобретают при написании таких работ, в жизни будут необходимы каждому (уметь проанализировать сложившуюся ситуацию, выстроить план дальнейших действий, аргументировать свою позицию в жизни и др.)
Следующий этап моей работы – выявить родителей, которые готовы сблизиться со своими детьми, участвуя в проектно - исследовательской деятельности. Предлагаю родителям ответить на ряд вопросов, чтобы совместно выявить способности и интересы детей, область приложения их сил и знаний (для родителей и детей одна из проблем – выбрать тему проекта!). В дальнейшем уже более конкретно и подробно знакомлю родителей с последовательностью хода научного исследования, этапами работы   в процессе исследования, как правильно оформить исследовательскую работу и с общими правилами оформления текста исследовательской работы.
Считаю важным донести до родителей, что исследовательская деятельность требует много физических и моральных затрат, но имеет большое значение в учебно-воспитательном процессе. В ходе разработки той или иной темы учащийся значительно расширяет свой кругозор, совершенствует такие навыки как конспектирование материала, выделение главного и второстепенного, анализ отобранных фактов, подготовка самостоятельных аргументированных выводов. Эта работа существенным образом влияет на развитие речи, мышления, памяти ребят. Просто написать исследование - недостаточно, его нужно представить и защитить, ответив на вопросы слушателей и оппонентов. А для этого необходимо хорошее знание материала, свободное владение речью и достаточно высокая скорость мышления.
Стало уже доброй традицией в нашей школе, что завершающим моментом каждой работы становится представление её на городских, республиканских, всероссийских конференциях. Уверенные в своих работах и возможностях дети, закалённые  в предыдущих выступлениях с удовольствием рассказывают учащимся младших классов, одноклассникам, а некоторые и всей школе о своих работах, «заражая» их своим энтузиазмом.
Выступление на различных конференциях даёт неоценимый опыт конкурентной борьбы, способности отстаивать свои идеи, доказывать важность и актуальность выбранной проблемы.
Для выступления на конференции необходимо грамотно подготовить презентацию. Не все родители обязательно владеют программой пауэр пойнт. Поэтому мы провели несколько мастер-классов, где выступали родители, которые хорошо владеют этой программой и выяснили: презентация должна быть: компактной, яркой и выразительной, отражать суть работы, иметь название, цель и задачи, методику, выводы.
Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.
Только при взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и обмене мыслями и чувствами между учителем, учеником и родителями можно достигнуть хорошего результата в работе над проектом и развитии творческого потенциала ребёнка.
Рекомендации для родителей по созданию условий вовлечения детей в проектную деятельность
Покажите пример детям в своем стремлении к новому, неизвестному, к стремлению решать различные проблемы, задачи с радостью.
Привлекайте детей к совместному решению информационных проблем взрослых, а затем и проблем детей.
Присматривайтесь, прислушивайтесь к детям. Не оставляйте их вопросы без внимания.
Помогайте детям осваивать новые знания, но не старайтесь все сделать за них. Делайте "вместе с ним", а не "вместо него"
Не сдерживайте инициативу, поощряйте.
Не ленитесь и не бойтесь потратить время на работу с ребенком в библиотеке, дома с книгой.
Будьте сдержаны, не раздражайтесь.
Никаких отрицательных суждений, если что-то не получается.
Учите доводить дело до конца.
Чем больше информации, тем подчас труднее найти именно то, что тебе нужно. Навыки поиска информации и эффективного использования ее для решения проблем лучше осваиваются в ходе проектно-исследовательской деятельности, может эффективно применяться уже в начальной школе. При этом учебный процесс существенно отличается от традиционного обучения и требует правильной организации.
Учащиеся должны знать: - Структуру проектно-исследовательской работы;
- Типы проектно-исследовательских работ.
Уметь: - Обозначать цели и задачи проектно-исследовательской работы;
- Выдвигать гипотезу работы;
- Осуществлять поиск необходимой информации для написания работы; - Формулировать результаты исследования;
- Оформлять проектно-исследовательскую работу
- Защищать результаты исследования посредством презентации.
Проектная деятельность в рамках школы учит детей:
- распознавать проблему и преобразовывать её в цель собственной деятельности; - ставить цель (отдалённую по времени, но значимую) и разбивать её на тактические шаги; - оценивать собственные силы и время, правильно распределять их; - добывать информацию из различных источников, критически оценивать её, ранжировать по значимости и ограничивать по объёму; - планировать свою работу; - оценивать результат работы, сравнивать его с тем, что было заявлено в качестве цели работы; - выявлять и анализировать допущенные ошибки.  При правильной организации проектная деятельность повышает познавательный интерес учащихся к учебной деятельности, способствует повышению их интеллектуального и творческого потенциала.