Конспект урока в 1-м классе по окружающему миру. Тема: ”Где живут слоны?”


Муниципальное бютжетное образовательное учреждение
Хиславичская Средняя общеобразовательная школа
Конспект урока в 1-м классе по окружающему миру. Тема: ”Где живут слоны?”
Выполнила
Орехова Людмила Дмитриевна
учитель начальных классов
п. Хиславичи
Цели: формировать представление о разнообразии природы Земли; познакомить с понятием «экватор» и с жаркими районами Земли, с животным миром этих районов; учить приёмам работы с глобусом.
Планируемые результаты: учащиеся научатся показывать на глобусе и называть экватор и жаркие районы Земли; устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями.
Оборудование: презентация «Животные саванны и тропического леса», глобус, аудиозапись «Песенка Красной Шапочки».
Ход урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний.
- О каких полюсах вы узнали на прошлых уроках?
-Покажите их на глобусе.
- Чем они похожи?( Какая там погода?)
- Какое море находится на Северном полюсе?
- Что такое Антарктида? (Большой участок суши, расположенный на Южном полюсе)
- Назовите жителей Северного полюса. (Морж, поморник, тюлень, треска, белый медведь.)
- Назовите жителей Южного полюса. ( Пингвины, морской леопард, альбатрос, ледяная рыба)
- Откройте раб. т. на стр. 11. Давайте прочитаем №1(Сам. выполнение). Проверка: А- пингвин, Б- белый медведь.
- Разберёмся с заданием №2. Как вы думаете, охотятся ли белые медведи на пингвинов?
-Закройте тетрадь, сядьте ровно.
3. Самоопределение к деятельности.
-Сегодня Муравьишка-Вопросик принёс загадки девочкам и мальчикам. Отгадайте их.
Девочки: Очень много силы в нём
Ростом он почти что с дом.
У него огромный нос,
Будто нос лет тыщу рос.( Слон)
Мальчики: У этого зверя огромный рост,
Сзади у зверя маленький хвост,
Спереди нос очень большой,
Кто же это? Кто он такой? (Слон)
-Две загадки, а одна отгадка. Ребята, а кто знает, в каких районах Земли можно встретить слонов в природе?
- Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?
- Откроёте учебник на стр. 14. Прочитайте тему урока.
-Какие учебные задачи мы поставим перед собой, давайте прочитаем?
4. Работа по теме урока.
а) Практ. работа (глобус)
Где находятся самые холодные районы Земли? Покажите.
-Как вы думаете, если мы будем двигаться от Северного полюса вниз, а от Южного полюса вверх, изменится погода? Как?
Кто уже знает про линию на глобусе, которая называется экватор? Покажите эту линию.
- По обе стороны от этой воображаемой линии на Земле располагаются жаркие районы.
Внимательно посмотрите и послушайте, как называются эти районы.
б) Презентация «Саванны и тропические леса»
в) Работа по учебнику, стр. 14 в группах.
- Давайте отправимся в экспедицию. Мальчики отправятся в саванну, а девочки—в тропический лес. Что теперь нужно взять с собой в дорогу?
- Вы должны составить отчёт об экспедиции по плану на стр. 15. Давайте его прочитаем.
- Мальчики готовят отчёт по рис. на стр. 14, девочки—на стр.15.
(Ученикам даётся время для подготовки, затем выслушиваются рассказы групп.)
5. Физминутка. Песенка про Красную шапочку. Про какую часть света пела Красная Шапочка в песне «Если долго-долго…»?
А-а- в Африке горы вот такой вышины
А-а- в Африке реки вот такой ширины
А-а- крокодилы, бегемоты
А-а- обезьяны, кашалоты
А-а- и зелёный попугай.
6. Продолжение работы по теме урока.
- Давайте проверим, насколько верными были ваши отчёты.
а) Презентация «Животные саванн»
-Девочки, как вы думаете, справились мальчики со своим заданием? Есть у вас дополнения после увиденного?
б) Презентация «Животные тропических лесов».
-Мальчики, а как вы оцените работу девочек?
в) Беседа.
- Чем похожи эти районы?
-Каких животных можно встретить и в саванне, и в тропическом лесу?
-Сравните по рисункам учебника африканского и индийского слонов.
- Подумайте, как животные приспособились к жизни в саванне? в тропическом лесу?
-Кто теперь сможет ответить на вопрос урока «Где живут слоны?»
в) Работа в раб. т.
№1,стр.12 ( У африканского слона уши больше, спина прямая, бивни длиннее)
№2, стр.13
- Рассмотрите рисунки, назовите этих животных.
№3, стр.13. Работа в парах.
7. Дом. задание
Раб. т., стр. 13, №4.
8. Рефлексия.
Учебник, стр.15, вопросы.
9. Итоги.
- Ответ на какой вопрос мы должны были найти?
- Ответили мы на вопрос?
- Что на уроке вам показалось самым интересным?
Урок окончен.
