Научная конференция Старт в науку


Городская научно-практическая конференция
«Планета эрудитов»
 
Чем лучше заниматься спортом или киберспортомФизкультура
Автор:
Воробьёва Варвара Дмитриевна, 4 «Б» класс, МБОУСОШ № 26
Руководитель:
Эдис Лариса Евгеньевна,
учитель физической культуры
высшей квалификационной категории,
МБОУ Школа № 26
г. Дзержинск
2016 г.
Содержание
 
Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc441828286 \h 3Что такое киберспорт? PAGEREF _Toc441828287 \h 3Чем полезен спорт? PAGEREF _Toc441828288 \h 3Чем полезны компьютерные игры? PAGEREF _Toc441828289 \h 5Методика исследования PAGEREF _Toc441828290 \h 6Экспресс-оценка уровня физического здоровья школьников PAGEREF _Toc441828291 \h 9Выводы: PAGEREF _Toc441828292 \h 13Список литературы PAGEREF _Toc441828293 \h 14

ВведениеЯ много раз думала, чем же лучше заниматься спортом или киберспортом? С одной стороны компьютерные игры развивают быстроту мышления, логику и скорость реакции. Но с другой стороны с компьютерными играми можно быстро ухудшить своё зрение. А спортом полезно заниматься, потому что с ним развиваются ловкость, быстрота и прыткость. Но занятие спортом связанно со многими травмами.

