Конспект урока по окружающему миру для 1 класса «Где живут слоны?»


ОКРУЖАЮЩИЙ МИР Тема: Где живут слоны?
Цели деятельности учителя: формировать представления о жарких (тропические леса и саванны) районах Земли, разнообразии жизни в этих районах; находить данные районов на карте, отличительные признаки растительности и животных (индийский и африканский слоны).
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о жарких районах Земли; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя.
Сценарий урока
Организационный момент.
Я рада видеть каждого из вас
И пусть в окно зима прохладой дышит,
Нам будет здесь уютно и тепло
Ведь весь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
-Ваши мышцы все проснулись? Да.
-Ваши губы улыбнулись? Да.
-Тогда приступаем к работе.
II. Объяснение нового материала.
Беседа.
Ходит длинный, пасть с клыками,
Ноги кажутся столбами,
Как гора, огромен он.
Ты узнал, кто это? …….(слон)
ТЕМА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
- Где его родина? Где живет слон? Может быть, вы знаете, ребята?
(Слон живет на юге.)
Чтение текста учителем (с. 14–15).
На доске вывешиваются таблички со словами «саванна», «тропические леса», «экватор».
- Отправимся вместе в путешествие саванну.
- Какие звери живут в саванне?
- Каких птиц встречаем в саванне?
СЛОН
Самые крупные слоны – африканские. Их рост 4 метра, а вес 7 тонн. Слоны могут бесшумно передвигаться сквозь заросли леса, превосходно плавают. Питаются слоны листьями, травами, плодами. Хоботом он может поднять и бревно и спичку. Живут они семьями. Мать заботится о детях до 10 – 15 лет. Когда реки пересыхают, слоны роют бивнями колодцы и пьют из них. У них отличная память. Они легко приручаются и помогают человеку выполнять тяжёлую работу.

НОСОРОГ
Носорог – длина 2–4 м, высота 2 м, вес 2 – 3 т. Рог у носорога – 70 см в длину. Днем носорог спит, но если его разбудить, он разгневается и может сокрушить кого угодно. Видит носорог плохо. Ночью он пасется, ест листья, траву, корни.

СТРАУС
Вес одного яйца страуса – 2 кг. Рост страуса – до 2,5 м, вес – до 136 кг. У страуса большие сильные ноги с когтями. Своей ногой страус может легко сбить человека. Питаются страусы растениями, зверьками, мелкими птицами, насекомыми. Страус хорошо разводится в неволе. Есть целые страусиные фермы. В Волгоградской области есть такая ферма. Они не умеют летать. Во время бега они делают 4 – 5 м. шаги. Люди их обучают пасти овец и возить тележки с поклажей.

Физкультминутка «По саванне слон гулял»
По саване слон гулял, топ-топ, топ-топ(ладошками шагаем равномерно по столу или коленям)Где слониха, слон не знал, топ-топ, топ-топ.А слониха у реки (руки сложены ладонь и ладони - показываем речку), буль-буль, буль-буль (сжатые кулачки быстро раскрываем, будто брызгаем водичкой)Мыла хобот и клыки (изображаем хобот, клыки), буль-буль, буль-буль (разбрызгиваем водичку).Беседа.
- А если мы из саванны переедем в тропические леса, кого здесь встретим?
Индийский слон – очень умное животное, он легко поддается дрессировке, выступает в цирке.
Крокодилы появились на нашей планете 200 млн лет назад и жили бок о бок с динозаврами. Но потом динозавры вымерли, а крокодилы сохранились до наших дней. Сейчас на Земле их 22 вида.
У павлина длинная шея, ноги высокие, крылья короткие. Гнездо устраивает на земле в виде небольшого углубления в почве, выстланного сухой травой и листьями.Он питается семенами, плодами.
Первичное осмысление и закрепление.
Работа в рабочей тетради (с. 12–13).
- Чем отличаются африканский слон от индийского?(У африканского уши большие и округлые. Спина у него прямая, слегка вогнутая. Бивни у него длиннее)Задание №3, стр.13 Павлин змея крокодил слон обезьяна
IV. Итоги урока. УЧЕБНИК. Вопросы. Стр.15
-О чем говорили на уроке?
- Где живут слоны?