Тема: «Правила вежливости»
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: общеклассная, групповая, индивидуальная, работа в парах.
Цели урока:
Предметные:
Повторить вежливые слова, используемые в различных жизненных ситуациях;
дать понятие «культура поведения»
Метапредметные:
Развивать умение анализировать, обобщать, делать самостоятельно выводы;
продолжить работу по формированию коммуникативных умений и навыков;
развивать речь учащихся и обогащать их словарный запас.
Личностные:
1. Воспитывать вежливое и уважительное отношение к людям;
2. развивать эмоционально-нравственную отзывчивость, доброжелательность;
3. учить анализировать и оценивать речь, поведение людей. 
Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать вежливые слова в общении с другими людьми; обсуждать вопрос о культуре поведения.
Оборудование:
Учебник А. А, Плешакова «Окружающий мир» 2 класс (часть 2), рабочая тетрадь часть 2;
Ход урока
1. Организационный момент.
Начинается урок,Он пойдёт ребятам впрок.Постарайтесь всё понять,Хорошо запоминать.
А теперь улыбнитесь вашему соседу по парте и с хорошим настроением начнём наш урок.
II. Самоопределение к деятельности.
В класс входит ученик, ни с кем не здоровается, ведет себя не культурно.
- Ребята, что случилось с Максимом?
- Что Максим забыл сделать?
( Он не знает правил поведения)
- Не можем мы бросить товарища в беде. Предположите, о чем мы будем говорить на уроке?
- Прочитайте тему нашего урока на с. 52 учебника.
- Действительно, сегодня на уроке будем говорить о вежливости и правилах
поведения. Давайте обозначим проблему нашего урока.
Проблема урока: не соблюдение правил вежливости.
- Какие учебные задачи мы поставим перед собой?
Задачи нашего урока ( слайд 2)
1.Повторить вежливые слова, используемые в различных жизненных ситуациях;
2. Развивать речь и обогащать свой словарный запас;
3.  Воспитывать в себе вежливое и уважительное отношение к людям.
III. Работа по теме урока
– Ребята, сегодня мы поговорим о волшебных словах. Это обычные, простые, умные, полезные и добрые слова, а волшебными они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя. Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь их произносить по-волшебному, а научиться такому волшебству нетрудно, стоит только захотеть. Ребята, вспомните, а ещё на каком уроке мы говорили про вежливые слова? С каким вежливым словом познакомил старичок Павлика? Как нужно говорить это слово?
Вы стали школьниками. Вас ждёт много славных дел. Вы окончите школу и станете трудиться на заводах, шахтах, строить дома, прокладывать дороги к звёздам, водить по морям и океанам могучие атомоходы, выращивать новые сорта чудесных растений, побеждать болезни. Вы будете строителями, капитанами, водолазами, космонавтами, художниками. Но, прежде всего вы должны вырасти настоящими, хорошими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо учиться.
- Как вы думаете какие слова называют волшебными? Почему? (слайд 3)
- Эти слова делают нашу речь приятнее, более теплой, доброжелательной.
- В каких случаях мы используем эти слова?
Работа в паре.
Рассмотрите рисунки на стр. 52 учебника. Придумайте и разыграйте разговор между героями, используя вежливые слова  (слайд 4).
( Учащиеся показывают  мини – сценки) (слайд 6)
- Какие вежливые слова вы знаете?
- А какие слова приветствия употребляют люди? (Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет, приветствую вас.)
- Какое слово чаще всего используют люди приветствуя друг друга?
- А кто помнит от какого слова произошло слова произошло слово «здравствуйте»?
Здравствуйте – приветствие при встрече и одновременное пожелание быть здоровым (мы желаем вам здоровья).  (слайды 7 - 8 )
- Какие слова используют люди при прощании?
До свидания – приветствие при прощании (слайды 9 – 10)
- Вежливых слов не одно и не два,
Помни и знай эти чудо – слова!
- Вежливые слова нужно не только знать, но и использовать в своей речи, чтобы не прослыть невежливым человеком и быть понятым своим собеседником. Какие ещё вежливые слова знаете? Подскажите мне
-Если словом или делом вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело говорить … (спасибо)
-Если мама бранит за шалости, говорим…(прости пожалуйста)
Вы нечаянно толкнули, мимо не пройдите, обязательно скажите слово (извините)
Нужно знать как дважды два все волшебные слова.В день пожалуй раз до ста говорю (пожалуйста)
IV. Физкультминутка.
V. Продолжение работы по теме урока.
1. Работа по учебнику.
- Рассмотрите рисунок на стр. 53. Прочитайте разговор по телефону Рыжика и Попугая. Получился разговор вежливым и понятным? (Слайд  12)
( Учащиеся обсуждают ситуацию, изображенную на рисунке. Делают коллективный вывод.)- Какие правила нужно соблюдать при разговоре по телефону, чтобы он получился вежливым?  (слайд 13) (Слайд 14)
Помни:
1.Разговаривать по телефону нужно вежливым тоном.