Цель:
Выяснить, чем лучше заниматься спортом или киберспортом, оценив показатели здоровья двух групп учеников школы геймерах и спортсменах.
Задачи:
Узнать что такое киберспортУзнать чем полезны компьютерные игры и спорт
Выбрать методики для оценки состояния здоровья
Провести практический опыт на геймерах и спортсменах
Сделать вывод
Что такое киберспорт?Киберспорт - игровые соревнования с использованием компьютерных технологий, где компьютер моделирует виртуальное пространство, внутри которого происходит состязание. Все компьютерные игры, и соревнования по ним, делятся на несколько основных классов, различаемых свойствами пространств, моделей, игровой задачей и развиваемыми игровыми навыками киберспортсменовЧем полезен спорт?Первая причина, она же и основная, это, конечно же, здоровье. У людей, занимающихся спортом (даже у непрофессиональных спортсменов) здоровье в разы крепче, чем у не занимающихся им. И это не просто так: занятия спортом усиливают сердце, нормализуют кровяное давление, благотворно воздействуют на работу всех жизненно важных систем организма, а также улучшают мозговую активность и замедляют процессы старения.
Вторая причина – это хорошее настроение, обеспечиваемое занятиями спортом. После физических упражнений человек практически всегда чувствует прилив сил, пусть даже он устал физически; его моральный дух на высоте, психическое состояние – прекрасное, жизненный тонус максимально активизирован. Не зря говорят, что спорт – лучшее средство от депрессии, ведь он помогает на время отстраниться от проблем и неприятностей и посмотреть на них под другим углом, а это, ко всему прочему, помогает отдохнуть и психике.
Третья причина – спорт укрепляет веру в себя и свои силы, повышает самооценку, развивает волю, делает человека сильнее как личность. Ведь во многих случаях тренировки тесно взаимосвязаны с преодолением своих слабостей, работой на пределе своих возможностей, переоценкой своих ценностей и многими другими вещами, которые закаляют характер человека.
Четвёртая причина довольно банальна, но, тем не менее, очень важна – это насыщение организма кислородом. Во время выполнения различного рода упражнений организм человека начинает потреблять большее количество кислорода, тем самым насыщая им все свои клетки. А это улучшает кровообращение и работу капилляров, а также исключительно благоприятно сказывается на реакции, рефлексах и работе мышц.
Пятая причина одна из наиболее приятных, т.к. она непосредственно связана с внешним видом человека. Если поискать информацию, к примеру, в Интернете, то можно обнаружить бесчисленное число примеров, когда люди кардинально меняли свою внешность: накачивали мышцы, из вечных «скелетиков» и толстяков становились людьми с потрясающей фигурой. Для многих именно это оказывается самой сильной мотивацией.
Шестая причина – это нормализация сна. Систематические занятия спортом обеспечивают здоровый сон, благодаря чему стимулируется производство организмом эндорфинов, которые освобождают человека от нервного напряжения и стрессов, предотвращают возникновение депрессивных состояний и бессонницы.
Седьмая причина вкратце уже была упомянута нами, когда мы говорили о весе. Спортивные упражнения, помимо всего прочего, представляют собой отличный способ контроля аппетита. Здесь опять же следует сказать об эндорфинах, т.к. они служат своеобразным предохранителем, блокирующим чувство голода в ненужные моменты, и активизирующим его только тогда, когда организму действительно нужна подзарядка. Так и получается, что, занимаясь спортом, человек перестает, как недоедать, так и злоупотреблять едой.
Восьмая причина заключается в том, что спорт – это способ противостоять хроническому утомлению, повысить стрессоустойчивостьь, увеличить запас жизненной энергии и поддерживать прекрасное самочувствие. Посещая спортзал, ходя на тренировки, совершая пробежки, человек делает себя сильнее перед воздействием внешних обстоятельств и давлением будничной жизни. Каждый день становится наполненным стимулами и желанием добиваться целей, смело шагая по жизни.
