Экскурсия по железнодорожному вокзалу города Кунгура «По железной дороге в новое время»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДОМ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ
617470, Г. КУНГУР, УЛ. К. МАРКСА, 35



Экскурсия
«По железной дороге в новое время»




Составитель: педагог
дополнительного
образования
Якушевич Л. С.







Кунгур 2012г.
Цель: Изучение исторических зданий родного города и знакомство с архитектурным стилем «Модерн».
Задачи:
- познакомить с историей возникновения здания железнодорожного вокзала;
- познакомить с элементами архитектурного стиля «модерн» на основе железнодорожного здания вокзала;
- способствовать воспитанию любви к истории родного края;
- развивать творческие способности.



Продолжительность: экскурсии 1 час.
Экскурсия предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста.

План экскурсии
Введение
Содержание экскурсии
- Отрывок из стихотворения Г. Широкова «Кунгур».
- История постройки железной дороги в городе Кунгуре.
- Отрывок из стихотворения Н. С. Гармоновой «Кунгур».
- Здание железнодорожного вокзала.
Заключение
- Рефлексия

Библиография
Приложение











Нитка маршрута

Привокзальная площадь – Перрон – Зал ожидания – Привокзальная площадь


Введение

Экскурсовод с детьми стоит на площади перед железнодорожным вокзалом. Знакомиться с группой, доводит до экскурсантов правила поведения на перроне и в зале ожидания, а также правила движения во время экскурсии.
Содержание экскурсии
Кунгур

В этом городе нет ни метро, ни трамваев.
И троллейбус пройдёт, очевидно, не скоро,
Здесь по улицам космы позёмка свивает,
Уползая в седые уральские горы.
Ленты рек, извиваясь, опутали город Г. Широков

История постройки железной дороги в городе Кунгуре

Действительно в нашем городе нет ни метро, ни трамваев, да и железной дороги до середины XIX века тоже не было. И в результате начала строительства Горнозаводской железной дороги экономическое развитие Кунгурского края приходит в упадок. Кунгуру необходима была своя дорога, которая заметно оживила бы экономику.
В 1903 году Городская Дума отправила в Москву гласных А. Г. Агеева и А. А. Мамева с прошением о строительстве железной дороги. Депутаты от Кунгура представили начальнику железной дороги департамента при Министерстве Финансов Действительному Статскому Советнику господину Циглеру вариант дороги Чепца – Пермь – Кунгур – Екатеринбург – Шадринск – Курган. А. А. Мамилев высказал все доводы в пользу проекта: в частности то, что через город Кунгур проходит основная масса транзитных грузов и товаров непосредственно из Кунгурского района (хлеб, канаты, овёс, глина, известняк, гипс, мануфактура и д. р.)
В результате прений 20 марта 1903 года было принято направление дороги, и в 1904 году по высочайшему утверждённому решению особого совещания под председательством Николая II вопрос о строительстве железной дороги был решен за счёт казны. Общая сумма была определена 34 миллиона 622 тысячи рублей.
1 ноября 1909 состоялось её торжественное открытие.

Кунгур

Затаились резные домики
В гуще сосенок, взмыв,
Ах, Кунгур мой, сторонка милая,
Ты на свете милее всех!
Словно русская сказка, замер ты. Н. С. Гармонова