2.Использовать слова приветствия, благодарности, извинения, прощания.
3. Не следует говорить слишком долго.
2. Работа в группах (Слайд 15)
Придумайте и разыграйте телефонный разговор, который был бы вежливым и понятным, опираясь на схему разговора:
Поздоровайся .Назови своё имя.
Объясни цель своего звонка
Благодарность.
Прощание.
Работа по учебнику.  (Слайд  16)
- Прочитаем вслух текст «Волшебные поступки» на стр. 54 учебника.
- Как вы объясните понятие «культура поведения»?
 - Культура поведения – это вежливые поступки.  (Слайд 17)
Ребята, посмотрите на рис. на с. 55 учебника. Что вы можете сказать о поступках героев ? А как бы поступили вы?(Слайд 18)
- Работа с пословицами.  О вежливости, доброте русским народом придумано много пословиц. Сейчас каждая парта получит пословицы, обсудите её с соседом, объясните.
Лошадь узнают в езде, а человека – в общении.
Добро помни, а зло забывай.
За добро добром платят.
Ласковое слово и буйную голову усмирит.
Доброе слово и кошке приятно.
Как вы понимаете смысл этих пословиц?
VI. Рефлексия.
Экзамен на вежливость (тест) (Слайды  23)
Что нужно сделать , прежде , чем войти в чей-либо дом или квартиру?
Какие слова произносят при встрече и прощании?
Кто кому должен уступать место в транспорте?
Нужно ли снимать шапку, когда пришёл в гости, театр, библиотеку?
Что ты сделаешь с фантиком, когда съешь конфету?
Можно ли назвать вежливым того, кто обижает животных?
Оцените свою работу с помощью светофора.
VII. Подведение итогов урока.
Какие цели мы ставили в начале урока?
Достигли ли мы их?
(Ученик читает)
Слова «До свидания!», «Спасибо», «Простите»
«Пожалуйста», «Здравствуйте»- щедро дарите!
Дарите прохожим, друзьям и знакомым.
В троллейбусе, в парке, в школе, и дома.
Слова эти очень и очень важны.
Они человеку как воздух нужны.
Без них не возможно на свете прожить.
Слова эти надо с улыбкой дарить
Домашнее задание (по выбору).
стр. 52 – 54,чит, р/ т, с. 34, №3
узнать и рассказать о других правилах поведения. (по желанию)
ПРОБЛЕМА УРОКА: 
не соблюдение правил вежливости.
ЗАДАЧИ УРОКА:
1.ПОВТОРИТЬ ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАЗНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ;
2.РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ И ОБОГОЩАТЬ СВОЙ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС;
3.  ВОСПИТЫВАТЬ В СЕБЕ ВЕЖЛИВОЕ И УВАЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ.
Помни:
Разговаривать по телефону нужно вежливым тоном.
Использовать слова приветствия, благодарности, извинения, прощания.
Не следует говорить слишком долго.
1.Поздоровайся.
2.Назови своё имя.
3.Объясни цель своего звонка.
4.Благодарность.
5.Прощание.
Лошадь узнают в езде, а человека – в общении.
Добро помни, а зло забывай.
За добро добром платят.
Ласковое слово и буйную голову усмирит.
Доброе слово и кошке приятно.
Лошадь узнают в езде, а человека – в общении.
Добро помни, а зло забывай.
За добро добром платят.
Ласковое слово и буйную голову усмирит.
Доброе слово и кошке приятно.
Лошадь узнают в езде, а человека – в общении.
Добро помни, а зло забывай.
За добро добром платят.
Ласковое слово и буйную голову усмирит.
Доброе слово и кошке приятно.
Лошадь узнают в езде, а человека – в общении.
Добро помни, а зло забывай.
За добро добром платят.
Ласковое слово и буйную голову усмирит.
Доброе слово и кошке приятно.
Лошадь узнают в езде, а человека – в общении.
Добро помни, а зло забывай.
За добро добром платят.
Ласковое слово и буйную голову усмирит.
Доброе слово и кошке приятно.
Лошадь узнают в езде, а человека – в общении.
Добро помни, а зло забывай.
За добро добром платят.
Ласковое слово и буйную голову усмирит.
Доброе слово и кошке приятно.
Билеты
Что нужно сделать , прежде , чем войти в чей-либо дом или квартиру?
Какие слова произносят при встрече и прощании?
Кто кому должен уступать место в транспорте?
Нужно ли снимать шапку, когда пришёл в гости, театр, библиотеку?
Что ты сделаешь с фантиком, когда съешь конфету?
Можно ли назвать вежливым того, кто обижает животных?
Слова «До свидания!», «Спасибо», «Простите»
«Пожалуйста», «Здравствуйте»- щедро дарите!
Дарите прохожим, друзьям и знакомым.
В троллейбусе, в парке, в школе, и дома.
Слова эти очень и очень важны.
Они человеку как воздух нужны.
Без них не возможно на свете прожить.
Слова эти надо с улыбкой дарить!