Конспект урока по окружающему миру Где живут слоны 1 класс


Тема урока: Где живут слоны?
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
– Сгруппируйте по общему признаку:
  
Вспомните, где живут белые медведи?
Может ли белый медведь охотиться на пингвина. почему?
Посмотрите, мишка принёс нам какое то письмо...
– Отгадайте загадки:
Любят очень есть бананы, это точно….
Птица большая, большая трусихаГолову прячет в песок …. 
На носу зверь носит рог и зовётся….
Какая маленькая киска!Подходят дети к клетке близко.К ней тянут руки осмелев,Но осторожно – это …. обезьяныстраусиханосороглев  ОСНЛ 
– А теперь поиграем в “пазлы”. Соберите слово. Что получилось? (СЛОН) 
– Как вы думаете, почему белый медведь прислал именно это слово? (Предположения детей.)
III. Формулирование темы урока.
– О чём сегодня пойдёт речь на уроке? (Предположения детей.)
Где живут слоны? слайд
IV. Открытие нового.
– Задайте слону вопрос, который будет начинаться со слов:
ЗАЧЕМ? ПОЧЕМУ? ГДЕ?
– Как вы думаете, кто лучше всех знает ответы на все эти вопросы? (Сам слон.)– Давайте ему их и зададим. слайд
Учитель: Перед нами животное – гора. Оно очень тяжёлое. У него огромные, похожие на стволы деревьев, ноги. Огромное тело, огромные уши, огромные бивни и длинный хобот.
Слон: Это самое, самое большое наземное животное.
Учитель: А почему ты сказал, что слон самый большой из наземных?
Слон: А потому, что есть животные и крупнее слона – киты, например. Но они живут в воде – в океане.
Учитель: слайд  Слон! А давай поиграем! Ты же всё знаешь про слонов. Давай, я тебе буду задавать вопросы как в сказке про красную шапочку: Бабушка, бабушка! А почему у тебя такие большие глазки? Чтобы лучше видеть тебя, моя деточка. Помнишь? Ну что, попробуем?
Слон, а слон! А почему у тебя такие большие ноги?
Слон: Чтобы удобнее было ходить и бегать по саванне. Чтобы удерживать моё большое туловище, и, чтобы, отбиваться от врагов.
Учитель: (Слайд ) Слон, а, слон! А зачем тебе такие большие уши?
Слон: Чтобы не перегреваться на жарком солнышке. Ушами я могу обмахиваться, как веером. Я слон индийский – родом из Азии и у меня ещё не такие большие уши, как у моего родственника – Африканского слона.
Учитель: (Слайд ) Слон, а слон! А почему у тебя спереди торчат два таких больших зуба?
Слон: Эти зубы называются – бивни. Они служат мне для защиты от хищников, например – львов. (слайд ) Бивни – моё оружие в поединке с другими слонами. Но, вообще-то, я ими пользуюсь не часто.  Зато люди очень ценят мои бивни, называют их – слоновая кость.
слайд Именно ради бивней люди до недавнего времени много охотились на слонов.
Учитель: (Слайд ) Слон, а слон! А зачем тебе такой большой нос?
Слон: О-о-о! Мой нос называется – хобот. Хобот – мой главный помощник. Чего я только им не делаю: могу еду достать, ветки, фрукты Могу утолить жажду: засосать хоботом воду и потом фонтаном отправить себе в рот.  А ещё хоботом я могу трубить слайд
Учитель: Ой, как громко! Представляю, если вас соберётся 10 или 100. Ка-а-акзатрубят! 
Слон: Да уж, на пути у бегущего стада слонов лучше не становиться.
Учитель: Слон, а слон! А где ты живёшь?
Слон: Я житель самых жарких мест. Меня можно встретить в Африканской саванне (слайд) и в Индийском лесу. (слайд) 
Учитель: Ребята. давайте поближе познакомимся с местом обитания и соседями наших слонов.
Африканский слон живёт в саванне. (слайд) 
Саванны – это обширные равнины, покрытые травой. (слайд)  Там очень жарко и почти нет тени.
- Название "Саванна" произошло от испанского слова “сабана”, что означает “дикое ровное место”.
В саванне очень много различных деревьев и кустарников. Все деревья и кустарники в саванне опутаны лианами. В саванне бывают периоды, когда постоянно идет дождь, а бывают периоды, когда дождя нет. Здесь мы можем встретить такие травы, которые будут так высоки, как человек!
Давайте познакомимся с некоторыми животными саванны, соседями нашего слона.
В африканских саваннах живет такое животное, как носорог. (слайд) Это одно из самых больших животных. Носорог питается травой, листьями с деревьев. Носороги весьма опасны. Они легко впадают в ярость и могут догнать обидчика.
Леопард (слайд) распространен очень широко — по всей Африке. Это свирепый хищник. Хотя он уступает льву и тигру в силе, зато превосходит их в ловкости, позволяющей ему с легкостью взбираться на высокие деревья или крутые скалы. Леопарды охотятся главным образом на животных среднего размера — кабанов, обезьян, оленей, антилоп.