Здание железнодорожного вокзала

Введение в эксплуатацию этой железной дороги положительно повлияло на экономику Кунгурского уезда. Появилась необходимость в железнодорожном вокзале, который и начали возводить в 1908 году.
Строительство вокзала с асимметричным трёхцветным фасадом завершилось в 1909 году, под руководством инженера-строителя Игнатия Николаевича Быховца. Красота и удобство являлись главным критерием при проектировании здания. В соответствии с требованием того времени, были предусмотрены отдельные залы для пассажиров 1 и 2 классов, и 3 класса.
Здание железнодорожного вокзала можно отнести к так называемому «рациональному модерну» с использованием русских национальных мотивов (фото №1,2).
Архитектор не стремился к точному копированию деталей новгородско-псковской архитектуры, служившей прототипом проекта. Его цель воссоздание духа, настроения. Иначе говоря, он создал фантазию на древнерусскую тему, живописную и эмоциональную.
Гостей города удивляет сходство здания вокзала со сказочным теремком. Действительно, в решении здания использованы принципы сочетания объемов, присущих русским теремкам XVII века.
Здание искусно скомпоновано, оно сложно, и, вместе с тем целостно.
В плане здание асимметрично, состоит из 4 объектов. Южная часть вокзала двухэтажная, её занимают служебные помещения, далее с юга на север расположены помещения, где раньше располагался ресторан, фойе и зал ожидания. Внешнее чтение строго соответствует внутреннему конструктивному размещению помещений.
Одноэтажные объекты здания составляют симметричное звено. Помещения ресторана и зала ожидания выходят в сторону железной дороги и на привокзальную площадь далеко выдвинутыми ризаметами, завершенными двускатной кровлей. Их плоскости прорезаны огромными окнами с полукруглым завершением. Над центральным объектом звена, по его поперечной оси над карнизом возвышаются двускатные фронтоны со шпилями. По той же оси расположено высокое крыльцо, островерхие башенки, чередование четырёхскатной кровли с двускатной кровлей также заимствованы в теремной архитектуре.
Стены основного объема прорезаны двумя рядами прямоугольных окон. Два этажа постройки поставлены на высокий цокольный этаж. В центральной части окна второго этажа выходят на кровлю первого. С юга к служебному 2-х этажному объему пристроена круговая башня с шатровой кровлей и шпилем. Большие гладкие плоскости стен чередуются с крупной рустовкой.
Декоративные приёмы стиля «модерн»: отделка стен под дикий камень – «руст», округлость оконных проёмов, металлические кронитены сложного рисунка придают зданию некоторую театральность. Но и здесь архитектору удалось выдержать строгость стиля и не перегрузить фасады деталями. Асимметрия композиции тонко уравновешена. Она воспринимается покорно и статично.
Богатырской силой, воспринятой через призму романтики, веет от здания железнодорожного вокзала. Глядя на него, невольно вспоминаешь Древнюю Русь, её мощные крепости, островерхие терема.
Здание Кунгурского вокзала вполне заслужено считается красивейшим из вокзалов свердловской железной дороги.

Заключение

В городе Кунгуре имеется ещё одно здание, построенное в стиле модерн – это дом, хозяином которого в прошлом был нотариус Александр Константинович Глушков. В настоящее время здание принадлежит ЖПЕТ, жилой дом (фото №3).
На территории Пермского края встречаются исторические здания, построенные в стиле модерн. Одно из таких зданий кунгурского купца С. М. Грибушина построено в начале ХХ века (1907 г.) в г. Перми в стиле живописный модерн (фото №4). Едва ли не каждому жителю Перми известно это здание своим неповторимым обликом: «дом с ангелами», «дом с человечками» называют его в разговоре. У здания есть еще одно, литературное имя – «Дом с фигурами», возле которого разворачивается драма героев Б.Пастернака Юрия Живаго и Лары.
Экскурсовод в конце экскурсии задает детям вопросы по содержанию экскурсии.

Рефлексия

Когда произошло торжественное открытие железной дороги в городе Кунгуре?
Назовите фамилию инженера-строителя, руководившего строительством железной дороги и зданием железнодорожного вокзала.
Как называется архитектурный стиль, в котором построен железнодорожный вокзал?
Сколько зданий в городе Кунгуре построено в стиле модерн.













Библиография

Бураков В. Зал ожидания. - Газета «Искра», 14 октября 2003 года. – 4с.
Государственные списки памятников истории и культуры Пермской области. - Пермь, 2001 год, Издательство «Пушка», 155с.
Кунгур в старых фотографиях – Кунгур: Управа города Кунгура. Управление культуры. Краеведческий музей, 1999 год. - 27с.
Популярная художественная энциклопедия. Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство./главный редактор В. М. Полевой. - Москва: 1986 год. -
Ренева О.А. Модерн на улицах Кунгура. - Газета «Искра», 14 октября 2003 года. – 4с.
Роль музея в жизни провинциального города. Историко-культурное наследие и природный комплекс Кунгурского края»/Главный редактор Ф. С. Братилова - Кунгур: Кунгурская городская управа. Управление культуры. Краеведческий музей. 1999 год. - стр. 72.
Экскурсия «Зодчество город»/составитель КБПиЭ Н.Н. Козлова, рецензирован искусствоведом Гармоновой Н.С. - Кунгур: 1985 год. - 30 с.

























Приложения






Фото №1
Фото №2

Фото №3




























Фото № 4









13PAGE 15


13PAGE 14915

Л.С. Якушевич МБОУ ДОД «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий»



Здание железнодорожного вокзала фото Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915