Девятая причина подразумевает быстрое восстановление организма после различного рода травм, тяжёлых заболеваний, операций и т.п. И интересно то, что это действует во всех случаях, т.е. не важно, предшествовали занятия спортом каким-либо проблемам со здоровьем или проблемы со здоровьем предшествовали занятиям спортом – положительное воздействие спорта будет заметным всегда, т.к. организм становится в разы сильнее, чем был прежде.
Чем полезны компьютерные игры?Прежде всего, подросток во время игр находится дома под присмотром родителей. Он не пьет и не курит в подворотнях, или того хуже. К тому же увлеченность игрой, а не пьяными компаниями говорит о взрослении и становлении его как самостоятельной личности. Родители, бабушки и дедушки, дяди и тети не понимают такой увлеченности, поскольку в их молодости такого чуда не было. Для того чтобы определить пользу от тех или иных видов игр, стоит разбить их на группы.
Прежде всего, стоит отметить игры в стиле экшен. Они больше всего настораживают родителей, и тому есть весьма серьезная причина. Игры такого типа насыщены оружием, летящими в разные стороны окровавленными частями тела. К тому же игра происходит от первого лица. Многим родителям кажется, что их чадо может перенять характер и повадки героя и пойдет по его стопам. Это мнение в корне ошибочно. Хорошо развитое внимание, быстрота мышления и скорость реакции – вот то, чем полезны компьютерные игры в стиле экшен. Такие игры учат принимать решения за катастрофически малое количество времени, что может сослужить службу в реальной жизни.
Игры-стимуляторы чаще всего являются обучающими, особенно если они написаны на иностранном языке. Волей неволей игрок начинает учить язык, поскольку ему необходимо знать, что делать, куда идти и т.д. Это достаточно эффективный способ обучения иностранному языку.
 Ролевые игры подразумевают развитие героя по ходу игры, его рост в глазах окружающих. Чаще всего сюжет таких игр сделан в стиле фэнтези. Игрок сам выбирает себе героя, определяет его характер, выполняет или не выполняет необходимые задания. Предоставляется  совершенная свобода выбора. Ролевые игры предполагают выбор стать на путь добра или зла. В последнем случае игра значительно усложняется, следовательно, игрок осознает, что делать добро гораздо проще, нежели зло.
Есть еще игры-стратегии. Они требуют подключения логического мышления, что  тренирует память, скорость мышления, вырабатывает умение делать логические выводы. Эти навыки значительно облегчат реальную жизнь подростка.
Методика исследованияПравила выполнения антропометрических измерений и физиометрических исследований
Измерения, желательно, проводить в утренние часы в одни и те же  месяцы года (сентябрь, май). На исследуемом легкая одежда и отсутствует обувь.
o Длину тела измеряется с помощью ростомера.  Обследуемый стоит по стойке «смирно», касаясь стены пятками, ягодицами и межлопаточной областью. Голову держит прямо.
o Масса тела определяется взвешиванием на медицинских весах
o Окружность грудной клетки измеряется в состоянии покоя с помощью сантиметровой ленты.
Так вот, имея такие данные: рост, вес и обхват груди, можно подсчитать ИМТ (индекс массы тела) Индекс Кетле, который характеризует степень гармоничности физического развития и телосложения, и индекс гармоничности морфологического развития (Метод ИГМР), который позволяет определить конституцию ребенка.
ИМТ вычисляется по формуле ИМТ=вес/рост^2
Например, масса ученика = 55 кг, рост = 165 см. Следовательно, индекс массы тела в этом случае равен:  ИМТ = 55 : (1,65×1,65) = 20,2
Ниже публикую Таблицу, на которой норма ИМТ для детей с 6 до 17 лет:

Таблицы оценки показателей индекса Кетле,


ИГМР (индекс гармоничности морфологического развития) вычисляется по формуле:     I = (L-P) x L/(K x 2T) ,
где L - длина тела в см;
P - масса тела в кг;
T - объем грудной клетки в см;
K - коэффициент развития.

Систематические антропометрические измерения своевременно выявляют нарушения физического развития, которые являются ранними признаками заболеваний или свидетельствуют о нарушении режима дня. Каждому человеку соответствует его индивидуальный тип конституции. Показатель ИГМР снижается с увеличением массы тела и окружности грудной клетки и повышается с увеличением тела.
ЧСС (частота сердечных сокращений). 
ЧСС обычно подсчитывают на запястье (запястная артерия), на шее (сонная артерия), на виске (височная артерия) или на левой стороне грудной клетки.  Учащийся нащупывает пульс в любой из указанных точек и производит подсчет ударов сердца в течении 15 секунд и умножает количество ударов на 4, чтобы получить количество ударов в минуту. Если за 15 с было насчитано 16 ударов, то ЧСС равна: 4 х 16 = 64 уд/мин.
Нормы сердцебиения
у детей школьного возраста (уд/мин.):
школьник 7-10 лет – 70-110;
подросток 10-14 лет – 65-100;
старше 14 лет – 50-100.
Гипоксическая проба Штанге (задержка дыхания на вдохе) определяется в положении сидя. После полного вдоха и выдоха учащийся производит обычный вдох и задерживает дыхание, зажав нос пальцами. Время задержки дыхания регистрируют по секундомеру.
Чтобы улучшить свое физическое состояние, как для спортсменов, так и для обычных учащихся в комплексе с физической подготовкой можно использовать простое упражнение – задержка дыхания 3 раза в день по 5 задержек с перерывом в несколько минут. Это упражнение способствует уменьшению утомления и в течение месяца гипоксической тренировки появляется более высокая работоспособность, активность, бодрость организма.
Экспресс-оценка уровня физического здоровья школьниковКП включает в себя 5 морфофункциональных индексов (Кетле, Робинсона, Скибинского, Шаповаловой, Руфье).
1. Индекс Кетле = вес тела (г)/рост^2
2. Индекс Робинсона = ЧСС (уд. в мин) х АД (сист.)/100 (характеризует состояние регуляции сердечно-сосудистой системы). АД (сист.) — артериальное давление, первая ее цифра.
Баллы Основная группа Подготовительная группа Специальная группа
Девочки (n=127) Мальчики (n= 108) Девочки (n=68) Мальчики (n= 66) Девочки (n=20) Мальчики (n=25)
Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %
5 49 38,6 66 61,1 12 17,7 22 33,3 2 15 4 16
4 52 41,0 28 25,9 29 42,7 28 42,4 4 20 8 32
3 24 18,8 10 9,25 19 27,9 11 16,6 8 40 9 36
2 2 1, 4 3,75 5 7,3 5 7,7 3 15 2 8
1 - - - - 3 4,4 - - 3 10 2 8
M±m4,16±0,18 4,44±0,22 3,61±0,14 4,0±0,23 3,15±0,12 3,4±0,21
уровень выше среднего выше среднего средний средний средний средний
РД О-П < 0,05 П-С < 0,05 О-С < 0,05
М О-П < 0,05 П-С < 0,05 О-С < 0,05
3. Индекс Скибинского = ЖЕЛ (мл) х время задержанного дыхания на вдохе (сек.)/ ЧСС (уд. в мин.) (характеризует функциональные возможности системы дыхания, устойчивость организма к гипоксии и волевые качества). ЖЭЛ — жизненная емкость легких, определяется с помощью сухого или водяного спирометра.
Баллы Основная группа Подготовительная группа Специальная группа
Девочки (n=127) Мальчики (n= 108) Девочки (n=68) Мальчики (n= 66) Девочки (n=20) Мальчики (n=25)
Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %
5 41 32,2 35 32,5 6 16,2 4 6,1 1 5 - -
4 39 30,7 42 38,8 12 20,5 5 7,5 1 10 2 8
3 27 21,3 10 9,3 19 22,1 15 22,8 7 35 4 16
2 13 10,3 13 12,0 8 11,8 18 27,2 4 15 7 28
1 7 5,5 8 7,4 20 29,4 24 36,4 7 35 12 48
M±m3,74±0,30 3,77±0,42 2,51±0,22 2,19±0,23 2,25±0,21 1,85±0,34
уровень средний средний ниже среднего ниже среднего ниже среднего низкий
РД О-П < 0,05 П-С > 0,05 О-С < 0,05
М О-П < 0,05 П-С > 0,05 О-С < 0,05
4. Индекс мощности Шаповаловой = (вес тела (г)/ рост (см))*(количество наклонов за 1 минуту/60)  (характеризует развитие силы, быстроты и скоростной выносливости мышц спины и брюшного пресса)
Баллы Основная группа Подготовительная группа Специальная группа
Девочки (n=127) Мальчики (n=108) Девочки (n=68) Мальчики (n= 66) Девочки (n=20) Мальчики (n=25)
Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %
5 17 13,4 29 26,8 2 3 3 4,5 - - - -
4 46 36,2 39 36,2 11 16,2 14 21,2 2 10 3 12
3 41 32,3 35 32,4 32 47 32 48,5 6 30 9 36
2 21 16,5 5 4,6 21 30,8 14 21,3 8 40 8 32
1 2 1,6 - - 2 3 3 4,5 4 20 5 20
M±m3,43±0,7 3,85±0,54 2,85±0,8 2,9±0,68 2,3±0,75 2,4±0,94
уровень средний средний ниже среднего ниже среднего ниже среднего ниже среднего
РД О-П < 0,05 П-С > 0,05 О-С < 0,05
М О-П < 0,05 П-С > 0,05 О-С < 0,05
5. Индекс Руфье  = 4 ( Р1 + Р2 + Р3) – 200/10  (характеризует выраженность реакции сердечно-сосудистой системы на стандартную физическую нагрузку).  Р1 — пульс за 15 с в покое, Р2 — пульс первые 15 с сразу после нагрузки, РЗ - пульс за последние 15 с первой минуты восстановления. 4, 200 и 10 — постоянные коэффициенты
Баллы Основная группа Подготовительная группа Специальная группа
Девочки (n=127) Мальчики (n= 108) Девочки (n=68) Мальчики (n= 66) Девочки (n=20) Мальчики (n=25)
Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %
5 12 9,4 17 15,7 1 1,4 2 3,2 - - - -
4 42 33,1 48 44,4 10 14,7 10 15,1 1 5 3 12
3 41 32,3 23 21,2 27 39,7 18 27,2 6 30 9 36
2 18 14,2 16 14,9 19 27,9 26 39,4 8 40 9 36
1 14 11 4 3,8 11 16,3 10 15,1 5 25 4 16
M±m3,1±0,18 3,53±0,76 2,57±0,22 2,51±0,89 2,15±0,24 2,44±0,97
уровень средний средний ниже среднего ниже среднего ниже среднего ниже среднего
РД О-П < 0,05 П-С > 0,05 О-С < 0,05
М О-П < 0,05 П-С > 0,05 О-С < 0,05
После оценки каждого показателя по таблицам в баллах рассчитывается общая сумма баллов, по которой и определяется уровень физического здоровья школьника:

КП позволяет дать количественную оценку (в баллах) уровня физического здоровья и осуществить его мониторинг.
Кроме общей оценки уровня физического здоровья, КП дает возможность оценить каждый показатель и индекс, выявить «слабые места» организма школьника и на основе этих оценок дать индивидуальные рекомендации (рецепт) оздоровительных мероприятий.
Опыт использования показывает, что она повышает эффективность двигательных, оздоровительных мероприятий у школьников, а так же мотивацию последних к занятиям физической культурой в школе и домашних условиях.
Повышает интерес учителей и родителей в количественной оценке физического здоровья детей и ее динамике, дает возможность прогнозировать состояние здоровья учащихся.
Протокол оценки физического здоровья школьников
Фамилия, имя______________________________________________________
Дата рождения/возраст ______________________________________________
Школа/класс_______________________________________________________
Данные обследования
Длина тела, см ____________ Проба штанге,с. ____________
Масса тела, кг ____________ Пульс 1, уд за 15 сек. ____________
ЖЕЛ, мл ____________ Пульс 2, уд за 15 сек. ____________
Пульс покоя уд/мин ____________ Пульс 3, уд за 15 сек. ____________
АД сист. мм.рт.ст. ____________ Кол-во наклонов ____________
АД диаст. мм.рт.ст ____________
Индексы Значение Балл Оценка показателей физического здоровья
Индекс Кетле    Телосложение:
индекс Робинсона     Уровень:
Индекс Скибинского    Уровень:
Индекс Шаповаловой    Уровень:
Индекс Руфье    Уровень:
Сумма баллов     Уровень физического здоровья:
Предупреждение:
При помощи несложных тестов и исследований мы с учителем физкультуры и школьным врачом провели исследование уровня физического развития и физической подготовленности двух групп учеников нашей школы. Группы были сформированы из учеников разных возрастов и увлечений.
1.Ученики, которые много времени проводят за компьютером:
Дедякин Никита 5б
Шарохина Ксения 5б
Работинская Анастасия 8б
Сорокин Александр 8б
Погребняк Алина 8б
Денисов Алексей 9б
Галкина Анна 9б
Хлопкова Кристина 9б
Хохлова Анастасия 9б
2. Ученики, которые ведут здоровый образ жизни и занимаются спортом:
Айрапетян Грант 5б
Чвиров Александр 5б
Мамедова Пэри 5б
Чвиров Данила 8б
Маркова Ксения 8б
Моренова Мария 8б
Еркин Данила 9б
Котелков Вадим 9б
Николаева Дарья 9б
Выводы:После проведенного обследования двух категорий учеников было установлено, что здоровый образ жизни и занятия спортом оказывают благотворное влияние на организм. Это доказывает тот факт, что физические показания учеников, занимающихся спортом значительно выше, чем у тех, кто безмерно увлекается компьютерными играми.
Протоколы исследования прилагаются.

Список литературыМониторинг и коррекция физического здоровья школьников: метод. Пособие / «С. Д. Поляков, С. В. Хрущев, И. Т. Корнеева и др.». – М.: Айрис-пресс, 2006. – 96 с. – «Методика».
http://4brain.ruhttp://nem