Жираф(слайд)  - обитатель африканских саванн. Питаются жирафы растительным кормом, который достают в основном с высоты. Чтобы напиться воды, жирафу приходится широко расставлять передние ноги.
Льва(слайд)  принято называть “царем зверей”. Днем львы отдыхают, растянувшись в траве или лёжа на невысоком дереве, охотятся же они вечером. Обычная добыча львов — зебры и антилопы. Известны случаи нападения львов на людей.
Мартышки(слайд)  довольно крупные. Хорошо бегают на четырех лапках, при испуге и волнении встают на задние ноги, опираясь при этом на хвост, как на третью ногу. При опасности непрерывно прыгают с места на место. В пищу употребляют все, что могут найти — траву, плоды, семена, насекомых, птиц и их яйца, мед.
Дикие полосатые лошади — зебры(слайд)  — живут только в Африке. Большая, размером с лошадь, саванная зебра. Все зебры обладают отважным характером и при случае могут постоять за себя.
Учитель: Индийский слон живёт в Индии, в тропическом лесу. (слайд) 
Тропические леса занимают значительную часть лесной площади мира Тропические леса растут вблизи экватора, по обеим его сторонам, между северным и южным тропиками. (слайд)  Здесь очень жарко и влажно.  Обилие тепла и влаги — вот главная причина сказочного богатства и разнообразия растений и животных во влажном тропическом лесу.Тропические леса это огромная кладовая пищевых, лекарственных и других полезных растений. (слайд) Чай и кофе, бананы и цитрусовые, как и многие сотни других полезных растений, являются выходцами из тропических лесов.
- Кто же обитает в тропических лесах кроме слонов?
Среди них встречаются как грозные хищники (например, пума), так и совершенно безопасные грызуны или ящерицы. В экваториальных лесах летают цветные попугаи и гигантские бабочки, на листьях притаились крупные пауки, на лианах раскачиваются мартышки, а на ветвях деревьев разлеглись грозные хищники из семейства кошачьих.
Тигр(слайд)  является самым крупным представителем семейства кошачьих. Ему нужно съедать до 40 кг мяса в день. Он охотится на крупных животных преимущественно ночью. Тигр охотится в основном на рыбу, оленей, обезьян, но может также нападать на буйволов и даже слонов! 
Зеленый питон(слайд)  живёт на деревьях. Благодаря окрасу он может полностью слиться с окружающей средой. Его тело имеет вытянутую форму, он охотится, обвиваясь вокруг ветки, и ожидает появления добычи, свесив голову вниз. Самки откладывают от 6 до 30 яиц в дупла деревьев.
Гигантский муравьед (слайд)  Длина тела: 1-2 метра Вес: 22-40 кг
Благодаря толстым когтям задних лап он разрывает термитники, а затем хватает термитов или муравьёв языком, который он высовывает и втягивает с поразительной скоростью. Его язык, покрытый маленькими шипами и клейкой слюной, облегчает ему эту задачу. Язык достигает 60 см в длину, так что муравьед может захватить множество насекомых.
Шимпанзе живут хорошо организованными группами. Одни занимаются поисками пищи, другие туалетом… Они питаются плодами, листьями, цветами, а также мелкими животными и птицами, на которых охотятся все вместе. Необыкновенно умные, шимпанзе даже изготавливают орудия, помогающие им искать пищу.
Паук-птицеед(слайд) 
Этот паук является ночным хищником, пользующимся своей силой, чтобы задавить свою добычу: лягушек, ящериц и птиц. Паук начинает кромсать свою жертву, затем впрыскивает ей пищеварительный сок, который превращает жертву в кашу. 
Попугаи (слайд1-3) имеют яркою расцветку, громкие голоса, мощные клювы, питаются семенами, фруктами, травой, листьями и древесными побегами. Своими мощными клювами они ломают твердые орехи, перемалывают пищу, а также используют клюв в качестве третьей конечности, чтобы вскарабкаться на деревья.
Слон: А можно я ребятам загадаю загадку?
Учитель: Конечно, загадывай.
Слон: Мой вопрос довольно прост: бивни, хобот, уши, хвост. Догадайся, кто же он. Ну конечно это.................слон.
VI. Первичное закрепление.
- Где мы побывали на сегодняшнем уроке?
- Кто был главным героем сегодня у нас на уроке?
- Скажите, где живут слоны?
–В чём разница Африканского слона и Индийского слона?(Различаются размером ушей.)
– Почему у Африканского слона уши такие большие? (Чтобы спасаться от жаркого солнца.)– Слонов любят и взрослые и дети. Недаром их изображают в виде игрушек, они становятся героями мультфильмов.  Посмотрите на этих забавных малышей(слайд)  и попробуйте назвать того, кто очень отличается от других.– Это мамонтёнок. (слайд)  Как предполагают учёные, он является далёким предком современных слонов. (слайд) 
VIII. Рефлексия урока.
онлайн просмотр мультфильма